Танк (англ. tank) – полностью бронированная гусеничная боевая машина высокой проходимости с мощной пушкой обычно во вращающейся башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой. (Большая Российская энциклопедия, Т. 31. – М., 2016)
В переводе с английского tank – это бак, цистерна. В России бронированные машины поначалу называли «лохань» – английское слово «танк» прижилось позже.
Прародители танков
Считается, что первый танк был придуман еще в эпоху Возрождения великим итальянцем Леонардо да Винчи – деревянный ящик на колесах с бойницами, который вскоре был забыт.
В Китае и Корее с античности использовали в бою колесницы, защищенные щитами и оснащенные арбалетами.
История же создания отечественных танков началась во время Первой мировой войны. К этому времени в некоторых странах уже получили распространение бронеавтомобили. Использовались и бронепоезда, но их главным недостатком была невозможность передвигаться без рельсов, протяженность которых была крайне мала.
Отечественные танки
Зарождение настоящего отечественного танкостроения пришлось на начало 1920-х гг. Первая мировая война показала необходимость качественного изменения вооружения армии. Нужно было срочно создавать транспортное средство, способное прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек. Бронеавтомобили, участвовавшие в боевых действиях, для этого не годились.
После Первой мировой войны русская армия все еще не имела ни своих, ни импортных танков, хотя попытки создать новое оружие, отвечающее всем требованиям своего времени, делались постоянно. Например, в 1915 году была построена бронированная колесно-гусеничная машина «Вездеход» А. А. Пороховщикова.
Толщина брони составляла всего 8 мм. «Вездеход» имел широкую гусеницу, позволяющую танку маневрировать в бою. Недостатком стала непрочная резиновая лента гусеничного механизма.
Известен также колесный танк (Царь-танк), созданный инженером Н. Н. Лебеденко. Он отличался совершенно фантастическим видом и стал самым большим танком в мире. Однако при первых же испытаниях, несмотря на огромные колеса (диаметром 9 метров), танк застрял в яме да так там и остался.
В 30-е годы прошлого века отношения Советского Союза и Европы постепенно нормализовались. Но в 1934 г. в Германии пришел к власти Гитлер и стало понятно, что война неизбежна. К тому же обострились отношения с Японией, стремившейся начать военные действия против СССР. Срочно требовалось техническое переоснащение Красной армии. Промышленность молодого государства развивалась ударными темпами. В срочном порядке создавалось новое оружие и техника.
Так как попытки создания собственных броневых машин оказались неудачными, решили обратиться за помощью к Великобритании и США. Британский тяжелый танк Mark I стал первым в мире серийным танком. «Марки», в зависимости от вооружения, подразделялись на «мужские» (male) и «женские» (female) машины.
В США было закуплено несколько танков Кристи (или амфибия-танки) у его создателя Уолтера Кристи.
Но у иностранных танков было множество недостатков, поэтому советские инженеры создавали на их основе свои, усовершенствованные броневые машины. В результате английский танк Mark I послужил основой для танков Т-27 и Т-26, а американский Кристи – для создания серии колесно-гусеничных танков БТ.
Легкие колесно-гусеничные танки БТ наряду с Т-26 составили основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в самом ее начале.
Но броневые машины БТ были легкими и слабо бронированными и даже их довольно высокая скорость не компенсировала этот недостаток. Да и огромные танки, типа советского 50-тонного, были немногим лучше. Из-за больших размеров они были уязвимы на поле боя, требовали большого экипажа (10-12 человек) для управления.
Вторая мировая война заставила сделать качественный рывок в танкостроении. Именно в военное время появилось противоснарядное бронирование и длинноствольные пушки калибром до 152 мм, танки стали радиофицированными. Появились и первые инфракрасные прицелы.
Вообще Великая Отечественная война выявила все недостатки броневых машин. Оказалось, что быстрые легкие танки, на которые возлагались все надежды, хороши только в локальных конфликтах, но не в «большой войне». Большинство из них было уничтожено противником в начале боевых действий. Им на смену пришел знаменитый Т-34 – средний танк, ставший одним из символов Второй Мировой войны.
Новейшую конструкцию разработало конструкторское бюро Харьковского завода под руководством М. И. Кошкина. Т-34 превосходил предыдущие модели в проходимости, манёвренности и подвижности. Впервые была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11, значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда все существовавшие тогда танковые артиллерийские системы.
Серийный выпуск этих машин начался уже в 1940 году. С 1942 г. на заводах Урала и Сибири развернулось крупносерийное производство. В течении войны танк постоянно модернизировался. Ведущим по модифицированию Т-34 стал Уральский танковый завод № 183. Во время войны советская промышленность развивалась огромными темпами. По некоторым данным, всего было выпущено более 35000 этих танков.
Советский средний Т-34 стал легендарным танком, сыгравшим незаменимую роль в победе нашей страны и признан многими специалистами лучшим танком Великой Отечественной войны.
Однако в конце войны стало понятно, что нужны хорошо защищенные тяжелые машины для городских боев.
Одной из первых послевоенных машин стал тяжелый ИС (Иосиф Сталин). Сам Сталин лично утвердил проект будущего танка. В ИС-4 была сильно утолщена броня, увеличен калибр орудия, по-новому размещался экипаж. При этом машина была достаточно подвижной. Вскоре было решено еще более усовершенствовать танк, и на свет появился ИС-7.
В послевоенное время необходимость в тяжелых машинах отпала. Армия нуждалась в средних танках, обладающих хорошей маневренностью и силой, ведь промышленность других государств тоже не стояла на месте. Нужна была конкурентоспособная техника. Так появился танк Т-54, который долго оставался основной боевой машиной нашей армии.
