Когда говорят о педагогах в художественной литературе, на память приходят давно ставшие классикой произведения: «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Уроки французского» В. Распутина, «Благие намерения» А. Лиханова, «Доживем до понедельника» Г. Полонского и другие.
Сегодня мы познакомимся с произведениями, увидевшими свет в нынешнем, ХХI веке.
Книгу Сергея Кузнецова «Учитель Дымов» по праву можно назвать семейной сагой. Действие длится с зимы 1943 до 2012 года. Автор рассказывает о судьбе трёх поколений Дымовых: провинциального вузовского преподавателя химии Владимира, его сына Валерия, начинавшего свой жизненный путь простым учителем физкультуры и внезапно переквалифицировавшегося в модного учителя йоги, и внука Андрея, который пришёл в школу преподавать литературу, оставив карьеру успешного и популярного журналиста, главного редактора гламурного журнала. А рядом с ними, на протяжении всего романа, проходит судьба безответно любившей Владимира сестры его жены Жени.
О чём ещё эта книга? Она о нашей жизни: меняется время, меняются люди, но остаётся поиск своего пути, призвания, будь то учительство, врачевание, хранительство семейного очага или что-то ещё. Более того, на примере судеб всех троих Дымовых автор ищет баланс взаимоотношений человека и государства: как прожить жизнь по совести, не писать доносов на коллег и друзей, не гнить в тюрьмах и лагерях, не участвовать в протестных демонстрациях, но менять мир хоть по чуть-чуть, обучая своих учеников думать.
Произведение Германа Садулаева «Иван Ауслендер: роман на пальмовых листьях» знакомит нас с еще одним педагогом. Но если герои книги С. Кузнецова сознательно уходят от политики, то этот, наоборот, идет в неё. Иван Ауслендер – незаметный, скучный университетский преподаватель санскрита средних лет. 2010-е годы, близятся выборы, Ауслендеру предлагают выступить на митинге за честные выборы в Петербурге вместо отказавшегося коллеги. В круговороте митингов и выступлений протестной волны на смену иллюзорному чувству свободы приходит разочарование. Он бросает политику, перестаёт преподавать, пытается заняться предпринимательством и, в итоге, отправляется в путешествие.
«Новый роман Германа Садулаева, талантливого постмодерниста, финалиста премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга», – это полный сарказма и неожиданного тонкого лиризма интеллектуальный палп-фикшн о 2010-х годах, русской интеллигенции и поиске себя», – сообщает издательская аннотация.
Книга Марины Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» – сборник прелестных рассказов, размышлений и зарисовок из жизни очень хорошей учительницы. Начинается все с небольших рассказиков из жизни студентки педагогического института, затем о работе с детьми, но уже более серьёзно, при этом не без иронии и юмора. Книга пронизана добром, уважением и любовью к детям. Здесь масса «экзотических рецептов педагогической кухни», например, «папские пятницы», «перешагивание» из класса в класс, потрясающая ролевая игра с погружением в историю или о том, как важно уметь не читать, а рассказывать детям истории и сказки: «Можно было бы и читать. Но тогда как учить детей пересказывать, если взрослый сам не умеет? Это не очень честно. И я думаю, что умение пересказывать нужно не только в школе. Оно в принципе нужно. Хотя бы для того, чтобы потом, много-много лет спустя, что-то рассказывать собственным детям».
Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» – о жизни обычной современной школы, каких, вероятно, много в нашей стране. Классы «А» и «Б» – гимназические, в них учатся дети богатых родителей. «В» и «Г» – обычные классы, в «Д» собраны дети, близкие к криминалу, «Е» – класс коррекции. Вот в такой 7 «Е» класс приходит однажды классный руководитель и призывает учеников вспомнить слово «милосердие», чем приводит их в ступор. После чего в классе появляется новый ученик Юра – инвалид-колясочник.
Взаимоотношения подростков, их положение в семьях, в школе, отношение к детям с отклонениями в здоровье (в том числе психическими) – во все это и вводит читателя автор. А об учителях можно судить по их отношению к детям: кто-то считает этих ребят отбросами общества, на которых можно поставить крест, а кто-то искренне любит их и хочет помочь им социализироваться.
О том, насколько книга хороша, говорит тот факт, что она награждена Национальной детской литературной премией «Заветная мечта», Второй премией Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. Л. Н. Толстого и Дипломом «Учительской газеты».
С первых страниц книгу сразу хочется дочитать до конца, а элементы фэнтези увлекут и не отпустят внимание читателей-подростков.
Роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» – очень необычное произведение: в нём соединились магический реализм, повседневность и фольклор. Девочка Катя – нестандартный ребенок, не вписывающийся в окружающий мир. У неё развитое воображение, она может превратить цифры в стихи, но у «выросших» на неё нет времени и сил, а «невыросшие» её постоянно дразнят. От этого Катя перестаёт понимать окружающих, панически боится отца и учительницу, готовящую её перевод в коррекционную школу. От самоубийства девочку спасает Кикимора, живущая в кухне за газовой плитой. Это единственное существо, проявившее сочувствие к отчаянию одинокого ребёнка и попытавшееся помочь. Правда, помощь потянет за собой опасные и жестокие события.
Роман вошел в шорт-листы премий «НОС», «Национальный бестселлер» и «Большая книга».
«Дневник мамы первоклассника» Маши Трауб – книга о школе, но тема учителей здесь не основная, поскольку в центре внимания – истории из жизни первоклассника Васи. О жизни школы мы узнаём в основном из рассказов мальчика, разговоров родителей и родительских собраний. Кто отправлял детей в школу, может найти много знакомых моментов: и сборы в школу по утрам, и уроки делать не хочется, и бесконечные сборы денег на ремонты… Что ещё можно сказать об этом произведении? Написано весело, с хорошим чувством юмора. «Прививка против того, чтоб не сойти с ума родителям, отдающим своего первенца в первый класс», – это, пожалуй, точная оценка книги одного из читателей.
Каждая представленная в обзоре книга хороша по-своему: кто-то найдет пищу для размышлений, а кто-то – чтение в часы досуга.
Все произведения можно найти в библиотеках Челябинской централизованной библиотечной системы.
Наталья Гаева