Человек, который работает руками
– рабочий; человек, работающий руками и
головой – ремесленник; но человек, который
работает и руками, и головой, и сердцем –
мастер своего дела.
Луис Найзер
Люди рождаются, учатся, стремятся к чему-то и… стареют. Одни из самых главных людей, что не ускользают из-под нашего взора – пожилые люди и инвалиды, нуждающиеся в помощи, поддержке, и которым порой становится одиноко. Именно поэтому есть такая профессия, как «социальные работники». Они помогают таким людям жить более счастливо. Они словно свет для тех, кому сложно самостоятельно передвигаться, кому не хватает живого общения, кому просто нужна человеческая помощь. Эта работа включает в себя огромный труд, как физический, так и психологический. И чтобы не забывать о деятельности работников этой профессии 8 июня вся Россия отмечает День социального работника.
История праздника
Ещё с давних времён существовала деятельность по оказанию помощи нуждающимся, но ей не давали названия, а самих «сотрудников» называли благотворителями, миссионерами. Социальные обязанности возлагались на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям.
Чтобы узнать историю социального работника на Руси, вернемся на 320 лет назад. В 1701 году Петром I был издан Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Он-то и положил начало созданию государственной системы социальной защиты, буквально заставив здоровых людей помогать больным. В указе звучало это так: «Для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». С того времени по всей царской России начали появляться богадельни, приюты, попечительские комитеты, дома призрения, воспитательные дома.
В современной России День социального работника отмечается на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 2000 года. Примечательно, что за границей такого праздника не существует.
Профессия социального работника
Кто такой социальный работник?
«Психолог, помощник и просто друг» – слова, которыми можно описать представителя этой профессии. Образ соцработника выглядит так: любит людей, эмоционально стабилен и спокоен, уверенно говорит, умеет слушать и понимать людей. Чаще всего такую профессию выбирают женщины, так как более склонны к состраданию, несмотря на не самую высокую заработную плату. Они работают с нуждающимися: одинокими, неблагополучными, пожилыми и больными. Те же, кто лично не сталкивался с проблемами, требующими социальной опеки, мало что знает о них.
С кем работает социальный работник?
Представитель этой профессии работает с такими группами граждан, как: пенсионеры и люди с ограниченными возможностями; дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем; женщины, ставшие жертвой любого вида насилия; зависимые граждане; люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф; многодетные семьи и другие.
В чём заключаются обязанности социального работника?
Люди этой профессии оказывают бесплатные услуги нуждающимся: покупку и доставку на дом продуктов питания (на деньги получателя), помощь в приготовлении и приёме пищи, обеспечение водой, организация помощи в проведении ремонта жилых помещений, кратковременный присмотр за детьми, организация помощи родителям детей-инвалидов, организация досуга, оказание помощи в трудоустройстве и получении образования, и многое другое.
Профессия социального работника хотя и малопрестижная и невероятно сложная, но очень важная. Как в прошлом году показал карантинный режим, во время распространения коронавируса соцработники – единственное спасение для людей, особенно пожилых, которые страдают от разных физических и ментальных расстройств. Да и в обычное время им приходится работать с людьми, страдающими расстройствами памяти, постоянными перепадами настроения, не говоря уже о серьезных недугах, немощи и одиночестве.
Соцработники есть как в больших городах, так и в селах, где работать труднее всего, так как исполнение профессиональных обязанностей требует большой физической силы и выносливости. Именно поэтому случайные люди «срываются» с рабочего места, а профессионалы остаются в этой сфере на долгие годы.
Какими навыками нужно обладать?
Умение находить индивидуальный подход, помогать справиться с проблемами и поддержать – это важные навыки, как и для социального работника, так и для любой другой профессии. Помимо этого, для того, чтобы справляться с обязанностями, представители этой профессии должны обладать такими качествами как доброта и отзывчивость, внимательность и общительность, стрессоустойчивость, аккуратность и организованность, сдержанность и честность, трудолюбие и целеустремленность. Также важно иметь чувство ответственности и справедливости, так как работнику нужно стараться улучшить бытовые и материальные условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоёв населения.
