Интригующие книги от любимых актеров о себе, о театральном закулисье и секретах кино
Что поделать, но в театр сейчас попасть еще трудней, чем до пандемии… Тем более не каждому повезёт побывать в московском театре. А так хочется прикоснуться к прекрасному, волшебному, живому искусству! Как всегда, и в этой трудной ситуации спасают книги. Причем необычные, написанные не маститыми писателями, а известными и любимыми актерами, служившими в театре им. Ленинского Комсомола, где они дружили и играли в одних спектаклях. Их уже нет с нами: ярких, искрометных, обаятельных, энергичных! Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов…
Каждый из них – это явление, как и книги, написанные ими на бегу, на ходу, не за месяц, не за год, а от случая к случаю, как «записки на манжетах». Ими восхищались, любовались, интересовались, их ждали, хвалили и любили, потому что они были удивительными артистами, хотя были и разными.
Эти книги, как будто какой-то новый жанр в литературе, не менее захватывающий, чем детектив. Сколько в них откровений и глубины, сколько исследований и наблюдений, рожденных и в радости, и в горе. Уж такой он трудный и своеобразный этот мир театра, которому они посвятили свою жизнь.
Олег Янковский «Улыбайтесь, господа!»
Книга последнего Народного артиста СССР Олега Янковского «Улыбайтесь, господа!» – это отнюдь не весёлые воспоминания, а серьезные размышления автора не только о себе и театре, но и о стране, «которую мы потеряли». В дворянской семье, где соблюдались семейные традиции, но скрывалось от детей, что отец репрессирован, все три сына Янковских стали актерами. Олег – младший из братьев стал актером в провинциальном Саратове. В своей книге он мало пишет о своем детстве и юности, и почти сразу анализирует свою профессию, в которой было много случайностей. Он играл много разных ролей, начиная с Ленина, и считал своё поколение счастливым, несмотря на цензурные советские запреты. Но насколько же тяжело было сохранять театр в лихие 90-е, когда у публики не было денег на билет, а многие актеры были вынуждены сниматься в рекламе. И хоть была у Янковского возможность заработать большие деньги на рекламе «Вольво», он отказался в ней участвовать. «Закончились мои французские гастроли, весной 92-го я вернулся домой и… не узнал Москву. Контраст оказался разительным. Четыре часа назад я гулял по залитому огнями, благополучному Парижу и вдруг перенесся в Москву. Где все такое… слово не могу подобрать… серое, унылое, безнадежное… Больше всего поразили барахолки у Большого театра и «Детского мира». Это моя родина? Даже мелькнула мысль: «Господи, куда я вернулся? Зачем?» Нет, об эмиграции, конечно, не думал – упаси боже! – но одновременно и не представлял, чем теперь буду заниматься. Кому тут нужны актеры?»
Олег Янковский рассказал в книге много интересных фактов о совместной работе с режиссером Марком Захаровым, которому посвятил одну из глав книги. Он с теплом вспоминает о многих актерах, с кем свела его судьба: о Ролане Быкове, как о своем духовном учителе, о Евгении Леонове, Андрее Тарковском, которому тоже посвятил главу. Особое удовольствие от рассматривания в книге фотографий о жизни и творчестве Олега Янковского.
Книга представлена в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, а также в библиотеках №№ 1, 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32.
Свою удивительную книгу «Авось!» Николай Караченцов написал настолько увлекательно, образно и динамично, что она читается просто на одном дыхании! Талантливый актер и в писательстве не подкачал. Столько открытий и сенсаций о театре Ленком, о его спектаклях и особенно гастролях не рассказывал пока ни один актер. Караченцов обожал танцы и прекрасно танцевал, что очень пригодилось в мюзиклах с его участием. О себе он пишет: «Я не герой-любовник, я шут, хулиган». Книга уникальна тем, что автор очень подробно живым языком рассказывает о себе, о каждом спектакле, о каждом партнере, с кем играл в Ленкоме.
