Уровень финансовой грамотности в нашей стране очень низкий! Пожилые люди с недоверием относятся к банкам, не знают, как пользоваться банкоматами, приобретая товары – не сопоставляют выгоды и риски, не знают современные схемы мошенничества. Аферисты, пользуясь финансовой неграмотностью, постоянно обманывают пенсионеров, уменьшая и без того небольшие доходы. Чтобы не стать жертвой мошенника или афериста, нужно знать правила финансовой безопасности.
Покупка ненужных товаров и услуг
Продажа «чудо-товаров» пожилым людям очень популярный вид мошенничества. Часто начинается эта история со звонка в квартиру, и человек за дверью представляется сотрудником известной компании или даже государственной организации: министерства, пенсионного фонда, социальной службы, ЖКХ. После короткой доверительной беседы пенсионеру, как правило, предлагают «уникальные» товары: фильтры для воды, средства для уборки квартиры, бытовую технику, якобы позволяющую сэкономить на потреблении электричества или воды, медицинские приборы и лекарства для лечения хронических болезней. Если у клиента нет денег, ему могут предложить кредитный договор. При внимательном прочтении можно увидеть, что договор обрекает покупателя на заведомо невыгодные условия, а купленный товар в лучшем случае окажется бесполезен.
Оформляя какую-либо услугу, не стесняйтесь просить договор и время, чтобы все обдумать или предварительно посоветоваться с близкими. Предостережение продавца, что предложение действительно только сегодня – дополнительный повод насторожиться и отложить покупку.
Недобросовестная продажа финансовых услуг
Опасность может подстерегать также там, где меньше всего ожидаешь быть обманутым. В офисах банков пенсионерам под видом вкладов с повышенным доходом иногда продают инвестиционное или накопительное страхование жизни. По такому продукту необходимо ежегодно вносить платеж, о чем непредупрежденный потребитель узнает только накануне даты внесения платежа и не имея возможности этого сделать, теряет внесенные ранее деньги, так-так договор расторгается. Также сотрудники финансовых организаций могут не проинформировать клиента обо всех дополнительных предложениях к договору. В результате, сообщая подтверждающий код из СМС, клиент соглашается на получение услуг, о которых даже не подозревает.
Не торопитесь подписывать договор, внимательно знакомьтесь со всеми документами и задавайте все интересующие вопросы представителю банка!!!
Мошенничество на эпидемии коронавируса
На фоне пандемии коронавируса преступники начали использовать новые схемы обмана.
Мошенники проникают в квартиры под видом дезинфекторов, продают «чудо-лекарства» и «тесты» для определения коронавируса на дому, рассылают заражённые вирусами письма, якобы от представителей Всемирной организации здравоохранения. Схем мошенничества может быть много, будьте бдительны!
Куда обращаться если стал жертвой мошенников?
В полицию
Когда дежурный в отделении полиции примет заявление, он обязан выдать вам талон-уведомление. Это означает, что заявление принято.
В банк
По закону банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства, если не докажут, что клиент сам нарушил правила использования карты (п.15 ст. 9 закона «О национальной платёжной системе»). Если вы лично раскрыли мошеннику конфиденциальную информацию – например, дали пин-код от карты, банк не обязан возвращать деньги. Этот платёж считается добровольным, банк не имеет права отменять его и списывать деньги со счёта получателя.
Что можно сделать:
Если банк отказывается решать ваш вопрос, попросите письменный отказ с указанием причин. Напишите жалобу на сайте Банка России.
Если вы стали жертвой обмана с товаром или услугой обратитесь в банк с заявлением об оспаривании платежа (чарджбэке). К заявлению приложите доказательства, что не получили оплаченный товар или услугу – чеки, фото, распечатки звонков. Платёжная система рассмотрит запрос – если он будет удовлетворён, деньги вернутся на карту.
Повышайте свою финансовую грамотность и будьте бдительны, ведь это главная защита от мошенничества!
Полезная информация:
Интернет ресурсы:
Екатерина Лисина