Поймай волну
7 мая 2021 в 15:44

Телеграф – это что-то вроде очень длинной кошки: вы ее дергаете
за хвост в Нью-Йорке, а ее голова мяукает в Лос-Анджелесе. Радио –
это то же самое: вы передаете сигнал из определенного места, и он
принимается в другом. Единственное различие –
в этом случае нет никакой кошки.

(Альберт Эйнштейн)

В фантастических романах главное это было радио.
При нем ожидалось счастье человечества.
Вот радио есть, а счастья нет.

(Илья Ильф)

В истории развития человечества XIX век по праву считается веком научных открытий и технических изобретений. Одним из величайших открытий в области техники является изобретение радио. История радио начинается с первого в мире радиоприемника, созданного в 1895 году русским ученым Александром Степановичем Поповым (1859-1906). Попов сконструировал прибор, который, по его словам, «заменил недостающие человеку электромагнитные чувства» и реагировал на электромагнитные волны. 7 мая 1895 года А.С. Попов на заседании Русского физико-математического общества в Петербурге впервые продемонстрировал свое изобретение. Этот день принято считать днем рождения радио. С 1945 года 7 мая стал профессиональным праздником работников всех отраслей радио в нашей стране.

В результате многочисленных экспериментов 24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил первую в мире радиотелеграфную передачу на расстоянии 250 метров, в 1897 году была установлена связь на расстоянии 5 километров между кораблями «Африка» и «Европа», а уже в 1899 году изобретатель установил постоянную радиотелеграфную связь на расстоянии более 46 километров. Попов не опубликовал отчет о своих опытах, так как Русское военное ведомство предложило засекретить эти работы. В 1896 году Александру Степановичу стало известно, что у него есть соперник. 22-летний итальянец Г. Маркони изобрел беспроволочный телеграф. В 1897 году он взял патент в Англии на прибор для телеграфирования без проводов. В этом же году в Англии было образовано акционерное общество по эксплуатации изобретения Маркони. Гульельмо Маркони получив финансовую поддержку, продолжил работы над усовершенствованием радиоаппаратуры, Александру Степановичу Попову пришлось работать в тяжелых условиях, средств отпускалось мало, результаты его работ почти не освещались.

О том, как совершали свои поистине революционные открытия, ученые Александр Попов и Гульельмо Маркони, кто же из них первый изобрел радио, как работал первый радиоприемник, подробнее узнаете, прочитав книгу В. Родикова «Приключение радиолуча». В книге в занимательной форме рассказывается о радиоволнах, о том, как они возникают и как влияют на организм человека. О будущем развитии целой отрасли – радиоэлектроники. Книга была написана в 1988 году, и в ней автор сделал попытку заглянуть в будущее. Интересно, уже что-то стало реальностью из того, о чем фантазировал писатель? Кто знает, может быть, радиосигналы с Земли послужат путеводной нитью, которая приведет внеземные цивилизации на нашу планету, или же мы приоткроем тайны мироздания.

Родиков, В. Е. Приключения радиолуча / В. Е. Родиков. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 303, [1] с.: ил. – Книгу можно взять в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеках №№ 1, 8, 14, 22, 32.

Александр Степанович Попов в отличие от своего итальянского соперника, не нажил миллионов, не стал президентом Академии наук, не получил Нобелевскую премию. Он изобрел радио и по праву является «покорителем эфира». При жизни изобретатель получал предложения продать свои патенты за рубеж, а также уехать в любую другую страну, но Александр Степанович не мыслил другой жизни вне родины: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только моей Родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

В книге «От махин до роботов: очерки о знаменитых изобретателях» есть глава в которой рассказывается о судьбе русского изобретателя А. С. Попова. Сначала перед нами образ маленького мальчика Саши, у которого еще с детства были заметны способности к физико-математическим наукам. Он охотно, без всякого зазнайства помогает товарищам, поэтому, наверное, получил прозвище «профессор». Затем учеба в Санкт-Петербургском университете, изобретение радио, которое спасло жизни 27 рыбакам, а также из книги вы узнаете, какие первые слова были переданы по радио.

От махин до роботов: очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей, воспоминаний, тексты патентов. – Москва: Современник, 1990. – Кн. 2. – С.105-158. – Книгу можно найти в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеках №№ 1, 2, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 22, 23, 26, 29, 32.

