«Их работа и опасна, и трудна»
8 июля 2021 в 13:42

Во все времена у людей существовал транспорт: гужевой, колесницы, повозки, кареты и др. И чем больше развивалась транспортная сеть, тем сильнее возрастала нужда в регулировании и правилах дорожного движения.

Первые попытки упорядочить движение повозок и наездников были предприняты императором Гаем Юлием Цезарем в Древнем Риме. При его правлении уже существовали улицы с односторонним движением и штрафы за движение по встречной дороге.

На территории России правила дорожного движения появились в XVI веке: ширина проезжей части полторы сажени (примерно 3.2 метра), обязательное клеймение лошадей при покупке или обмене, штрафы за наезды на пешеходов.

При Петре I в стране утвердили правостороннее движение, а правила ужесточились, он запретил быструю езду в городе, допустимая скорость не более 15 верст (16 км.) в час. Реформа коснулась и кучеров, которые часто злоупотребляли своим положением и могли хлыстом задеть горожан, отныне им запрещалось стегать прохожих.

Между пунктами назначения установили верстовые столбы «крашенные и подписанные цифрами». За порядком на дорогах следила учрежденная в 1718 году Главная полиция.

На протяжении всей истории каждый правитель вносил что-то новое в дорожные порядки. Так, при правлении Анны Иоанновны появилась система штрафов, и довольно жестокая. За первое нарушение били кошками (плеть с узелками на концах), за второе кнутом, а за третье ссылали на каторгу. Существовала даже смертная казнь для тех, кто совершал наезд на прохожих санями и лошадьми.

Вскоре появился прародитель Дорожно-патрульной службы – «денные караулы».

При Екатерине II извозчики получали аналог современного номера: кожаные ярлыки, которые нашивали на спину. Отсутствие «номера» – штраф. А в 1784 году ввели «Извозчичий билет», в котором прописывались обязанности водителя.

В течении XIX века правила дорожного движения дополнялись и изменялись, касаясь, в основном, извозчиков. Полиция Санкт-Петербурга выпустила «Наставления старостам, извозчичьим и извозчикам», ввели обязательный экзамен, который включал в себя проверку навыков «вождения», знание правил и знание города. И тем не менее, находились лихачи, которых не пугали штрафы и порка.

Поэтому в 1835 году московский генерал-губернатор прописал: «останавливаться по первому требованию полиции». Спустя год в столицах появились номерные знаки и техосмотр транспортных средств.

В 80-х годах XIX века обрели особую популярность циклисты (велосипедисты) и на двухколесного коня необходимо было получить свидетельство об умелой езде.

Параллельно с транспортом развивается система надзора. В 1883 году издана «Инструкция городовым Московской полиции», в соответствии с которой городовые следили за скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

Новая эпоха пришла в страну 1891 году в виде самоходной повозки – машины. Возникла необходимость создания автошкол, дорожных знаков, светофоров и универсальной системы ПДД.

Государству требовался надежный механизм управления и надзора за дорожным движением.

В 1919 году Декретом Совета Народных Комиссаров «Про автомобильное движение по Москве и его окрестностям» было предусмотрено создание специального органа по контролю за соблюдением Правил движения и эксплуатации транспорта.

3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Госавтоинспеции. Этот день принято считать Днем рождения современного ГИБДД МВД Российской Федерации.

Основной задачей Госавтоинспекции на протяжении всей истории является сохранение жизни и здоровья участников движения, независимо от вида транспорта, будь то повозка с лошадьми или современный автомобиль. На сотрудников полиции ложится большая ответственность за чужие жизни, впрочем, как и на остальных участников дорожного движения, в частности – водителей.

С умением водить не рождаются, этот навык приобретается с практикой. А прежде чем приступать к практике на площадке автошколы, следует внимательно изучить теорию.

Иванов Виктор Николаевич – мотогонщик, доктор технических наук, крупнейший специалист в области безопасности автомобильного движения. В «Энциклопедии безопасности дорожного движения» (Москва, 2006) он делится своим опытом, на примерах разбирая ошибки водителей и причины ДТП. Представлены не только основные законы и правил, но и иные нормативно-правовые акты, которыми руководствуются сотрудники ДПС.

Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина

А вы знали, что первого регулировщика дорожного движения Челябинска звали Кадир Хаджеев? Нет? Тогда стоит ознакомиться с книгами «Фотокнига. Посвящается 80-летнему юбилею со дня образования службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД города Челябинска» (Челябинск, 2016) и «Государственная инспекция безопасности дорожного движения Челябинской области, 1936-2001» (Челябинск, 2001) посвященными не просто истории ГАИ, а истории ГАИ в Челябинске. Рассказ о подразделении Госавтоинспекции и прежде всего о людях, которые создавали историю службы своими делами, поступками и подвигами.

Книги доступны в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеке №32

Все госавтоинспекторы являются сотрудниками полиции. В художественной литературе товарищ полицейский предстает добрым, порядочным, ответственным, помогающим гражданам в трудных ситуациях. Именно с такими образами знакомит читателя творчество Ивана Георгиевича Лазутина.

Повесть «Сержант милиции» (Йошкар-Ола, 1978) напоминает старый советский фильм про молодых парней. На страницах произведения прослеживается судьба героев, которые строят свое будущее в правоохранительных органах. Книга о справедливости и человеческих взаимоотношениях придется по вкусу всем любителям полицейского детектива.

Книга доступна в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и библиотеках №19, 25

Провокационное анонимное издание «Записки гаишника» (Москва, 2015), которое переворачивает все представление о людях в форме на перекресте дорог. Книга для смелого читателя, который готов узнать совершенно новое о сотрудниках ГАИ, все истории реальны и строго анонимны.

Книга доступна на ЛитРес при наличии виртуального читательского билета Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина.

 

Источники информации:

Григорьева Т. Какими были правила дорожного движения в дореволюционной России?. – Текст: электронный // Культура.РФ: [сайт] – URL: https://www.culture.ru/s/vopros/pdd/ (01.07.2021)

Смирнов А. Как в России регулировали дорожное движение? С XVII века до наших дней. – Текст: электронный // ШколаЖизни.ру: [сайт] – URL: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/90512/ (01.07.2021)

История создания и развития организации дорожного движения. – Текст: электронный // Спектр ПДД: [сайт] – URL: https://www.culture.ru/s/vopros/pdd/ (01.07.2021)

 

Анна Вилькина