«Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать,
остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется».
Л. Н. Толстой
«…без формировавшихся тысячелетиями норм морали и
нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство.
И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать».
В. В. Путин
Уважаемые папы, мамы и гости нашего собрания сегодня я предлагаю поговорить о морали: что такое мораль, нужна ли она нам, а также выясним, что считается аморальным в обществе.
Проблема морали волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, и средневековья. В последние столетия эта проблема также продолжает привлекать внимание философов, психологов и писателей. Тема морали и аморальности до сих пор остается актуальной и в 21 веке.
Слово «Мораль» произошло от латинского слова «mores», то есть «общепринятые традиции». Термин был введен римским оратором Цицероном (I век до н. э) для определения принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.
Существует несколько объяснений того, откуда возникла мораль.
В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. С другой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе.
Например, в архаичные (первобытные) времена моральные требования закреплялись в запретах в форме табу, в обычаях и традициях, направленных на сохранение и благополучие рода.
Мораль античности предполагала с одной стороны рабскую мораль покорности и смирения, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни.
В эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего. Основой нравственной жизни были провозглашены 10 Божественных заповедей. Они несли в себе высшие общечеловеческие ценности. Основные моральные добродетели: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание.
Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль, это – рыцарская мораль и придворный этикет.
Основными ценностями Возрождения стали: Человек, Любовь, Творчество.
Эпоха Просвещения провозгласила главными моральными ценностями общества: Свободу, Равенство и Братство.
Нравственный идеал Нового и новейшего времени воплотился в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе. Критерием моральности становится успех (выражение «цель оправдывает средства»), что привело к высоким результатам, но постепенно породило отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.
Признаки морали
Нормы морали
Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.
Все эти нормы морали определяют общечеловеческие нравственные (моральные) ценности. В них входят любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство. Главной нравственной ценностью личности является добро – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного.
Соблюдение моральных норм позволяют личности комфортно существовать в окружении и гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.
С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.
Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь школа, где в доступной форме учителя доносят до сознания ребенка нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.
Надо заметить, что нравственность развивается на протяжении всей жизни человека и зависит от нашего опыта и поведения, когда мы сталкивается с нравственными проблемами в разные жизненные периоды.
Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр.
Что такое аморальность, аморальное?
Человечество во все времена порицало: низость, неблагородство, вероломство, коварство, нечестность и злословие.
Во многих странах, в том числе и в России, аморальное поведение не только осуждается обществом, но и подлежит наказанию, в зависимости от вида проступка и степени вины гражданина. Аморальность – это, прежде всего нарушение норм приличия.
Приведем примеры аморального поведения:
– употребление ненормативной лексики,
– пьянство,
– совершение преступления или проступка,
– проституция,
– пристрастие к наркотикам и так далее,
– неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.
Среди причин подобного поведения психологи в первую очередь отмечают ненадлежащее воспитание. Нормы морали должны прививаться в семье с раннего возраста. Поведение родителей – пример для детей. Традиции, обычаи, убеждения и принципы передаются от поколения к поколению.
Во-вторых, аморальное поведение может быть следствием влияния окружающей среды (школа, институт, круг друзей). Если ежедневно человек находится в окружении компании с аморальным поведением, то, в конечном итоге, такое поведение будет им восприниматься как норма.
Также одной из причин аморального поведения может быть низкий жизненный уровень, сложившийся из-за ряда причин, из чего вытекает недостойное поведение человека в обществе (пьянство, драки, воровство). Из-за недовольства качеством своей жизни человек пытается уйти от реальности, употребляя алкоголь либо наркотики.
И здесь нельзя перейти грань, потому что там, где мы нарушаем моральные нормы, то есть ведем себя аморально, совершаются противоправные действия, то есть правонарушения, а в некоторых ситуациях и преступления. А это уже нарушение юридических норм закона.
В заключении хочется сказать, что современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Мы – пример для наших детей.
Золотое правило нравственности –
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
В фондах Централизованной библиотечной системы можно ознакомиться с книгами по нашей теме:
– Антоний (Митрополит Антоний Сурожский). Воспитание души. – М., 2016. (издание имеется в библиотеке № 2)
– Гиппенрейтер, Ю. Б. Каким человеком вырастет ваш ребенок?: мораль и воспитание детей / Ю. Гиппенрейтер, А. Рудаков. – М., 2020 (издание имеется в библиотеке № 9)
– Голубева, Г. А. Этика: учебник. – М., 2007. (издание имеется в библиотеках № 10, 13, 14)
– Сингер, П. О вещах действительно важных: моральные вызовы двадцать первого века / П. Сингер. – М., 2019 (издание имеется в Центральной библиотеке)
– Соловейчик, С. Л. Как разговаривать с подростком о вечных истинах / С. Соловейчик. – М., 2020. (издание имеется в библиотеке № 9)
– Янушкявичюс, Р. В. Основы нравственности / Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. – М., 1998. (издание имеется в библиотеке № 12)
Использованы материалы:
Самые аморальные поступки, по версии россиян
Лариса Николаева