Вся жизнь людей соткана из слов, поступков, действий, мотивированных чем-то или спонтанных. Всё это складывается в нечто судьбоносное для каждого, тайное или явное для других, в зависимости от конкретного психотипа человека. Каждый вправе скрывать свои тайны и скелеты от любопытных «Варвар». Но сколько жизненных тропинок можно пройти на страницах художественных изданий, никому этим не досаждая! Заглянуть в закоулки разума героя, фантазировать вместе с ним, представлять себя на его месте, мысленно решать его проблемы по-своему. Размышлять, оценивать, осуждать или поддерживать, сопереживать, анализировать, смотреть экранное воплощение. Такую «думающую» стратегию чтения могут предложить художественные произведения с психологическим уклоном.
Одной из таких книг является роман Донны Тартт «Щегол» – лауреат Пулитцеровской премии 2014 года.
Её герой, Тео Декер, мало хорошего видел в своей жизни. Пожалуй, он был по-настоящему счастлив лишь в то время, когда исчез из дома его вечно пьяный и злой отец, и Тео остался с доброй и заботливой мамой. Но и это время быстро закончилось по его вине, терзавшей подроста всю последующую жизнь. Будучи нерадивым учеником, он спровоцировал вызов матери в школу. По пути мама с мальчиком зашли в музей, где прогремел роковой взрыв, оставив оглушённого подростка сиротой. Дальше – приёмные семьи, переезд к равнодушному отцу, игроку и авантюристу, и наркоманке-мачехе. Глухое отчаяние, одиночество, неприкаянность и тоску Тео глушил водкой и наркодрянью. Что не спасало его от ощущения своей ничтожности. «Поддерживал» его в этом мировосприятии новоявленный друг Борис, такой же никому не нужный мальчишка при наличии отца, жестокого алкоголика. Но была у Тео своя мучительная тайна, которая грела его какой-то отчаянной любовью и одновременно непреходящим страхом. При взрыве умирающий старик отдал ему картину с маленькой жёлтенькой птичкой, прося сохранить от мародёров. Мальчик держал её при себе, тайком любовался изображением миниатюрного щегла, прикованного к клетке цепью, и ужасно боялся разоблачения: за воровство музейных реликтов следовало пожизненное тюремное заключение. Меж тем, у картины своя особенная судьба, как и у Тео. После внезапной смерти отца, он возвратился в родной город, где был принят старым другом, антикваром, на проживание. Обрёл любимую работу, планировал свадьбу. Всё бы образовалось в размеренную жизнь, но маленькая прикованная птичка тянула в другой, неожиданный поворот жизни.
В романе много рассуждений, психологических терзаний и мук персонажа, размышления о жизни и смерти, о своём предназначении в этом мире, раздумья о бессмысленности существования. Главный вопрос, терзающий Тео, таков: сама по себе жизнь – главный приз или катастрофа?
Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 22, 23, 25, 26, 28, 31, 32.
Бывает ли перемещение во времени? Во сне или наяву? Эту дилемму пытается решить герой романа «Ты будешь там?» французского писателя Гийома Мюссо.
Элиот – врач, первоклассный хирург, его кредо – спасение людей. И делает он это успешно. Но свою любимую женщину он спасти не смог. Единственное желание шестидесятилетнего Элиота – увидеть ту, которой нет уже тридцать лет. И мечта эта может превратиться в реальность, стоит проглотить десять золотых таблеток. Начало приёма уже позволило совершить бросок в прошлое. Встретиться с самим собой и приблизиться к пути осознания ошибок молодости и попыткам повернуть ход событий. У мужчины появилась призрачная надежда, что он сможет изменить судьбу дорогой Илены, но вот какой ценой! Будет жива она – не будет дочери. Элиот судорожно ищет возможность переиграть судьбу, сохранив жизнь обеим женщинам.
В романе очень уместны реплики и высказывания популярных личностей. Они дополняют повествование, дают дополнительную мотивацию на домысливание философско-психологической подосновы романа, вытекают в логическую цепочку главной линии сюжета. Возникает параллельное желание поразмышлять вместе с персонажем. Что бы ты изменил, если бы вернулся в прошлое? Как избежать горя, сожалений и угрызений совести? Существует ли рок, определяющий нашу судьбу? Как заставить смерть отступить? Нужно ли смириться с тем, что предрешено? Стоит ли верить в чудо? А может проще жить с завязанными глазами?
Книга доступна в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 8, 10, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 32.
Ювелирную головоломку предлагает читателям Гиллиан Флинн в своём произведении «Исчезнувшая».
