Урок-беседа для старшеклассников
«Речь – это показатель ума».
Сенека
Важнейший способ узнать человека… –
прислушаться к тому, как он говорит…
Язык человека – это его мировоззрение и его поведение,
как говорит, так, следовательно, и думает.
Д.С. Лихачев
В Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Однажды его хозяин философ Ксанф решил угостить учеников и послал Эзопа на рынок купить «всего лучшего, что есть на свете!». Эзоп приготовил только три блюда из языков. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. В ответ он услышал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Объяснение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.
На другой раз Эзопу было приказано купить к обеду самое худшее.
Эзоп опять приготовил языки. Удивлённому хозяину и гостям Эзоп объяснил: «Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Не всем было приятно слушать такой ответ, но придраться было не к чему.
Эта притча очень точно выражает роль речи в нашей с вами жизни. К сожалению, всё чаще мы слышим вокруг неграмотную, несвязную грубую речь, сквернословие, уголовный жаргон и мат. Сегодня нецензурная брань стала нормой повседневной жизни – на улице, в транспорте, в стенах учебных заведений, в семье. Самое печальное то, что сквернословят не только взрослые, но и дети. Сквернословие стало острейшей проблемой современности. Люди произносят бранные слова, даже не предполагая, что наносят вред своему здоровью и здоровью окружающих. Подробнее с вопросом можно ознакомиться, прочитав статью «Ненормативная лексика – приемлема она или недопустима».
Кто-то, возможно, спросит: «Почему нет законов, защищающих чистоту нашего языка?» Такие законы были до революции, есть они и сейчас. Так статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает за публичное произнесение нецензурной брани административный штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. Для информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет, наказание за размещение информации, оскорбляющей в неприличной форме человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, органам государственной власти России наказание составит от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Неоднократные нарушения влекут увеличение штрафов. Кстати, административное наказание за сквернословие в общественных местах предусмотрено во всех законодательствах мира.
Однако, только наказаниями не обойтись. Вы же понимаете, что без участия всех нас проблему не решить.
Начинаем с себя
Первое: принимаем решение самим не говорить плохих слов, не бойтесь выглядеть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!»
Второе: умейте в случае необходимости дать достойный ответ обидчику. При этом старайтесь сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.
Третье: тренируйтесь всегда говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, ведь наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Выражайте больше добрых позитивных чувств и мыслей (похвалите, подбодрите, высказывайте своё одобрение).
Четвертое: кто-то считает, что расслабляться – это пить пиво, вино и сквернословить. Это не так. Ведь есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое.
Пятое: постарайтесь не забывать, что с меня начинается честь и культура России.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А. Яшин «Русский язык»
Тем, кто решил заняться улучшением своей речи, предлагаем почитать книги из фондов Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина:
Акишина, А. А. Этикет русского телефонного разговора / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина. – Москва, 1990.
Будагов, Р. А. Как мы говорим и пишем. – Москва, 1988.
Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно. – Москва, 1993.
Головин, Б. Н. Как правильно говорить: заметки о культуре русской речи. – Москва, 1988.
Голуб, И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – Москва, 1997.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет: книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – Москва, 1983.
Калинин, А. В. Культура русского слова: [сборник]. – Москва, 1984.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения. – Ленинград, 1988.
Читайте также:
Международный день родного языка
Несколько полезных видео по теме:
Детская сказка «Колючие слова». Учим детей не сквернословить // https://www.youtube.com/watch?v=VkIV_vWNDxo
Нехорошие слова – Доктор Комаровский // https://www.youtube.com/watch?v=pgDuSLUlzX4
Ребенок говорит плохие слова: 5 советов родителям // https://www.youtube.com/watch?v=MEY4Xmj5mes
МАТ, нецензурная лексика, брань, матерные слова. Плохо ли материться // https://www.youtube.com/watch?v=ARnIiyydRkc
Грязные Слова: фильм // https://www.youtube.com/watch?v=ebwYyFh4gF0
Матерная брань разрушает ДНК // https://www.youtube.com/watch?v=8Tw5R04enOE&list=PLKy_x729F_qKCAFXZfQLz1qWVAq-JrLEl
Источники информации:
Культура речи и ловушки сквернословия: (профилактика ненормативной лексики у детей и подростков) // МАОУ СОШ № 50 г. Екатеринбурга: [сайт]. – URL: https://xn--50-6kc3bfr2e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/site/pub?id=47 (17.02.2022)
Протасова О. Г. Воспитательский час «Сквернословие и здоровье» // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»: [сайт]. – URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/29412 (17.02.2022)
Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия // Сайт учителя информатики и математики Макошиной Нины Владимировны. – URL: http://interestinginformatics.blogspot.com/2015/07/blog-post_10.html (17.02.2022)
Урок русского языка «О сквернословии» // Учитель словесности: [сайт]. – URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkij_jazyk/urok_russkogo_jazyka_quot_o_skvernoslovii_quot/5-1-0-2765 (17.02.2022)
Наталья Гаева