«Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке»
«Евгений Онегин»
Обла́тка – маленький кружок из бумаги с клеем, которым запечатывали письма или склеивали бумагу или заклеивали письмо («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека).
Во времена А.С. Пушкина облатки были распространенным атрибутом письменной культуры. В России они появились в 1690-е годы, но популярность приобрели со второй половины XVIII века. Они использовались для запечатывания конвертов с письмами и обеспечивали их целостность и конфиденциальность. Были даже специальные фирменные облатки у государственных органов, таких как суды, почта, различные министерства.
Облатки не только выполняли функциональную роль, но и имели свою эстетическую ценность. Они могли быть разнообразных форм и расцветок, что добавляло индивидуальности и изысканности письмам. Коллекционирование облаток стало не редким хобби в XIX веке. Есть сведения, что английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин был известен своей коллекцией облаток. Правда, нам не удалось найти этому документальное подтверждение.
Помимо своей основной функции, облатки использовались и в других сферах. В «Толковом словаре Ушакова» находим следующие определения:
А теперь задумайтесь, почему облатка «сохла»? Здесь проявилось значительное мастерство поэта в создании психологического портрета героини:
«Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке».
Пушкин, обладая большой наблюдательностью, сумел в стихотворной форме передать волнение, тревогу и сомнения, от которых «пересыхает во рту». Ай, да Пушкин…
Источник: https://forum.philatelie.net/topic/15565-облатки-вопросы/