Ко Дню военного автомобилиста
Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым…
Песенка фронтового шофера
В российских войсках военная техника впервые появилась во время Первой мировой войны. До этого основным транспортным средством была подвода. Именно на подводах, в основном, осуществлялась транспортировка всех грузов и людей. С появлением автомобильной техники скорость передвижения и маневренность армии резко увеличилась.
29 мая 1910 года, в соответствии с указом императора, была создана первая автомобильная специализированная рота, которая должна была подготовить специалистов автомобильных подразделений. В течение нескольких лет было создано множество автомобильных соединений.
К началу Второй мировой войны автомобильная техника стала неотъемлемой частью Красной армии. В ее составе числилось 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо, а также 272,6 тысяч автомобилей.
К линии фронта необходимо было подвозить огромное количество техники, боеприпасов, снаряжения, постоянно доставлять продовольствие, а с фронта в тыл эвакуировать раненых.
Дело усложнялось обширной территорией нашей страны и плохим развитием и состоянием дорог, которые были, в основном, грунтовыми. Тем более что железных дорог было недостаточно, они часто оказывались разрушенными после взрывов и диверсий противника.
Линия фронта постоянно менялась: в начале войска Красной армии отступали, а после перелома в ходе войны стали активно наступать. И везде с ними были автомобилисты, без которых армия просто не смогла бы существовать. Они стали той артерией, по которой текли жизненные силы Красной армии.
Автомобильная промышленность спешно переориентировалась на нужды фронта, срочно проектировались новые модели машин военного назначения. Основными моделями армейских легковых автомобилей были сначала ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Грузовые автомобили – ЗИС-5, ГАЗ-АА и ЯГ-6.
Эти машины и стали основой для создания «катюш», бронеавтомобилей, связных, санитарных и других транспортных средств.
Для нормального продвижения техники нужны действующие дороги, переправы, мосты. Срочно создавались специализированные дорожные части для строительства и восстановления дорог и мостов. Они же занимались загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. В то время у дорожников не было специальной техники – работали вручную, при помощи топора и лопаты, под обстрелами и бомбежками.
Известны подвиги, совершенные воинами-дорожниками в годы Великой отечественной войны. Например,
подвиг дорожников на Минском шоссе.
В апреле 1942 года семеро дорожников ремонтировали мост через ручей на Минском шоссе. Наши войска, действующие вдоль магистрали, временно отступали под натиском превосходящих сил противника, и дорожники неожиданно оказались лицом к лицу с врагом. Пришлось отложить инструменты и взять в руки винтовки. Семь человек удерживали противника до тех пор, пока не погиб последний из них.
Имена этих героев: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов. Теперь на 134-м километре Минского шоссе в честь подвига воинов-дорожников стоит обелиск.
Война стала тяжелым испытанием для военных водителей, без них не проходило ни одного сражения. Шофер, подвозивший снаряды к линии фронта, становился полноценным участником боя. Часто он под вражеским огнем подтаскивал снаряды от машины к орудию. Когда враг обнаруживал позиции орудия, нужно было срочно менять место, и водитель подавал машину и срочно перевозил орудие и снаряды. Все происходило под огнем противника.
Нередко бывало, что снаряд попадал в машину, и она загоралась или взрывалась. А ведь гибель машины – это гибель снарядов, орудия, людей, и шофер под осколками рвущихся мин бросался гасить огонь.
Особенно напряженно работали водители в
битве под Москвой.
В начале зимы 1941 года битва на подступах к Москве становилась все более ожесточенной. На машинах к линии фронта подвозились вновь сформированные и прибывшие на пополнение части и соединения. Фронт все приближался к столице, появились потоки беженцев и эвакуируемых.
В начале декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, которое завершилось в апреле 1942 года поражением врага, отброшенного на 100-135 км. Отступая, немцы разрушали дороги и мосты, которые в срочном порядке восстанавливали дорожные войска Красной армии. Тогда был получен первый опыт скоростного восстановления поврежденных дорог и мостов.
И, конечно, самую значимую, героическую роль сыграли автомобилисты и дорожники в обороне Ленинграда. Только с их помощью смогла заработать легендарная
Дорога жизни.
В сентябре 1941 года Ленинград оказался отрезанным от всей страны – началась блокада города. С началом зимы почти прекратилось снабжение войск Ленинградского фронта и населения продовольствием, боеприпасами, топливом.
Было принято решение создать военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера. Как только на озере установился лед, дорожники начали разведку трассы, а затем и прокладку и освоение ледовой дороги от населенного пункта Ваганово на западном берегу через остров Зеленецк на восточном берегу озера с ответвлениями к железнодорожной станции «Ладожское озеро» и ст. Кобона.
Протяженность ледовой дороги, состоявшей из шести полос, была 35 км. Через каждые несколько дней полосы меняли, так как лед трескался и становился хрупким.
Первые колонны – а это был гужевой санный транспорт и одиночные полуторатонные машины – начали движение 22 ноября 1941 года. После того, как лед окреп, по дороге пустили все виды боевых и транспортных машин. И это была, наверно, самая опасная для водителей дорога: можно было погибнуть не только от снарядов противника, но и провалиться вместе с машиной под лед.
Одним из девизов легендарной ладожской Дороги был: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом!» Но машин не хватало. Тогда к ним начали прицеплять одни, а то и двое саней, предназначавшихся для конных упряжек.
За первую блокадную зиму в Ленинград и обратно по Дороге жизни проехало более 300 тыс. машин, 500 тракторов и танков, доставлено 361 тыс. грузов. Из блокадного города удалось эвакуировать более 550 тыс. детей и женщин, а также больных и раненых.
Дорога жизни действовала до апреля 1942 года, пока не начал таять лед. Следующей зимой, как только закончилась навигация кораблей, Дорога жизни была вновь восстановлена и функционировала. Водители продолжили свою героическую работу.
А еще была
битва за Сталинград,
где помимо проблем с плохими грунтовыми дорогами, усугубившимися осенней распутицей, были серьезные сложности с переправой через Волгу.
Пришлось срочно построить 37 мостов и навести 35 переправ, по которым эвакуировали около 2 млн. человек, 5 тыс. тракторов и комбайнов. Раненых переправляли на 9 тыс. попутных машинах.
В период оборонительных сражений, в крайне тяжелых условиях, автомобилисты выполняли огромную работу – доставляли грузы с баз, расположенных на левом берегу Волги. Работали двумя звеньями: одни батальоны осуществляли подвоз с баз снабжения к восточному берегу Волги, другие – подавали грузы в войска. Так удалось исключить простои в ожидании переправы.
Во время зимнего наступления 1942-1943 годов наши войска быстро продвигались на запад. Восстановление железных дорог сильно отставало от перемещения фронта, поэтому дорожные части должны были за короткие сроки восстанавливать разрушенные мосты и грунтовые дороги. Усложняло дело большое количество снега зимой и весенняя распутица.
К лету 1943 года приказом наркома обороны автотранспортная и дорожная службы были выделены в самостоятельный вид технических войск тыла Красной армии.
Отступая, немцы подорвали и разрушили 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других сооружений общей длиной более 930 тыс. км. И это только на нашей территории. Всего за время войны военными дорожниками было восстановлено, отремонтировано и построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 тыс. км мостов.
На Минском шоссе стоит памятник, посвященный героям-дорожникам.
Начиная с 1944 года роль автомобильного транспорта сильно возросла – на него легла основная тяжесть подвоза в ходе наступательных операций. К этому времени автомобильный парк действующей армии насчитывал 600 тыс. автомобилей.
Фронтовые водители… Сколько же их пропало без вести, погибло от бомбёжек, утонуло на Дороге жизни! А вот наградами их, к сожалению, часто обходили.
Известно всего 7 шоферов, удостоенных звания Героя Советского Союза:
Владимир Кузьмич Артюх
Александр Иванович Гривцов
Василий Степанович Клюкин
Иван Михайлович Ильиных
Прохор Денисович Залесов
Василий Мефодьевич Ефимов
Филимон Иосифович Земляных
В России множество памятников Великой Отечественной войны. Есть и памятники, посвящённые воинам автомобилистам. Особенно известен монумент у шоссе Орел-Брянск недалеко от Брянска.
На противоположной стороне дороги на постаментах с двумя гвардейскими знаками встали две грузовые машины военных лет – ЗИС и ГАЗ.
Монумент был открыт в 1968 году, и с тех пор все водители, подъезжая к нему, громко сигналят, отдавая дань уважения и памяти погибшим водителям.
В 2015 году, к 70-летию Победы, в Челябинске в Саду Победы открыли Мемориальный комплекс, посвящённый всем южноуральским автомобилистам, воевавшим с фашистами в годы войны.
Интернет-ресурсы:
Наталья Корлякова