Некрасов и русские женщины
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Женщины – загадочные существа: шалуньи, красавицы, богини, преданные и ветреницы, любящие матери и пылкие любовницы, воплощение горя и счастья – всё это о них. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле», – сказал М. Горький. На протяжении тысячелетий им поклонялись философы, писатели, поэты. Тема женщины в поэзии неисчерпаема.
Николай Алексеевич Некрасов создал немало стихотворений и поэм, посвященных русским женщинам. Особенно много писал он о доле женщины-крестьянки. Если задаться вопросом: «откуда такое знание и сочувствие к ним?», то ответ прост – из детства, прошедшего в селе Грешнево Ярославской губернии. Ангелом-хранителем большой семьи была мать Елена Андреевна. О ней почти ничего неизвестно. В 1902 году 83-летний крестьянин Э. М. Торчин рассказывал о ней: «…небольшого роста, беленькая, необыкновенно добрая, умная, тихая барыня была. Многих она избавляла от побоев – просила мужа за всех и иногда вызывала этим гнев его, всегда страдала. Из дома редко выходила, часто сидела на террасе, а если и ходила гулять в деревню одна или с детьми, то только когда муж уезжал в город или далеко на охоту». Домашние и крепостные страдали от тяжелого характера отца поэта, мать безропотно сносила обиды и унижения. Именно она передала сыну свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Любовью к матери озарено все его творчество: «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные». Последним признанием ей в любви стала поэма «Мать»:
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
И счастлив я! уж ты ушла из мира,
Но будешь жить ты в памяти людской,
Пока в ней жить моя способна лира.
Одной из главных тем поэзии Некрасова стала судьба русской крестьянки, и особенно многострадальной матери-крестьянки. «Долюшку женскую» поэт описывает в своих стихотворениях «В дороге», «Тройка», «Коробейники», «В полном разгаре страда деревенская…» и других.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Но самые яркие впечатления оставляют его поэмы: «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Стихи Некрасова напоминают протяжные, задушевные народные песни:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..
(«Орина, мать солдатская»)
В поэме «Мороз, Красный нос» поэт так говорит о женской доле:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Героиня поэмы Дарья – воплощение «величавой славянки»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», пожалуй, самый целостный образ крестьянки. С нею встретились герои Некрасова в поисках счастливого человека:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький.
Да серп через плечо.
Много работы, забот и горя было в жизни этой женщины. Счастливое детство в заботливой родительской семье сменилось замужеством. Жизнь в новой семье превратилась в ад: суеверная свекровь, пьяница свекор, помыкающая ею золовка, домогательства управляющего. Филипп Ильич был хорошим человеком, но и он однажды побил свою любимую жену. Жизненные утраты и страдания не сломили Матрёну. Душа её полна любви, верности, благородства, ума. Всю жизнь поведала странникам Матрёнушка и пришла к выводу, что
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Трудную, полуголодную жизнь женщин городских окраин, трущоб, подвалов описал поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…». Перед глазами встаёт тёмный холодный Петербург и бредущая по улице женщина, продавшая себя первому встречному, чтобы купить гробик своему умершему ребёнку. Как бы перекликается с этим произведением стихотворение «Свадьба»:
Ждёт тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребёнка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать – да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди…
Бедная! Лучше вперёд не гляди!
Особое место в творчестве Некрасова занимает поэма «Русские женщины», посвящённая жёнам приговорённых к каторге декабристов, последовавшими за своими мужьями в Сибирь. Некрасов создал образы пленительные, хрупкие, гордые, мужественные и величественные. Княгини Е. И. Трубецкая и М. Н. Волконская – изнеженные холёные юные светские дамы – оказались стойкими, способными к самопожертвованию. Восхищаясь их подвигом, поэт восклицает:
Высок и свят их подвиг
Незабвенный!
Как ангелы-хранители, они
Явилися опорой неизменной.
Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Литератор любил не одну женщину, но главной любовью в его жизни была жена писателя Ивана Панаева Авдотья Яковлевна.
Я пленен, я очарован,
Ненаглядная, тобой,
Я навек к тебе прикован
Цепью страсти роковой.
Я твой раб, моя царица!
Всё несу к твоим ногам,
Без тебя мне мир темница.
(«Признание»)
Личная жизнь Некрасова была окружена сплетнями и кривотолками: окружающие осуждали его совместную жизнь с супругами Панаевыми. Красавица Авдотья Яковлевна покорила не одно мужское сердце, но уступила только под напором молодого Некрасова, да и то не сразу. Их союз длился 16 лет, до смерти Панаева. Чувства поэта вылились в замечательный «Панаевский цикл» стихов. В нём отразилась вся гамма переживаний: восторг, нежность, ревность, страдания и счастье.
***
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, –
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу…
***
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово, –
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
***
Тяжелый год – сломил меня недуг,
Беда настигла, счастье изменило,
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!
Истерзана, озлоблена борьбой,
С своими кровными врагами!
Страдалица! стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!
Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые… Постой!
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!
Но ты не слушаешь…
Прощанье
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы сердца моего!
Весной 1870 года 48-летний Некрасов встретил юную 19-летнюю Фёклу Анисимовну Викторову, ставшую его спутницей жизни. По словам племянника поэта, это была голубоглазая блондинка «с очаровательным цветом лица, с красиво очерченным ртом и жемчужными зубами…». Но очаровала она поэта тихой лаской, застенчивостью и открытым добросердечием. Он подарил ей новое имя и отчество, дал образование и светское воспитание. Незадолго до смерти Некрасова они обвенчались. Зинаида Николаевна разделила с ним самые тяжёлые дни болезни и проводила в последний путь.
Поэт посвятил Зинаиде Николаевне цикл стихов:
***
Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!
Знай, дитя; ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моём:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песня мне мешала быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт.
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт…
***
Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал!
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот ещё красивая картина –
Запиши, пока я не забыл!..
Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!
Стихи, посвящённые жене, вошли в последний прижизненный сборник Некрасова «Последние песни».
Годы летят. Всё дальше уходит от нас XIX век. Время диктует другие ритмы и темы. Но по-прежнему волнуют сердца читателей прекрасные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова.
Дополнительные источники:
Некрасов, Н. А. Современники. Стихотворения, поэмы, проза. — Москва, 2007.
Коровин, В. Л. Некрасов Николай Алексеевич // Большая Российская Энциклопедия. — Москва, 2013. — Т. 22. — С. 326-328.
Некрасов; Островский; Федотов; Перов; Крамской: биографические повествования / составитель, редактор Н. Ф. Болдырев. — Челябинск, 1999.
Скатов, Н. Н. Некрасов. — Москва, 1994.
Панаева, А. Я. Воспоминания. — Москва, 1986.
Жданов, В. В. Некрасов. — Москва, 1971.
Бондарева Н. Усадьба Грешнево. — Текст: электронный // Nataturka.ru: [сайт]. — URL: http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-greshnevo.html (02.03.2021)
Криворуцкая Л. Ты ещё на жизнь имеешь право…: о Зинаиде Некрасовой. — Текст: электронный // Проза. ру: портал. — URL: https://proza.ru/2012/07/29/1619 (02.03.2021)
Наталья Гаева