Читая роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», вы встретите слово «вериги»:
В том совести, в том смысла нет,
На всех различные вериги;
И устарела новизна,
И старым будет новизна.
Это слово встречается и драме «Борис Годунов»:
Входит Юродивый в железной шапке, обвешанный веригами…
В стихотворении «Страник»:
Духовный труженик – влача свою веригу, я встретил юношу, читающего книгу…
Что же означает это слово? И встречается ли оно в современной речи?
Обратившись к «Толковому словарю» В.И. Даля (современника и друга А.С. Пушкина), находим следующее объяснение:
Вери́га – происхождение идет от древне-славянского и означает «цепь»; слово женского рода, более употребляется во множественном числе Вериги; ударение ставится на втором слоге. Это разного вида железные кандалы, цепи, железа, оковы, полосы, кольца, носимые христианскими подвижниками на голом теле для смирения плоти.
К ним добавлялись железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу. Вериги надевали на тело глубоко верующие люди вокруг оси человека, замыкая цепь.
Людей, носивших на себе вериги, называли верижный, верижник, веригоносец или верижница, веригоносица.
В наше время, по некоторым источникам, вериги не носят.
Обратив внимание на известную картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», можно заметить на нищем железные цепи – это и есть вериги.
Источник фото: https://azbyka.ru/verigi
Ношение вериг составляло особый подвиг, требующий духовного рассуждения и благословения опытного духовника. По словам митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), ношение вериг – удивительный по своей силе подвиг, для которого должны быть «и люди, и времена, и причины».
Сегодня сложно получить благословение на ношение вериг – опытные духовники понимают, что такой подвиг может оказаться не под силу даже самому сильному телом и духом человеку.
Также о веригах можно прочитать здесь: