«Для меня кино это не профессия, это — моя жизнь,
и каждый фильм для меня — поступок»
Андрей Тарковский
27 августа – День российского кино – профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в Российской Федерации.
Просмотр кинофильмов – дома или в кинотеатре – привычная часть нашей жизни. Но при этом мало кто из нас задумывается, сколько людей самых различных профессий работали над фильмами, которые мы смотрим. И большинство из них остались за кадром. Мы видим работу актеров, но ведь есть еще сценаристы, художники, костюмеры, операторы, гримеры, монтажеры и т.д. – список очень длинный. Однако есть один самый главный человек, который всегда находится за кадром, и, словно дирижер, руководит процессом создания фильма от начала до конца. Это кинорежиссер.
Профессия «кинорежиссер» – сравнительно молодая, возникла в начале ХХ столетия. В кинорежиссуре различают три направления: документальное, игровое и анимационное. У каждого из этих направлений – своя специфика и свои законы.
Чем же занимается режиссер фильма? Можно подробно рассмотреть процесс создания фильма, разложить его на технические составляющие, проанализировать все действия, совершаемые самым главным человеком на съемочной площадке (от создания замысла картины и проведения кастинга актеров до контроля над процессом монтажа отснятого материала), но так и не ответить на вопрос: что самое главное в профессии кинорежиссера?
Сама суть этой профессии ускользает от точного анализа, не поддается четкому описанию. Ведь бывает так – сидишь в кинозале, смотришь фильм – режиссер известный, актеры популярные, бюджет фильма солидный, а ты…ничего не чувствуешь, да и на вопрос – о чем это кино – ответить толком не можешь. Нет магии, волшебства, которые отличают по-настоящему талантливые фильмы от обычных, ничем не примечательных кинолент из серии «посмотрел-забыл». И вообще – как оценивать, хороший получился фильм или не очень? Где объективные критерии? Кассовые сборы? Количество положительных отзывов кинокритиков? Реакция зрителей? А если одним фильм очень понравился, а другим – совсем не понравился? Вопросов больше, чем ответов.
Существует целый мир киноиндустрии, в котором коммерческий успех фильма выступает основным критерием при принятии решения – снимать или не снимать. Никто не знает, сколько гениальных сценариев будущих фильмов ждут своего часа в ящиках стола…
Кинорежиссер – это творческая профессия. Ее представители – люди тонкой душевной организации. В их деятельности талант, мастерство и умение воплотить свой художественный замысел сочетаются с огромными физическими и эмоциональными нагрузками, необходимостью вдохновлять и вести за собой огромное количество людей. Успех, известность и признание идут рука об руку с творческими кризисами, мучительными поисками и эмоциональным выгоранием.
Говорят, что на съемочной площадке у кинорежиссера Мартина Скорсезе запрещено здороваться с великим мастером и смотреть ему в глаза без крайней необходимости. Возможно, такие меры необходимы режиссеру, чтобы сконцентрироваться на главном, не растратить себя и свои внутренние ресурсы на повседневные действия.
Каким же образом можно прикоснуться к волшебному миру кино, узнать что-то неизвестное, что не видно на экране, а осталось за кадром? Открыть книги, написанные известными кинорежиссерами или их коллегами и друзьями, погрузиться в мир историй и воспоминаний о кино.
Книгу «Кот ушел, а улыбка осталась» сам автор Георгий Данелия, постановщик таких известных фильмов как «Сережа», «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон» и др., охарактеризовал как «маленькие истории, байки кинорежиссера». Из этих коротких историй, то смешных, то грустных, написанных с удивительной простотой и легкостью, мы можем узнать, как снимались фильмы, которые сейчас принято называть «культовыми».
«7 1/2 или фильмы Андрея Тарковского» Майи Туровской содержит не только исторические справки и беседы с людьми, тесно работавшими с Тарковским, но и субъективный анализ его фильмов. Исследование мотивов, изобразительных приемов, операторских решений великого кинорежиссера погружает читателя в сложный, тонкий и обладающий особой эмоциональной атмосферой мир киношедевров Андрея Тарковского.
Автор книги «Ленком – мой дом. Лицедейство и фарисейство. Мое режиссерское резюме» Марк Захаров – театральный режиссер, создатель спектаклей и кинофильмов, любимых несколькими поколениями людей. На страницах этой книги можно найти мысли и воспоминания Марка Захарова об одном из самых известных театров страны, о современниках, о перипетиях жизни на сцене и на съемочной площадке.
Сборник «Я медленно открыла эту дверь» включает в себя воспоминания Людмилы Голубкиной (киноредактора, педагога ВГИКа, чья судьба связана со многими фильмами, снятыми на «Мосфильме» и киностудии имени Горького), а также ее друзей, коллег и учеников.
Все эти книги вы можете найти в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Челябинска.
Вероника Ким