Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника.
День железнодорожника был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).
После Октябрьской революции были отменены все царские праздники, в том числе и День железнодорожника.
Возобновилась традиция лишь в 1936 году в связи с выдвижением железнодорожниками предложения «…о Дне железнодорожника, как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…». Праздник решено было проводить ежегодно 30 июля, отмечая как Всесоюзный день железнодорожника.
В 1940 году постановлением Совнаркома СССР празднование Всесоюзного дня железнодорожника было перенесено на первое воскресенье августа.
Для работающих в отрасли – это день профессиональной гордости, их объединяет понимание высокой общественной значимости роли железнодорожного транспорта.
Являясь ведущим элементом транспортной системы, железнодорожный транспорт обеспечивает более 40% пассажирских и грузовых перевозок от всего транспорта страны.
Жизнь на железной дороге не знает выходных и перерывов, требует ответственности, внутренней дисциплинированности, профессионализма. Огромный труд стоит за самым простым и естественным фактом на железной дороге, что поезда приходят и уходят.
Огромная армия железнодорожников – дежурных по станциям, осмотрщиков-ремонтников вагонов, электромонтеров, поездных диспетчеров и т.д. ежедневно совершают трудовой подвиг. Многие работают на открытом воздухе и в снег, и в дождь, и в ветер, и под жарким солнцем, чтобы не нарушить график движения поездов. Напряженная работа идет в служебных помещениях, в которых пассажир не бывает – бесконечная, невидимая, интенсивная. Ни один пассажир не готовится в дорогу так тщательно, с такой предусмотрительностью, с какой организуется движение поездов, как снаряжается вагон, в котором он поедет, как проверяется локомотив, который поведет состав.
Об огромной ответственности железнодорожников свидетельствуют строки из знаменитого стихотворения «Поезд» Николая Рубцова:
Но довольно! Быстрое движенье
все смелее в мире год от году,
и какое может быть крушенье,
если столько в поезде народу?
Железнодорожникам посвящено много поэтических и прозаических произведений. Среди большого количества можно назвать: А. Федорова «Нерв прогресса», А. Платонова «Происхождение мастера», «В прекрасном и яростном мире», «Жена машиниста», «Фро»; В. Дубинина «Разведчик четвертого прапора», Ч. Айтматова «Буpанный полустанок», Ю. Батюни «Горжусь профессией путейца», В. Машина «Песня-поезд», А. Жигулина «Рельсы» и другие.
Полностью посвящена железнодорожникам повесть Аркадия Сахнина «Машинисты». Пронзительно-трагичная, искренняя повесть о машинистах, написанная в шестидесятые годы двадцатого века не потеряла актуальности и в наше время. «Машинист-гордость транспорта, костяк рабочего класса железных дорог», – утверждает А. Сахнин.
Езда на паровозе не укладывалась в сознании одного из героев повести в понятие «работа». Работают на ремонте пути, в цехах депо, на станции. А мчаться куда-то в ночь, сквозь пургу, врезаться в ущелья, пересекать реки, проноситься мимо ярких освещенных станций – да какая же это работа? Это – счастье! Счастье – гордо ходить с сундучком паравозника!
Но водить составы – целая наука. Не освоив ее, человек не сможет стронуть поезд с места. Путь в эту специальность не близок: сначала нужно выучиться на помощника машиниста. Проработав несколько лет помощником, пройти повышение квалификации, сдать экзамен и получить право на управление локомотивом. Нужно запомнить множество различных правил, положений, законов, сигналов.
У машиниста и его помощника должно быть стальное здоровье, самообладание в любой ситуации, мгновенная правильная реакция, готовность в аварийной ситуации пожертвовать собой ради спасения жизни пассажиров. Примером может служить герой повести «Машинисты» – машинист Виктор Дубравин.
Книгу можно взять в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеках №№ 1, 6, 8, 12, 13, 14, 16, 18, 23, 26, 28.
В удобных и чистых пассажирских вагонах, быстро несущихся по рельсам, идет жизнь, завязываются знакомства, ведутся задушевные разговоры. И если проводник хорошо исполняет свои обязанности, если он человек жизнерадостный и деликатный, поездка превращается в праздник.
«Ты служишь проводницей в поезде,
разносишь чай или буфет.
На платье темное – от пояса
передник беленький надет…»
А. Вознесенский
В романе Елены Ласкаревой «Проводница» мы знакомимся с главной героиней проводницей Ольгой и ее нелегкой судьбой. На первый взгляд кажется, что в работе проводников нет ничего сложного, но раскрывая все подробности этой профессии, автор дает нам представление об их нелегком труде. Полжизни они проводят вне дома, скучают по детям, родным и близким. Под перестук колес за окнами вагона мелькают станции и полустанки, большие города и маленькие селения, также проносится и жизнь проводников. Сегодня ты в одном городе, завтра в другом, и череда лиц пассажиров меняется как в калейдоскопе. Во время рейса проводник не только проверяет билеты, раздает и собирает постельное белье, заваривает и разносит чай, но самое главное – это умение разрешать конфликтные ситуации.
После прочтения этой книги, начинаешь, с благодарностью относится к людям этой профессии. Вагон для них становится родным домом, а мир как бесконечные рельсы.
Познакомиться с книгой можно в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеках №№ 16, 18, 24, 26, 29, 32.
«От края до края родимой земли
Железные наши дороги легли
И Южный Урал, как гвардеец, прекрасен,
Стальными ремнями путей опаясан»
М. Львов
Паровозный гудок изменил и жизнь нашего Челябинска. Самым крупным строительством в конце девятнадцатого века было проведение Великого Сибирского пути. Железная дорога шла через территории Южного Урала.
25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск.
Строительство магистрали послужило толчком для развития города. В считанные годы Челябинск стал одним из крупнейших торговых центров России. Город стал узловым пунктом железных дорог, связавших Зауралье и Сибирь с Центральной Россией и Москвой.
Как возник железнодорожный узел нашего города, ставший отдельным районом в 1937 году с названием Советский, расскажут страницы книги «Живая история».
Вы прочитаете о выдающихся строителях и тружениках стальных путей. Узнаете историю знаменитого локомотива-памятника «Красный коммунар», о вкладе южноуральских железнодорожников индустриализацию страны, об их героическом подвиге годы Великой Отечественной войны. Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и в библиотеках №№ 14, 15, 16, 18, 19, 20.
Дорогие железнодорожники, спасибо вам за приятные путешествия и долгожданные встречи на перронах!
Ночь… Ночь… Ночь впереди…
Снег… Снег… Снег на пути…
Зорче вдаль, машинист, гляди!
Удачи тебе в пути!
Н. Добронравов
Не забывайте взять в дорогу книгу! Пусть книга станет незаменимым вашим попутчиком!
Займитесь чтением в вагоне,
Чтоб не дразнил вас внешний блеск,
Чтоб не манили гул и плеск.
Займитесь чтением в вагоне,
Иль куйте в дремном перезвоне
За арабеском арабеск.
Займитесь чтением в вагоне,
Чтоб не дразнил вас внешний блеск.
Ф. Сологуб
Светлана Ганьшина,
Светлана Кардонская