Семья – величайшая человеческая ценность. Это маленький мир, который наполнен любовью, заботой и поддержкой. В ней сохраняются и передаются из поколения в поколение культурные и духовные ценности, обычаи и традиции народа. И неудивительно, что тема семьи отображалась и обыгрывалась во все времена в любом деле и в каждом виде человеческого искусства.
В истории живописи изображение семейных отношений и семейного быта занимает особое место. Ниже представлена подборка работ графики, портретной и тематической русской, советской живописи XVIII-ХХ веков. Меняются лица, выражения и занятия людей, которых мы видим на портретах. Бытовые сцены, праздничные зарисовки, художник в кругу семьи – разные жизненные моменты и стили живописи.
Автопортрет с женой (1729?) А. М. Матвеев
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Семейный портрет, написанный предположительно около 1729 года, необычен для той поры. Автор, один из основоположников русской светской живописи и основателей портретного жанра в русской живописи, Андрей Матвеев написал неожиданное для России Петровской эпохи равновесие мужа и жены. В простом по структуре организации портрете супруга занимает одинаковое с мужем картинное пространство, а их головы расположены на одной линии. В левой руке художник держит ее ручку, а правой нежно и слегка покровительственно обнимает за плечи.
Крестьяне за обедом (середина 1760-х) И. А. Ерменев
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Рисунок крестьянской семьи, выполненный акварелью и гуашью по карандашному наброску И. А. Ерменева 1760-х годов, изображает крестьянскую семью за обедом. Акварель интересна изображением костюмов и тяжелого крестьянского быта.
Крестьянский обед (1774) М. Шибанов
Фото с сайта: https://gallerix.ru
А вот другое изображение крестьянской семьи художника М. Шибанова. На картине будничный эпизод обеда крепостных крестьян. На изображении предан быт и патриархальный уклад крестьянской семьи. В красном углу под образами – глава семейства – крестьянин с усталым, изборожденным морщинами лицом, дожидается, пока жена поставит на стол миску с едой. Молодой мужчина, нарезающий каравай, с ласковой улыбкой смотрит на свою жену, кормящую младенца. А молодая мать нежно, с заботой, глядит на ребенка, прильнувшего к груди.
Картины этих двух мастеров современников по праву могут считаться первыми изображениями крестьянства русскими художниками.
Эстетика ХVIII века ставила бытовой жанр на низший уровень. Изображение народных образов и современной действительности считались недостойными кисти художника. Однако к концу столетия отношения к иерархии жанров начинают меняться. Русские художники все чаще обращаются к бытовому жанру и пишут семейные и домашние сцены.
Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены (1776) П. С. Дрождин
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
На картине П. С. Дрождина изображена семья его учителя, русского живописца Алексея Петровича Антропова. Художник стоит перед мольбертом, на котором расположен портрет его жены, верной спутницы всей его жизни. А за спиной – белокурый мальчик, единственный и поздний ребенок четы Антроповых.
Семейный портрет (В. А. и А. С. Небольсины с ребенком?) (конец 1790-х) В. Л. Боровиковский
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
В конце XVIII века в связи с дарованием дворянскому сословию «Вольностей», позволяющих вести сельский образ жизни, в России стал набирать популярность семейный портрет на фоне природы. Примером такого типа портретов служит картина В. Л. Боровиковского. На фоне пейзажа изображена семейная пара помещиков с ребенком и белой кудрявой собачкой. Нежность отношений людей подчеркивает природа: цветы, животные, дымка тумана.
Портрет князей А. А. и А. Г. Лобановых-Ростовских (1814) В. Л. Боровиковский
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Русскому живописцу Владимир Лукичу Боровиковскому доводилось писать портреты очень знатных людей и даже императоров и императриц. Но одним из самых известных стал парный портрет рязанского губернатора, тайного советника сенатора Алексея Александровича Лобанова-Ростовского и его жены. На портрете одетый по последней моде молодой мужчина с любовью смотрит на свою супругу, сидящую в пол-оборота. Нежным жестом он слегка дотрагивается до ее плеча. У их ног сидит белый пудель, символизирующий супружескую верность.
Семейный портрет графов Морковых (1815) В. А. Тропинин
Фото с сайта: https://my.tretyakov.ru
На парадном групповом портрете выдающегося русского живописца Василия Тропинина запечатлена семья графа И. И. Моркова. В кресле, возле круглого столика, сидит глава семьи – граф, генерал-лейтенант в отставке Ираклий Морков. За его спиной стоят старшие сыновья. В центре картины с рукоделием в руках старшая дочь графа. Супруга Вера Морокова за клавесином, а рядом с ней – учительница музыки мадам Боцигети. Изображенная сцена домашнего концерта выступает символом счастливой послевоенной жизни дворянской семьи.
Семейный портрет художника (1827) А. О. Дезарно Старший
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Семейный портрет (1830) Ф. П. Толстой
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
В XIX веке художники часто изображали семью в интерьере комнат. В этих сценах изображено тихое семейное счастье в родных стенах. Примерами таких произведений служат: семейный портрет французского художника А. О. Дезарно, взятого в плен и оставшегося в России после войны 1812 года, и портрет семьи графа Ф. П. Толстого из того самого знаменитого рода Толстых.
Семейная картина (На балконе) (1851) Ф. М. Славянский
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Счастливую картину своей семейной жизни изобразил на полотне Федор Слявянский. Взгляд художника, стоящего в пол-оборота к зрителю, обращен на супругу, сидящую с ребенком в кресле. Рядом расположилась его теща. А у их ног на пестром ковре играют дети. Художнику удалось передать ощущение любви и гармонии, царящей в семье. Об этом говорят: теплота, с которой смотрят друг на друга супруги, счастливые личики детей и даже легкий беспорядок на полу.