Радиотехника, основы которой были заложены работами А. Попова, получила свое развитие после первой мировой войны. Сегодня средствами радиосвязи оснащены все виды самолетов, морских и речных судов, научные экспедиции. Космическая радиосвязь позволяет преодолеть огромные расстояния. Радио – это не только радиотелефонная и радиотелеграфная связь, радиовещание и телевидение, но и радиолокация, и радиоастрономия, многие другие области техники, которые возникли и успешно развиваются благодаря выдающемуся изобретению А.С. Попова.

В 1922 году вступила в строй первая радиостанция имени Коминтерна. С 1924 года начинается регулярное радиовещание. На площадях городов и деревень устанавливались рупоры-громкоговорители, передававшие новости и концерты. Радио постепенно становится важной частью общественной жизни.

Радио вошло не только в жизнь человека, но еще и в литературу. Велимир Хлебников – поэт, прозаик, эссеист, культуролог в 1921 пишет эссе «Радио будущего»: «Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество…»

Хлебников, В. Творения / Велимир Хлебников; общ. ред. и вступ. ст. М. Я. Полякова; сост., подгот. текста и коммент. В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. – Москва: Советский писатель, 1986. – 736 с.: фото. – Взять почитать эссе можно в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеках №№ 1, 8, 11, 12, 13, 18, 22, 26, 32.

В 1925 году Владимир Маяковский пишет стихотворение, которое пропагандирует советское радио «Радио-агитатор»:

Преград
человечеству нет.
И то,
что – казалось – утопия,
в пустяк
из нескольких лет
по миру шагает,
топая.
Была ль
небывалей мечта!
Сказать,
так развесили б уши!
Как можно в Москве
читать,
а из Архангельска
слушать!..

Михаил Исаковский – поэт песенник в 1927 году издаёт сборник стихов «Провода в соломе», в который вошло стихотворение «Радиомост».

Но взметнулись, вспыхнули зарницы, –
Чрез болота, пашни и кусты
К деревням и селам из столицы
Потянулись радиомосты…

«Черная тарелка» радио на долгие годы стала символом радиосвязи. Почти во всех художественных фильмах, где действия проходят в 30-40 годах ХХ века, камера оператора обязательно выхватит висевший на стене черный кружок радио. О радио есть упоминания в романе Е. Замятина «Мы», у Солженицына – писателя, выросшего со звуками радио – оно олицетворение бескультурья и насилия: «Попов, изобретая радио, думал ли, что готовит всеобщую болоболку, громкоговорящую пытку для мыслящих одиночек» («В круге первом»).

22 июня 1941 года по Всесоюзному радио было передано сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Работа радио была сразу перестроена на военный лад. Регулярные выпуски «От Советского информбюро» были основной частью радиовещания во время войны, там освещались боевые действия на фронтах, жизнь в тылу, а также международные события. Голос Юрия Левитана стал одним из символов Великой Отечественной войны и Великой победы. Он первым по радио объявил о победе и окончании войны: «Внимание! Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза!».

В замерзающем, умирающем от голода блокадном Ленинграде голос Ольги Берггольц по радио был как голос надежды, негромкий, домашний, теплый. Три года, почти каждый день, она выходила в эфир, и люди находили в себе силы прожить еще хоть один день. Ее голос стал голосом самого Ленинграда. Она строго по графику появлялась в студии, и в эфире раздавалось: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».

В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».

Берггольц, О. Ф. Говорит Ленинград: стихи и воспоминания о войне / Ольга Берггольц; рисунки М. Салтыкова. – Москва: АСТ, 2019. – 286, [1] с.: ил. – Книгу можно взять в библиотеке № 9.

Во время Великой Отечественной войны радио получило широкое применение в армии. На долю радистов выпало суровое испытание: под пулеметным обстрелом, под разрывами снарядов и мин, в тылу врага они мужественно обеспечивали связь. Партизаны, действующие в тылу врага, по радио поддерживали связь с «Большой Землей».

Евгения Мухина в самом начале войны, будучи 16-летней девочкой, получила специальность радиста. Помогала разведчикам, подпольщикам и партизанам, обеспечивала их надежной связью. После войны она написала автобиографическую книгу «Восемь сантиметров» в которой рассказала о военных буднях радистки-разведчицы Женьки.