В библиотеках МКУК ЦБС города Челябинска есть книги, которые пригодятся как работникам соцслужб, так и обычным людям. Если вам интересна данная тематика, то вы можете записаться в ближайшую к вашему дому библиотеку и взять книги для чтения.
Книги, которые пригодятся социальному работнику:
М.А. Гулина. Словарь-справочник по социальной работе.
Что такое инсайт? А что такое убеждение? А афазия? Профессионалу требуется знать термины для работы с разными слоями населения, и этот справочник – их кладезь. В нём вы найдёте терминологию из разных отраслей знаний: психологии, социологии, философии, этике и пр.
Издание предназначено для студентов и слушателей факультетов психологии, социологии, социальной работы, педагогики, а также для психологов-консультантов, социальных работников и государственных служащих, работающих в сфере оказания помощи населению.
Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 6, 8, 10, 11, 14, 20, 22, 23, 26, 31, 32.
Свитман, Билл. Общаться успешно. Как?
Хотите научиться эффективно общаться с окружающими вас людьми? Тогда эта книга для вас! На её страницах вы найдете информацию о том, как выступать публично и не бояться этого, как понимать и использовать язык телодвижений, как научиться правильно понимать собеседника и многое другое. С ней вы получите способность быстро находить общий язык и выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми.
Книга есть в библиотеках №№ 1, 8, 10, 14, 22, 23, 26, 31, 32.
Дэвид Майерс. Социальная психология.
Книга Дэвида Майерса откроет для вас тайну того, как мы воспринимаем себя и окружающих, как на нас воздействуют скрытые социальные силы, как проявляются позитивные и негативные социальные отношения, склонности людей и конфликты. Эта информация поможет читателям больше понимать окружающих людей и самого себя.
Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 8, 10, 13, 14, 19, 22, 31, 32.
А. А. Осипова. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях.
Кризис – что это такое и с чем его «едят»? В справочнике представлена полная информация о причинах возникновения кризисных ситуаций, способах выхода из них и «симптомах», по которым можно понять, что человек находится в сложной жизненной ситуации. Книга рассчитана на использование практическими психологами, работниками социальных служб и всеми, кто ищет пути преодоления критических ситуаций.
Книга есть в есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№5, 8, 10.
С.В. Косарецкая. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения.
В этой книге вы узнаете, что такое неформальные объединения, какие они бывают и чем мотивируются, их атрибуты, жаргон, татуировки и клички. Здесь же раскрываются особенности развития личности в таком обществе, условия и механизмы асоциального поведения, поясняется как организовать профилактику асоциального поведения подростков: методы, тренинги и пр.
Пособие будет полезно студентам, педагогам, психологам, социальным работникам.
Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32.
Татьяна Слотина. Праздник послушания! Как управлять детьми, не становясь при этом монстром.
Ребёнок не слушается? Манипулирует вами, каждый раз вынуждая что-то делать? Тогда эта книга вам подойдет! В ней вы найдёте ответы на множество вопросов о воспитании без манипулятивных отношений. И самое главное, что это нужно не только родителям, а также всем, кто имеет дело с неуправляемыми детьми!
Книга есть в есть в библиотеках №№1, 8, 22, 23.
Эта книга поможет с решением таких проблем: как помочь ребёнку, находящему в социально опасном положении? Как научить детей не попадать в сложные ситуации? А если попали – как выбраться? Книга для родителей и их детей, но и для тех, кто просто хочет помочь.
Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№ 1, 8, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 26.
Учебные пособия в помощь специалисту:
М.Н. Гуслова. Теория и методика социальной работы. (Учебное пособие есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№1, 8, 10, 14, 22, 26, 32).
М.Н. Гуслова. Организация и содержание социальной работы с населением. (Учебное пособие есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№1, 8, 14, 22, 26, 31, 32).
Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. В. М. Басова (Учебное пособие есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№1, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 22, 23, 25, 26, 27, 31, 32).
Социология социальной сферы: учебное пособие для вузов / под редакцией М. М. Акулич, В. Н. Кузнецова. (Книга есть в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №№1, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 31, 32).
Узнать о том, как работают социальные работники г. Челябинска, можно на сайте: Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Центральному району города Челябинска».
Использованные ресурсы
Анна Меженина