Испанские цыгане (1853) Е. С. Сорокин
Фото с сайта: http://www.artsait.ru
Светлая, оптимистичная картина выдающегося русского художника Ефграфа Сорокина, привезенная из путешествия по Испании. В небольшом дворике, на разостланной на земле подстилке отдыхает цыганское семейство. Мальчик-подросток в длинной белой рубахе танцует под медленный перебор гитарных струн цыгана, лежащего на земле. Старая цыганка, сидящая в тени, хлопает в ладоши в такт музыке. Яркое солнце освещает часть двора, ласкает своими лучами молодую цыганку, белокурую головку младенца и старика, сидящего в стороне. Все в этой картине говорит о покое и умиротворении во время полуденного отдыха семьи.
Возвращение из города (1870) А. И. Корзухин
Фото с сайта: https://my.tretyakov.ru
На картине одного из лучших русских жанровых живописцев А. Корзухина запечатлен очень трогательный момент. Мы видим маленькую комнату бедной крестьянской семьи. Отец, вернувшийся из поездки в город, раздает подарки детям. Перед ним заворожено стоит младшая дочка, подставив подол для подарка. А сбоку старшая дочь разглядывает только что подаренную ей синюю ленту. На дощатом полу ползает младенец, а старуха готовит самовар для чаепития. Несмотря на явную нужду, эта семья выглядит вполне счастливой.
Новые хозяева. Чаепитие (1913) Н. Богданов-Бельский
Фото с сайта: https://muzei-mira.com
К концу XIX века из-за отмены крепостного права большинство дворян обеднели и вынуждены были продавать за бесценок свои поместья. Иногда хозяйские дома покупали бывшие крепостные. На полотне Богданова-Бельского запечатлена именно такая сцена. В комнате, хранящей остатки былого великолепия, оставшегося от прежних хозяев, за круглым столом собралась на чаепитие большая семья – новые хозяева усадьбы. На белой скатерти стоит начищенный самовар, граненые стаканы, горкой лежат ватрушки. Все, кроме старшей девушки, наливающей чай в изящную фарфоровую чашку, пьют напиток по-простому – из блюдечек. Видно, что новые хозяева еще не привыкли к дому, в котором, возможно, раньше работали, и немного робеют.
Крестьянская семья (Святое семейство) (1914) П. Н Филонов
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
Русская живопись XX века отличается разнообразием, возникновением новых течений, поиском неординарных форм. Все направления живописи, возникшие в ХХ веке, принято объединять под одним названием – русский авангардизм.
На яркой многокрасочной картине «Крестьянская семья» Павел Филонов изобразил библейский сюжет. Образы Иосифа, Марии и Младенца Христа намеренно написаны в облике простых земных людей. Они похожи на крестьян, но одновременно наделены иконописными чертами лица. В этих образах художник воплотил свои представления о гармонии человеческой жизни, красоте и мудрости прошлых поколений, вознесших простые жизненные ценности до нравственного идеала.
Снимаются у фотографа (1932) Ф. С. Богородский
Фото с сайта: https://rusmuseumvrm.ru
На картине Федора Богородского бравый матрос и его супруга, явно ожидающая ребенка, с серьезными лицами позируют уличному фотографу на фоне незамысловатого южного пейзажа. Возможно, что супруги пришли в фотоателье перед длительным плаванием, и эта семейная фотография будет скрашивать суровые будни моряка во время разлуки.
Юный шахматист (1951) А. П. Солодовников
Фото с сайта: https://artchive.ru
В живописи советского периода есть много прекрасных картин, изображающих счастливую семью. Яркие светлые краски, счастливые лица, простые жизненные сюжеты и тихое семейное счастье. Примером такой картины может служить «Юный шахматист» Алексея Солодовникова, являющуюся классическим образцом периода соцреализма в искусстве.
Первая весна (1957) С. П. Горинов
Фото с сайта: https://ru.pinterest.com
Картина Спартака Горинова просто искрится солнечным светом. Глядя на нее, можно ощутить нежное весеннее тепло, дуновение свежего воздуха, который ворвался в открытое окно, и радость молодых родителей, с любовью глядящих на своего первенца.
Семья у моря (1964) Д. Д. Жилинский
Фото с сайта: https://my.tretyakov.ru
Идиллическая картина Дмитрия Жилинского, написанная в необычной цветовой гамме, создана по живым впечатлениям от летнего отдыха. На первом плане, спиной к зрителю, стоит жена художника с детьми, а лицом к зрителю, по пояс в воде – отец, сам живописец. Такое расположение членов семьи на картине не случайно. Так автор показал образ своей супруги как воплощение материнского обаяния и женственности.
Семья (1974) Ю. П. Кугач
Фото с сайта: https://artchive.ru
Выдающийся русский живописец Юрий Петрович Кугач писал картины, которые стали классикой отечественного искусства. Многие из его произведений посвящены семье: «Деревенская свадьба», «В субботу», «Первенец», «Семья», «У колыбели», «Хозяйка», «В семье, «Первые шаги». Яркие, эмоциональные, убедительные, написанные с большой любовью, они показывают жизнь простых людей, любовь, заботу и теплоту семейных отношений.
Идиллия (2022) А. А. Дареев
Фото с сайта: https://dareev.ru
Картина современного художника Андрея Дареева «Идиллия» будто пропитана солнечным светом, простором, запахом свежей древесины, леса и воды. А еще – тишиной, умиротворенностью, образом счастливой семьи, живущей в гармонии с природой.
Екатерина Лисина