Семейная пара Ник и Эми вместе уже 5 лет. Супруги планируют отпраздновать очередную годовщину. Но внезапно Эми исчезает. В детстве – это милая девочка, героиня сказочных произведений, создаваемых родителями-писателями. Может поэтому она такая оригиналка и любит оставлять мужу зашифрованные послания. Очередным розыгрышем могло показаться и её исчезновение. Но все улики, в том числе погром в доме и деревянная дубинка со следами крови Эми, указывали на то, что муж расправился с надоевшей супругой. Он – главный подозреваемый. Сообщение о беременности жены подтверждают его мотивацию убийства. Сам Ник понимает, что Эми устроила ему ловушку, которой мстит по личным мотивам, но доказать он ничего не может. На популярном ток-шоу он публично просит прощения и уговаривает Эми вернуться, в надежде восстановить свою репутацию в обществе. Поверит ли Эми и вернется – большой вопрос. Но, в любом случае, её игры зашли слишком далеко, хитроумно выточенный план с подозрением на паранойю не оставляет надежды на искренность и привязанность. Лишь взаимная ложь, понимание её и принятие, взаимные угрозы объединяют супругов под одной крышей. Эми же, превратившая жизнь мужа в полный кошмар, квалифицирует ситуацию как путь к взаимному счастью: «Этак мы скоро станем самой лучшей семьей в мире. Просто ядерной семьей».
На протяжении достаточно длинного повествования ломаешь голову: кто злодей, а кто жертва. Кто же сейчас Эми: милая женщина или коварная, психически больная стерва. И так ли интеллигентен муж, как кажется. Кто на самом деле виноват. Записи из дневника Эми и рассказы Ника не столько выдают семейные тайны, сколько показывают тонкую психологию супружеских взаимоотношений вместе с взаимным непониманием на тему «мужское/женское». Книга может зацепить не сразу, сюжет с раскачкой и неожиданной, шокирующей концовкой. Он может показаться жутковатым, но для любителей психологического триллера самое то.
Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 10, 11, 14, 22, 26.
Представитель Бразилии Пауло Коэльо в романе «Вероника решает умереть» предлагает читателю пройти по лабиринту человеческого Безумия, определяющего мотивацию мысленного посыла и соответствующих ему поступков и действий.
Вероника – молодая, красивая девушка решила расстаться с жизнью по причине жизненной рутины. Нелюбимая работа, нереализованные мечты, следование программе, указанной родителями, однообразие – всему этому Вероника предпочла Вечное забвение. Скрупулёзно рассмотрев все возможности ухода и выбрав эстетичные таблетки, она назначила встречу со смертью, предвкушая пережить любопытный опыт перехода в другой мир. Но встреча не состоялась. Спасение пришло в психиатрической клинике в лице доктора Игоря. У доктора Игоря была своя, особая методика лечения разновидностей душевной болезни, обозначенной им термином «Горечь». Своеобразное лечение применил он и к Веронике, согласно которого ей осталось пять дней жизни. Проживая их, Вероника испытала шквал эмоций. Неописуемую благодать от созерцания неба и солнца, наслаждение игрой на пианино, желание чувствовать любовь и ненависть, отчаяние и досаду, всякие другие глупые вещи. А главное – желание жить. Она осознала, что приняв таблетки, она хотела убить в себе ту, которую презирала, не думая, что внутри есть другие Вероники, которых она могла бы полюбить. Интересные, безрассудные, любопытные, смелые и отчаянные, умеющие отстоять свою ту жизнь, которая по душе. Поняла, что отсутствие смысла жизни – только её вина. А жизнь сама по себе – самый бесценный дар.
Несмотря на изначально грустный сюжет, книга оптимистична. Автор убеждает ценить жизнь и каждый день воспринимать как чудо. «А ведь так и есть, если принять во внимание, каким огромным и насыщенным может стать любое мгновение нашего хрупкого существования». Интересны и метафоры, побуждающие вчитываться в каждую строчку, анализировать слова автора о любви, привязанности, одиночестве, переосмыслить многие правила, нормы и суть существования.
Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 21, 24, 26, 27, 29, 31, 32.
Главный персонаж книги Елены Катишонок «Когда уходит человек» – ДОМ.
Дом под номером 21 на Палисадной улице в тихом прибалтийском городке. Дом живёт, дышит, вибрирует. Дом провожает и встречает своих жильцов, сживаясь с ними и оставляя в памяти. Есть ли душа у дома, и если есть, то у всякого ли дома? Ответ на этот вопрос – на страницах издания.
На заре 30-х годов заселяется дом. Время отмеряет ему смену эпох. Пришла Советская власть, нарушив спокойное достоинство людей, проживших без индустриализации, пятилетних планов, гонов и чисток. Полетели судьбы обитателей дома. Кто остался без своего доходного дела, а кто и вовсе отправился в теплушках в дальние края, чтобы сгинуть там навсегда. Началась война и кончилась советская власть. И вот кто-то заговорил о национальном возрождении страны. В городе новая власть – немецкая, за невыполнение правил которой – наказание по законам военного времени. Снова приказы и казни приводятся в исполнение. Охота на людей продолжается. К тому же здесь есть евреи, которым место в Гетто. Дом снова пустеет. Но скоро появятся чужие люди, чужие голоса. В городе новый виток советского бытия. В дом №21 заселяются новые жильцы. Только интерес к ним уже не тот, Дом чаще вспоминает тех, кто обитал здесь раньше.
Последняя представленная книга отличается тонким авторским психологизмом и в описании внутреннего монолога Дома, и в проникновении в человеческие судьбы его обитателей.
Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 25, 26, 27, 29, 31, 32.
Рекомендуемые книги ждут вас в библиотеках города Челябинска.
Нина Кондрашина