К 100-летию со дня рождения И.Н. Кожедуба
Иван Никитович Кожедуб – маршал авиации советский лётчик ас, трижды Герой Советского Союза. Самый результативный пилот истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.
Благодаря заслугам Ивана Кожедуба Люфтваффе потеряли 64 самолета, а американские летчики два истребителя. Весной 1945 года американские истребители в небе над Берлином по ошибке обстреляли самолет русского летчика и были сбиты ответным огнем. На боевом счету Ивана Никитовича 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев. И ни в одном из этих вылетов его самолет не был сбит. Он виртуозно владел машиной, а также мог поражать цель из любых положений самолета, все движения в бою были отработаны до автоматизма. В небе у него был свой «почерк» – его самолет совершал всевозможные маневры: каскады, горки, змейки, развороты и пикирования. Летящим в хвосте нелегко было держать тот же темп.
Детство и юность
Иван Никитович Кожедуб родился 6 июля 1922 года пятым, самым младшим ребенком в крестьянской семье. Официально дата рождения, правда, другая – 8 июня 1920 года. Для поступления в техникум Иван Кожедуб прибавил себе 2 года. Его родина – село Ображиевка Черниговской губернии на Украине. Отец семейства занимался землей и работал на фабрике, а по совместительству был церковным старостой. Он был начитанным человеком и даже сам сочинял стихи. Дети в семье воспитывались в строгости, родители прививали им трудолюбие и исполнительность. Иван с раннего возраста помогал по дому, носил воду из колодца, из леса дрова, пас скот, с удовольствием учился в школе и очень любил свою учительницу. Многодетная семья жила очень бедно, и отец забрал сына из школы и устроил работать в соседнее село подпаском. Но жажда знаний была сильна, через две недели Иван, оставив стадо, прибежал домой. Он просил отца вернуть его в школу. Отец разрешил сыну вернуться к учебе. Но вначале выпорол за проступок. Помимо учебы будущего аса увлекала техника и педагогика, он много читал, с удовольствием рисовал и занимался спортом. В 13 лет он научился выжимать одной рукой 32 килограммовую гирю. А еще в юности он любил лазать по деревьям – высоченным тополям, которых в деревне росло много. Делал он это виртуозно и часто пугал своими рискованными трюками друзей и подруг. За эти трюки Ивану часто попадало от отца.
В 1934 году в возрасте 14 лет Иван поступает в школу рабочей молодежи. Окончив ее, юный Кожедуб стал… библиотекарем. Правда, всего на полгода. В СССР полным ходом шла индустриализация, рабочих катастрофически не хватало. И молодой человек решает получить рабочую специальность и устроиться работать на завод. Вскоре он поступил в химико-технологический техникум. Среди знакомых Кожедуба были студенты учлёты. Ивану очень нравилась форма и начищенные до блеска сапоги, его заинтересовала карьера военного летчика. Будучи человеком основательным, он стал читать книги об авиации. А на третьем курсе обучения сам записался в аэроклуб. В аэроклубе он научился управлять маленьким самолетом У-2 и прыгать с парашютом. Полеты произвели неизгладимое впечатление на юношу, так что он бросил учебу в техникуме и поступил в Чугуевскую военную авиашколу летчиков, которую окончил в 1941 году. Оформив документы в авиашколу, Иван поехал в родную деревню попрощаться с отцом (мать к тому времени уже умерла), это был последний раз, когда он встретился с отцом. Служба, а потом война закрутили Ивана и в родное село он в следующий раз смог приехать только в 1945, отец к тому времени уже умер.
Подвиги и Великая Отечественная война
В самом начале войны Кожедуб окончил авиашколу в звании сержанта и был назначен командиром 4-го отделения 3-й роты. В этот же год с ним окончили школу 54 будущих Героя Советского Союза, четверо будут удостоены этого звания дважды, а сам Кожедуб – трижды! Поистине, «Золотой выпуск»! В это время Иван много летает, оттачивает умения до автоматизма, и пишет многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт. Осенью 1942 года просьбы были услышаны. Вместе с другими выпускниками училища он был командирован в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко. Вскоре состоялось и боевое крещение, которое было не очень удачным. Новенький и еще не до конца испытанный истребитель Ла-5 был обстрелян немецким Мессершмиттом. Иван чудом остался жив и сумел долететь до аэродрома. Но машина для полетов была больше не пригодна.