Мухина, Е А. Восемь сантиметров: воспоминания радистки-разведчицы / Е. А. Мухина. – Москва: Воениздат, 1975. – 271 с. – Книгу можно найти в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина.

Агния Львовна Барто – любимая детская поэтесса, ее стихами зачитываются и сегодняшние дети. В годы войны она чем могла помогала фронту, работала токарем у станка, была военным корреспондентом, и писала стихи. После войны Агния Львовна посетила Звенигородский детский дом, после чего написала поэму «Звенигород». После публикации поэтесса получила письмо от женщины, которая прочитав поэму, узнала своего ребенка. Так поэтические строчки помогли соединиться двум родным людям. К Барто полетели письма с просьбой помочь найти близких, с каждым днем писем становилось все больше. Так в 1965 году родилась передача «Найти человека» на радио «Маяк», которая выходила на протяжении 9 лет (1965-1974 гг.). За годы выхода передачи в эфир Агния Барто помогла соединиться многим семьям. По мотивам радиопередачи Агния Барто написала книгу «Найти человека» – это история непростых судеб тысячи людей.

Барто, А Л. Найти человека / Агния Барто. – Москва: Советский писатель, 1970. – 303, [1] с.: рис. – Книгу можно взять в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеках №№ 17, 26, 32.

Идут годы. Радиовещание, старейшее электронное средство массовой информации, остается по прежнему популярным, вездесущим и востребованным аудиторией. О работе на радио снимают фильмы «Питер FM», где главная героиня Маша работает ди-джеем на популярном питерском радио. «День радио» – об одном из дней работы московской радиостанции.

На радио работали многие писатели. В свое время по приезду в Америку Сергей Довлатов работал на «Радио Свобода» в Нью-Йорке. С января по май 1988 года Довлатов записал на радио в рамках «Писатели у микрофона» серию программ о людях простых профессий – шоферах, поварах, артистах. Довлатова любили слушать, у него был приятный голос, ему писали письма. В 1987 году Довлатов пишет повесть «Филиал», в котором рассказывает о радиожурналисте, работающем на радиостанции «Третья волна» в Нью-Йорке. В повести автор изобразил редакцию, в которой сам работал, но преподнес это с иронией и хорошим чувством юмора.

Довлатов, С. Д. Избранное / Сергей Довлатов. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. – 701 с. – Сборник можно взять в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеках №№, 10, 11, 14, 20, 22, 28, 31, 32.

Харуки Мураками – культовый японский писатель, чьи книги являются бестселлерами, решил поработать на радио. Мураками отвечает на вопросы сограждан и ставит свои любимые треки во время радиопрограммы «StayHomeSpecial», которая была создана губернатором Токио Юрико Конкэ для поднятия настроения населения в условиях пандемии. У Мураками есть книга «Радио Мураками», на первый взгляд может показаться, что она о радио, на самом деле – это сборник небольших эссе, в которых автор рассуждает о музыкальных стилях, о направлениях в искусстве, о простых повседневных вещах.

Конечно же одна из самых популярных профессий – это радиоведущий, у каждого, кто слушает радио, есть свои любимчики.

Иэн Мензис Бэнкс – шотландский писатель, один из самых признанных писателей Великобритании. Герой его романа «Мертвый эфир» Кен Нотт – радиоведущий, работает на лондонской радиостанции «В прямом эфире – столица!». В своих передачах не боится «наезжать» на всех и вся без разбора, за это получает пачками письма с угрозами. Что такое «мертвый эфир», и как сложилась судьба героя, узнаете дочитав книгу до конца.

Бэнкс, Йен М. Мертвый эфир / Иэн Бэнкс; [пер. с англ. М. В. Тарасова]. – Москва:Эксмо ; Санкт-Петербург: Домино, 2012. – 492 с. – Книгу можно взять в библиотеке № 8.

«Чудесная это штука – радио. Нажмешь кнопку, повернешь рукоятку – и на-ка, все к твоим услугам: музыка, погода на завтра, последние новости. Другие, знаете, болеют насчет футбола – так тоже, извольте: «Удар! Еще удар!.. И вратарь вынимает мяч из сетки…» Словом, не мне вам рассказывать: радио – великая вещь!». (Андрей Некрасов, из книги «Приключения капитана Врунгеля»)

Поймать вам свою волну!

 

Светлана Яковлева