Знаете ли вы, чей профессиональный праздник отмечается в России во второе воскресение июня? День работников текстильной и легкой промышленности празднует большое количество наших граждан: швеи, текстильщики, кожевенники, обувщики, меховщики, производители галантерейных товаров. Труд на предприятиях легкой промышленности сложный, требующий применения физической силы, а исторически сложилось так, что большинство работающих в этой отрасли – женщины.
Казалось бы, что привлекательного может быть в такой работе? Достаточно однообразная деятельность: ни романтики, ни адреналина, ничего того, что может быть интересно молодому человеку. И романов о работе швейных, ткацких и обувных фабрик тоже не пишут. Даже в Советском Союзе, где производственный роман был востребован, значимых произведений не появлялось.
История легкой промышленности России начиналась с того, что производство текстильных товаров встало на поток, и владельцы фабрик и мануфактур начали быстро богатеть. Основатель известной династии Морозовых, Савва Васильевич Морозов, мечтая о свободе от крепостной зависимости, стал сначала мастером ткацких дел на шелковой фабрике, а потом, проявив недюжинную хватку и предпринимательский талант, открыл собственное дело с одним станком. Позже внук Саввы Морозова, названный в честь деда, станет одним из самых известных и почитаемых фабрикантов и богатейших людей Российской империи. Об этом противоречивом человеке, предпринимателе и меценате можно прочитать в книге Татьяны Морозовой и Ирины Поткиной «Савва Морозов». Книга есть в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и в библиотеках №№ 1, 10, 14, 22.
Создатели и владельцы уникальной Трехгорной мануфактуры Прохоровы были прославлены чуть меньше, но в Москве были широко известны и любимы. Начиная с основателя династии Василия Прохорова, все последующие поколения промышленников относились к делу не с точки зрения личной выгоды, а как к особой миссии. Осваивая ситценабивное производство, он рискнул всем своим капиталом и благополучием своего большого семейства, но риск оправдался.
Мануфактура занимала все более видное место среди подобных заведений. Наследники Василия Прохорова удерживали высокую планку, заданную им. Именно Прохоровы открыли первую в стране фабричную ремесленную школу для детей рабочих. Подробнее об этой династии и их деятельности можно прочесть в книге «Прохоровы: материалы по истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799-1915 гг.» (составитель П. Н. Терентьев). Книга есть в библиотеке №16.
Текстильная промышленность, главная отрасль легкой промышленности, была сконцентрирована в нескольких областях: Московской, Владимирской, Тверской и самой знаменитой – Ивановской. Про то, что «Иваново – город невест», знают, пожалуй, все.
В советские времена выходило много научно-популярной литературы о различных видах промышленного производства. Предназначены они были для школьников и должны были помогать при выборе профессии. Многие из них были написаны к книге Владимира Неелова «Ткачество: от плетельных рам до многозевных машин», где ткачество представлено как процесс скорее творческий, чем промышленный. Интересна мысль о том, что развитие цивилизации определялось в какой-то степени именно развитием ткачества. Мысль спорная, но интересная.
Еще одна книга Владимира Неелова «Рассказы о ткачестве» знакомит читателя с многообразием тканей, рассказывает о создателях ткацкой техники и о том, как трудно было работать ткачам на первых станках. В рассказах описано, какую сложную технику осваивают современные работники ткацких фабрик. Обе книги доступны в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина.
Эдуард Ангаров в книге «Тряпки, и не только они…», состоящей из пяти увлекательных новелл, рассказывает о смысле и сути текстильного дела. Удивительный мастер-ковровщик, взявшийся соткать ковер-самолет, настоящий механический ткацкий станок, построенный еще до промышленного переворота, опередивший свое время и поэтому заброшенный. На страницах книги вы сможете найти множество интересных сведений и фактов о легкой промышленности. Книга находится в библиотеке №1.
Если текстильная промышленность в России до революции была на достаточно высоком уровне, то масштабного швейного производства просто не существовало. Крестьяне обходились одеждой домотканой и домашнего пошива. Для горожан одежду шили отдельные ремесленники, частные фирмы и ателье, модные дома. Только перед началом первой мировой войны в России появились первые казенные швейные мастерские и тут же были отданы на нужды армии.
Серебряный век русской культуры был Серебряным веком и для русской моды. После грандиозной Международной выставки исторических и современных костюмов и их принадлежностей в Санкт Петербурге в 1902-1903 в мире наступила эпоха «русского стиля». Книга Кристиана Руана «Новое платье империи» повествует об этом времени в истории русской текстильной промышленности и истории русской моды. Найти эту книгу можно в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеке №32.
Производство одежды долго считали ремеслом. К художникам, работавшим в области моды, отношение было несколько пренебрежительным. Илья Репин о них писал: «Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, – словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей». Одним из самых первых таких художников был Лев Бакст, известнейший театральный художник и живописец.
Идеи экзотических костюмов Бакста со сцены перекочевывали в зрительный зал и подхватывались законодателями парижских мод. Именно он сделал популярными цветные чулки, туфельки со стразами, шали, шарфы, шаровары в качестве вечерней женской одежды, экстремально узкие «хромые юбки» и многослойные наряды. Как отмечал сам Бакст: «впереди модниц идут художники». Об этом интересном художнике можно больше узнать, прочитав книгу Ирины Пружан «Лев Самойлович Бакст». Эту книгу можно прочитать в библиотеках №13 и №32.
Превращать ремесло в искусство – задача не из легких. Но в первые послереволюционные годы, когда, казалось бы, было совсем не до красоты одежды, да и сама одежда была дефицитом, советская легкая промышленность не просто восстанавливалась, но и развивалась, а вместе с ней развивалась и индустрия моды.
Надежда Ламанова, модельер и художник театрального костюма, одна из создательниц советской моды и первый человек, которого можно с полным правом назвать «кутюрье», возглавила «Мастерские современного костюма» и разработала программу обучения в них. Созданные под ее руководством модели покоряли мировые модные дома. Придуманная вместе с Верой Мухиной коллекция платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых льна и холста в русском стиле, получила Гран-при на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Свои мастерские она превратила в творческую лабораторию по поискам новых форм одежды. О Надежде Ламановой и новаторских идеях, привнесенный ей в моду, можно прочитать в книгах Татьяны Стриженовой «Из истории советского костюма» и Раисы Захаржевской «История костюма». Обе книги есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, а вот книга «История костюма» доступна еще и в библиотеках №№ 1, 8, 10, 14, 20, 22, 23, 26, 31.
При том, что легкая промышленность СССР не поражала разнообразием и яркостью производимой продукции, она брала качеством. На всю страну славились ивановские ситцы, павловопосадские платки и шали, вологодский лен. Но это были отдельные примеры, а обеспечить людей вещами достойного качества и красивого дизайна массовое производство было не в состоянии, и в соревновании с импортными батниками и джинсами изделия советской легкой промышленности очень проигрывали.
И сейчас наша легкая промышленность переживает не лучшие времена. Жесткая конкуренция азиатских стран, проблемы с качественным сырьем и отечественным оборудованием – все это заставляет искать новые пути и формы развития этого сектора экономики. А это требует квалифицированных кадров на всех должностях и рабочих местах: от руководителя предприятия до человека, прикрепляющего этикетки к готовым изделиям.
Юлия Брюханова