Мадрига́л – небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова).
Первые мадригалы появились в Италии в эпоху Возрождения. Это были небольшие любовные стихотворения.
Кстати, в середине XIV века мадригалами стали называть и маленькие музыкальные пьесы для двух-шести голосов. Существовали любовные, религиозные, юмористические мадригалы. Они пользовались популярностью и других странах Европы XVI века: Германии, Испании, Англии.
Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке. Тогда стало модно писать небольшие стихотворения-комплименты для гостей салонов, творческих вечеров, особенно во Франции. Именно из французской литературы мадригалы позаимствовали и русские поэты. Свои стихотворения такого жанра они обычно посвящали женщинам.
Ирина Добровецкая. Мадригал. 2009
Также мадригалы были популярны и в XIX веке. Их писали Александр Пушкин, Константин Батюшков и Михаил Лермонтов. Однако со временем жанр изменился. Поэты стали пародировать такие стихотворения, добавляя в них достаточно иронии. Поэтому уже в 1860-х мадригалы сочинять перестали.
У Пушкина в «Евгении Онегине» мы читаем:
Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает,
И дрожь, и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!
Глава IV
В значении любезности, комплимента:
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал
Глава V
Или:
Она встала, пошла около кресел и столов, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не отвечала на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон
Гости съезжались на дачу, 1828 г.
Это слово порой использовалось и в значении надгробной надписи, эпитафии:
И полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал
Глава II