Конечно, особое место в книге уделено легендарной постановке «Юнона и Авось», где Караченцов около четверти века был единственным исполнителем главной роли графа Рязанова. А гастроли «Юноны» в Париже и через семь лет в Нью-Йорке поражают своим масштабом. За полтора месяца игралось сорок восемь спектаклей! Они состоялись благодаря миллиардеру Пьеру Кардену, который их организовывал и оплачивал. Для зарубежного зрителя театр Ленком с его неподражаемыми артистами стал бомбой! Николай Караченцов всегда и везде играл на пределе, выкладываясь так, что со зрителями творилось сумасшествие! В этой культовой и громкой рок-опере у него не было дублеров и, бывало, он выходил на сцену с сильнейшей болью в руке, травмируемой теннисом, который он обожал. И все равно, проживая свою роль на сцене, он думал о том, «как не докормить зрителя».
Эту книгу, богатую фотографиями, не описать в двух словах: она насыщена такими историями и воспоминаниями, что, читая её, невольно становишься зрителем и даже участником событий, происходящих в жизни этого необыкновенного человека и артиста. «Как только я пойму, что всё в этой жизни умею, значит пришла пора уходить из профессии, значит, я уже не совершу ничего нового, светлые дали передо мной не откроются. А мне бы хотелось, чтобы любое откровение происходило не только для меня, но и для моего зрителя. Чтобы каждая новая роль не повторяла предыдущую. Чтобы ежедневно, пусть ненамного, но шло движение вперед и вверх».
Книга ждет вас в библиотеках №№ 10 и 32.
Сергей Соловьев «Александр Абдулов «Необыкновенное чудо»»
Книга «Необыкновенное чудо» из серии «Людям о людях» необычна своей формой: она составлена из интервью артиста, которые он давал разным изданиям газет и журналов. За годы творчества Абдулова их накопилось много, и они, как записки на листочках, или манжетах, отвечают на вопросы, которые задавались этому романтичному и обаятельному актеру журналистами и зрителями. Совпадение ли, но он тоже родом их творческой семьи и тоже третий сын, как и Олег Янковский. И как Караченцов, называл себя шутом гороховым. Актер и вправду отличался от других артистов своеобразным чувством юмора и любовью к розыгрышам, шуткам. Он часто опаздывал на репетиции, но его обожал Марк Захаров и многое прощал. Это был рисковый человек, берущийся за многое, обожающий женщин: «Я хотел бы сыграть с Роми Шнайдер и Мерил Стрип… она загадочна, я её не понимаю и хотел бы попробовать разгадать. Наши красавицы актрисы могут быть эффектными, но почти никогда не бывают таинственны, а это совершенно другой тип притяжения». Он так и остался и чистым юношей, и завзятым ловеласом.
Раньше об актерах ходили легенды, а теперь чаще сплетни. Но один случай, прошедший на гастролях в Америке, был показателем внутренней сути и таланта актера Александра Абдулова. В спектакле «Юнона и Авось» он играл несколько ролей, и, играя роль пылающего еретика, манипулировал двумя горящими факелами, хотя открытый огонь в зале был категорически запрещен. Американцы заметили, что у артиста настолько безумный взгляд, что он может забросить факел в зрительный зал. И было решено сделать ему браслетик, типа ошейника, чтобы, в какой бы раж он ни вошел, а бросить бы факел не смог. Этот браслет сохранился на фотографиях.
Приглашаем за книгой из серии «Людям о людям» в библиотеки №№ 2, 10, 21, 25, 26, 28, 31.
Всякое бывало в жизни этих трех друзей-артистов, романтиков: Янковского, Караченцова и Абдулова, играющих не только на сцене, но и в футбольной команде Ленкома с названием «Авось». Всем им, талантливым и думающим, иногда приходилось соглашаться на заведомо слабую роль, в надежде вытянуть из неё что-нибудь живое, потому что предлагались слабые в литературном плане сценарии. Не охватить в кратком обзоре всех тем и вопросов, затронутых авторами в своих книгах, но им было необходимо выговориться о наболевшем, а этого было накоплено немало.
Татьяна Мишина