Позднее был выпущен еще более усовершенствованный Т-55, способный преодолевать водные преграды и большие расстояния. Танки Т-54 и Т-55 долгое время были очень популярны, принимали участие во многих вооруженных конфликтах, в Афганской и Ирано-иракской войнах,
а созданный на основе этих машин танк Т-62 применяется и сейчас.
Шло время, конструкторские бюро изобретали все более передовую технику. Так в 1968 году появился первый и единственный в мире полностью ракетный танк ИТ-1«Дракон» (истребитель танков), на котором размещалась специальная башня с ракетной установкой.
Машина имела особо прочную броню, приборы дневного и ночного видения. Впервые появился стабилизатор наведения ракет и уникальный ночной прицел. Теперь дальность попадания ракет достигала более 3000 м. Танк серийно выпускался на «Уралвагонзаводе» с 1968 по 1970 гг.
Конечно, были и экспериментальные и опытные образцы – конструкторская мысль не стояла на месте.
Лучшие современные танки
В настоящее время Россия имеет на своем вооружении мощнейшие танки в мире.
Т-90 «Владимир» – танк третьего поколения, разработанный в 1989 году и названный в честь главного конструктора Владимира Поткина.
Он оснащен реактивной броней и оптико-электронной системой подавления огня, имеет спаренный пулемет, зенитную установку и возможность стрельбы из основной пушки управляемыми ракетами. При этом танк обладает неприхотливостью, надежностью и выгодной ценой.
В 2000-х он был лидером продаж на мировом рынке. На вооружение армии он встал в 1992-ом году и до сих пор остается одним из основных боевых единиц во многих армиях стран СНГ и не только.
Один из лучших последних образцов – Т-14 «Армата» – российский основной танк с необитаемой башней.
Это мощная, скорострельная машина, способная выполнять сетецентрические задачи: разведка, целеуказание, дистанционное управление через единую систему управления. Она способна получать боевые данные онлайн и автоматически определять баллистические параметры для управления огнем всего тактического звена. Танк имеет систему для запуска и управления беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль», обладающую автономной РЛС и прицелом инфракрасного типа.
Российское танкостроение находится в постоянном развитии. В разработке новой боевой техники используются самые последние достижения науки и техники, недаром современная отечественная бронетехника считается лучшей в мире.
Книги в наших библиотеках:
Дроговоз, И. Г. Танковый меч страны Советов. – Москва; Минск, 2002. – 479 с.
Ибрагимов, Д. С. Противоборство: история создания воен. техники в СССР и Германии: докум. повесть. – Москва, 1989. – 495 с.
Каторин, Ю. Ф. Все о танках: [от зарождения идеи до перспективных моделей XXI века] / Ю. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский, В. О. Шпаковский. – Москва; Санкт-Петербург, 2011. – 624 с.
Кириллов, А. Д. От Урал до Берлина и Праги: маршрут Победы танкистов-добровольцев: к 75-летию УДТК / А. Кириллов, Г. Каета. – Екатеринбург, 2018. – 159 с.
Костюченко, С. А. Как создавалась танковая мощь Советского Союза: [в 2 кн.]. – Москва; Санкт-Петербург, 2004.
Устьянцев, С. В. Элита Российской индустрии: Уралвагонзавод / А. В. Пислегина, А. Х. Фахретденова. – Екатеринбург, 2001. – 238 с.
Дополнительную литературу можно найти, воспользовавшись электронным каталогом на нашем сайте.
Интернет-ресурсы:
История танкостроения. – Текст: электронный // TANKI-TUT.RU: [сайт] – URL: http://tanki-tut.ru/istoricheskaja-spravka (14.08.2020).
История создания танков. – Текст: электронный // SiteKid.ru онлайн энциклопедия: [сайт] – URL: https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/tanki/istoriya_sozdaniya_tankov.html (14.08.2020).
Танки СССР, созданные после Второй мировой войны. – Текст: электронный // Лучший сайт о СССР: [сайт] – URL: https://osssr.ru/technic/voenaya/tanki-sssr-sozdannye-posle-vtoroj-mirovoj (17.08.2020).
Неизвестный Д. История развития отечественного танкостроения. Ч.1. – Текст: электронный // DRIVE2.RU: [сайт] – URL: https://www.drive2.ru/b/521925801273196582 (17.08.2020).
Вездеход Пороховщикова (1915 г.). – Текст: электронный // Большая военная энциклопедия: [сайт] – URL: http://zonwar.ru/bronetexnika/pojvlenie/Vezdehod_Porohovschikova.html?utm_source=warfiles.ru (17.08.2020).
Производство Т-34 и Т-34-85 в СССР. – Текст: электронный // Арсенал-Инфо.рф: [сайт] – URL: https://arsenal-info.ru/b/book/361258955/4 (17.08.2020).
Царь-танк. История самого большого танка в мире. – Текст: электронный // Дзен: [сайт] – URL: https://zen.yandex.ru/media/ourhistory/cartank-istoriia-samogo-bolshogo-tanka-v-mire-5b73eade22899a00a95e500c (17.08.2020).
«Сила и мощь»: 5 самых разрушительных российских и советских танков – Текст: электронный // Social media news: [сайт] – URL: https://ru.sm.news/sila-i-moshh-5-samyx-razrushitelnyx-rossijskix-i-sovetskix-tankov-1211 (17.08.2020).
Наталья Корлякова