«Мораль и аморальные поступки»: родительское собрание
30 августа 2021 в 14:29

«Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать,
остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется».

Л. Н. Толстой

«…без формировавшихся тысячелетиями норм морали и
нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство.
И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать».

В. В. Путин

Уважаемые папы, мамы и гости нашего собрания сегодня я предлагаю поговорить о морали: что такое мораль, нужна ли она нам, а также выясним, что считается аморальным в обществе.

Проблема морали волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, и средневековья. В последние столетия эта проблема также продолжает привлекать внимание философов, психологов и писателей. Тема морали и аморальности до сих пор остается актуальной и в 21 веке.

Слово «Мораль» произошло от латинского слова «mores», то есть «общепринятые традиции». Термин был введен римским оратором Цицероном (I век до н. э) для определения принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

Существует несколько объяснений того, откуда возникла мораль.

В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. С другой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе.

Например, в архаичные (первобытные) времена моральные требования закреплялись в запретах в форме табу, в обычаях и традициях, направленных на сохранение и благополучие рода.

Мораль античности предполагала с одной стороны рабскую мораль покорности и смирения, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни.

В эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего. Основой нравственной жизни были провозглашены 10 Божественных заповедей. Они несли в себе высшие общечеловеческие ценности. Основные моральные добродетели: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание.

Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль, это – рыцарская мораль и придворный этикет.

Основными ценностями Возрождения стали: Человек, Любовь, Творчество.

Эпоха Просвещения провозгласила главными моральными ценностями общества: Свободу, Равенство и Братство.

Нравственный идеал Нового и новейшего времени воплотился в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе. Критерием моральности становится успех (выражение «цель оправдывает средства»), что привело к высоким результатам, но постепенно породило отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Признаки морали

  1. Всеобщность моральных норм (одинаково действует на всех, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т. д.).

Нормы морали

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип, который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи.
  5. Трудолюбие.
  6. Смирение.
  7. Вежливость.

Все эти нормы морали определяют общечеловеческие нравственные (моральные) ценности. В них входят любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство. Главной нравственной ценностью личности является добро – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного.

Соблюдение моральных норм позволяют личности комфортно существовать в окружении и гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь школа, где в доступной форме учителя доносят до сознания ребенка нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Надо заметить, что нравственность развивается на протяжении всей жизни человека и зависит от нашего опыта и поведения, когда мы сталкивается с нравственными проблемами в разные жизненные периоды.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр.

Что такое аморальность, аморальное?

Человечество во все времена порицало: низость, неблагородство, вероломство, коварство, нечестность и злословие.

Во многих странах, в том числе и в России, аморальное поведение не только осуждается обществом, но и подлежит наказанию, в зависимости от вида проступка и степени вины гражданина. Аморальность – это, прежде всего нарушение норм приличия.

Приведем примеры аморального поведения:

– употребление ненормативной лексики,

– пьянство,

– совершение преступления или проступка,

– проституция,

– пристрастие к наркотикам и так далее,

– неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.

Среди причин подобного поведения психологи в первую очередь отмечают ненадлежащее воспитание. Нормы морали должны прививаться в семье с раннего возраста. Поведение родителей – пример для детей. Традиции, обычаи, убеждения и принципы передаются от поколения к поколению.

Во-вторых, аморальное поведение может быть следствием влияния окружающей среды (школа, институт, круг друзей). Если ежедневно человек находится в окружении компании с аморальным поведением, то, в конечном итоге, такое поведение будет им восприниматься как норма.

Также одной из причин аморального поведения может быть низкий жизненный уровень, сложившийся из-за ряда причин, из чего вытекает недостойное поведение человека в обществе (пьянство, драки, воровство). Из-за недовольства качеством своей жизни человек пытается уйти от реальности, употребляя алкоголь либо наркотики.

И здесь нельзя перейти грань, потому что там, где мы нарушаем моральные нормы, то есть ведем себя аморально, совершаются противоправные действия, то есть правонарушения, а в некоторых ситуациях и преступления. А это уже нарушение юридических норм закона.

В заключении хочется сказать, что современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Мы – пример для наших детей.

Золотое правило нравственности –
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

В фондах Централизованной библиотечной системы можно ознакомиться с книгами по нашей теме:

– Антоний (Митрополит Антоний Сурожский). Воспитание души. – М., 2016. (издание имеется в библиотеке № 2)

– Гиппенрейтер, Ю. Б. Каким человеком вырастет ваш ребенок?: мораль и воспитание детей / Ю. Гиппенрейтер, А. Рудаков. – М., 2020 (издание имеется в библиотеке № 9)

– Голубева, Г. А. Этика: учебник. – М., 2007. (издание имеется в библиотеках № 10, 13, 14)

– Сингер, П. О вещах действительно важных: моральные вызовы двадцать первого века / П. Сингер. – М., 2019 (издание имеется в Центральной библиотеке)

– Соловейчик, С. Л. Как разговаривать с подростком о вечных истинах / С. Соловейчик. – М., 2020. (издание имеется в библиотеке № 9)

– Янушкявичюс, Р. В. Основы нравственности / Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. – М., 1998. (издание имеется в библиотеке № 12)

 

Использованы материалы:

Аморальное поведение

Моральные ценности

Самые аморальные поступки, по версии россиян

Что Такое Мораль?

 

Лариса Николаева