Открыл боевой счет Иван в свой сороковой боевой вылет. В составе эскадрильи он вступил в воздушную схватку с 12 немецкими самолетами и одержал победу. Через два дня к своим победам Иван добавляет еще два немецких самолета, через месяц их становится уже 8.
В августе 1943 года Иван Никитович получил свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он был назначен командиром эскадрильи. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами, применяя тактику бреющего полета, требующую от пилота особого мастерства и мужества.
Октябрь 1943 был чрезвычайно напряженным месяцем. В один из октябрьских дней, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника, а летчики прикрывали армию сверху, команда Кожедуба одержала несколько значимых побед. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка – Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109. Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя – и снова вылет. На этот раз четвёркой и с другим соотношением сил: нужно было отразить налёт 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190. В этом бою было сбито еще 4 вражеских самолета.
В начале февраля 1944 года Н. И. Кожедубу за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года молодой перспективный летчик-истребитель за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками получил уже вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза, в это время он лично уже совершил 246 боевых вылетов и сбил 48 немецких самолетов.
В сентябре 1944 года командование направило группу летчиков под командованием Кожедуба в Прибалтику. В ходе военной операции под его командованием было сбито 12 самолетов противника, потеряв своих лишь 2. Потерпев такое сокрушительное поражение, немецкие летчики были вынуждены прекратить активные боевые действия на данной территории. 19 февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб уничтожает реактивный самолет Me-262, который значительно превосходил по скорости его самолет. В кабине немецкого самолета находился унтер – офицер Курт Ланге. Свои последние 2 самолета великий летчик сбил 17 апреля 1945 года, в небе над столицей Германии. Это были немецкие истребители FW-190.
К концу Великой Отечественной войны на счету майора Гвардии И. Н. Кожедуба было 330 успешных боевых вылетов, 120 воздушных боев и 64 сбитых самолёта противника. 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.
Помимо Великой Отечественной войны Иван Кожедуб участвовал еще и в Корейской, которая длилась с марта 1951 по февраль 1952 года. В этой войне прославленный советский ас командовал 324-й самой результативной истребительной авиадивизией Корейской войны. СССР скрывали свое участие в войне. Летчики ходили в форме китайских военных, их даже заставили изучать китайский язык, чтобы вести на нем радиопереговоры в воздухе. Но из этого ничего не вышло. Официальным псевдонимом Кожедуба в этой войне была фамилия Крылов, но Иван Никитович шутил, что на десять месяцев он стал Ли Си Цином. 324-я дивизия под командованием Кожедуба в небе Северной Кореи сбили 215 вражеских самолетов, потеряла 52 МиГа. Сам Иван Никитович к своему счету битых немецких самолетов не добавил ни одного американского, так как командование строго запретило ему вылетать на выполнение боевых заданий. Хотя в документальном фильме «Две войны Ивана Кожедуба» утверждается, что своенравный Иван Кожедуб все же нарушал приказ командования. И на его счету за 10 месяцев участия в войне 17 американках самолетов.
Ла-5 на котором И. Н. совершил свой первый неудачный боевой вылет
Ла-7 в Центральном музее ВВС России в поселке Монино
Послевоенные годы
После окончания Великой Отечественной Иван Кожедуб продолжил служить в ВВС. В 1949 окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В 1948 году освоил реактивный самолет МиГ-15, на котором с апреля 1951 по январь 1952 года летали летчики в небе Северной Кореи. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 года – командовал 76-й воздушной армией. В 1964-1971 находился в должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году получил заслуженное звание генерал-полковника авиации, в 1985 воинское звание Маршал авиации. Со II по V созыв Верховного Совета СССР избирался народным депутатом.
Помимо службы в ВВС прославленный ас писал книги. «Неизвестный Кожедуб. Служу Родине!», «Верность Отчизне», «Три сражения», «Друзья однополчане», «Праздник Победы: Рассказ о дне 9 мая». Эти фронтовые мемуары содержат воспоминания одного из лучших «сталинских соколов». Книги были переведены на иностранные языки и изданы в разных странах. Последние годы жизни Иван Никитович работал над переизданием своей книги «Верность Отчизне». Но в России настали сложные времена, «новое политическое мышление». Работа над книгой встала. А 8 августа 1991 года Иван Никитович Кожедуб умер от сердечного приступа, так и не закончив свою работу. Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Статьи из журналов о И. Н. Кожедубе можно посмотреть в электронном каталоге ЦБС.
Екатерина Лисина