1941-1945… страшное время и, казалось бы, детям не до игр. Но дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны.
Во что играли дети военной поры? Какие игрушки были у них? И была ли вообще возможность играть?
Оказалось, что документальных материалов на данную тему очень мало, остались некоторые воспоминания наших бабушек и дедушек, родителей. Попробуем с ними ознакомиться, используя книги и Интернет-ресурсы, получить представление о детских играх.
В годы Великой Отечественной войны дети играли очень мало. Не у всех остались довоенные игрушки, у кого остались – берегли их. Во время воздушной тревоги, крепко обнимая, брали с собой в бомбоубежище плюшевых мишек, зайчиков.
Покупные игрушки были большой редкостью, да и в основном у городских детей. Деревенские делали игрушки сами или им помогали взрослые.
Например, делали куколок: из лоскутков, полотенца. Рисовали лицо и заворачивали в различные старые тряпочки. Голову для куклы набивали опилками, паклей или соломой; платье шили из цветных лоскутков. Лицо раскрашивали углем.
Пеленали и початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. И заплетали в косы пучки укропа, а потом приматывали к толстым палкам. Посуды для кукол не было, и поэтому собирали черепки битой посуды, обломки разные.
На сайте Ярославского музея-заповедника рассматриваются воспоминания детей войны, в которых часто фигурируют самодельные куклы как основная игрушка девочек.
Куклы изготавливали из всего, что попадалось под руку… «Кукол, например, шили сами из белого холста, голову набивали опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли еще «омялками»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались желтого цвета».
См: Омялки, гильзы и свистульки во что играли дети в 1941-1945 гг. – Текст: электронный // Ярославский музей-заповедник [сайт]. – URL: https://korotkoedetstvo.bm.digital/article/585716039245652801/omyalki-gilzyi-i-svistulki (09.04.2020).
У прозаика Геннадия Черкашина есть трогательный рассказ «Кукла» о девочке и ее кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела свою куклу Машу, которую перед войной ее подарил дедушка. У мамы были денежные трудности, и она не смогла выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» – такими словами заканчивается рассказ писателя. Девочке и ее маме была дорога эта кукла – единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.
Девчонки со своими любимицами играли в «Дочки-матери».
В Петербургском музее кукол в 2015 году к 70-летию Победы открылась выставка «Память: игрушки детей войны», включающая в себя более ста экспонатов. На ней были представлены игровые и театральные куклы, а также мягкие игрушки, прошедшие вместе со своими владельцами тяжелые годы войны и блокады. Они помогли своим маленьким хозяевам пережить болезни, голод, бомбежки и сохранить веру в светлое мирное будущее.
Самые необычные истории ленинградских игрушек: Снегурочка; Пупс в солдатской форме; Кукла Юра; Кукла в мамином плаще; Перчаточные куклы; Пупс на рояле; Блокадный Мишка; Петрушечный театр; Мишка, подаренный дядей.
Вот несколько из них:
— Кукла Юра
«Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девочке приходилось прятаться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда ребенок брал все самое необходимое: любимых кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и куски ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежду: платья, рубашки и даже комплекты для эвакуации. Девочка сделала для них персональные рюкзаки, в которых хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных нарядов так много времени, что, пережив блокаду, стала модельером».
— Кукла в мамином плаще
В одной ленинградской семье сильно заболела девочка. Ее положили в больницу, но мама не могла быть вместе с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Женщина пошла на рынок и поменяла почти все свои вещи на пупса без одежды. Дома мать сшила кукле платье и плащ из собственных вещей, а потом отнесла ее дочке в больницу. Девочка была несказанно рада, получив в подарок. Вскоре малышка поправилась.
— Фарфоровая кукла
Фарфоровую красавицу, произведенную в Великобритании в 1942 году, подарил Вале солдат, дошедший до Берлина. Это была легендарная кукла артистки ленинградского цирка Валентины Лерри.
«Когда 7-летняя наследница цирковой династии выступала перед солдатами, уходившими на фронт, случился авианалет. Все артисты и солдаты спрятались от обстрела под товарный состав. Рядом с Валей оказался солдат. Заметив, что он вооружен, маленькая наездница спросила, почему он не стреляет. Федор (так звали красноармейца) попытался возразить, но все-таки выстрелил – и сбил «мессершмитт»! А когда командование стало поздравлять солдата с такой редкой удачей, он признался, что у него была помощница. Возвращаясь с войны, он разыскал маленькую циркачку и подарил ей трофейную куклу».
— Блокадный Мишка
«Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью: им приходилось много работать, чтобы не умереть с голоду. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка».
По источникам: Куклы Победы. 9 игрушек, которые помогали детям в годы блокады. – Текст: электронный // Аргументы и факты SPB.AIF.RU. – URL: https://spb.aif.ru/society/people/kukly_pobedy_9_igrushek_kotorye_pomogali_detey_v_gody_blokady (09.04.2020).
Обрывки историй блокадных игрушек, или то, о чем не стоит забывать. – Текст: электронный // DRIVE2.RU: [сайт]. – URL: https://www.drive2.ru/b/2298802 (11.04.2020).
Игрушки и рисунки блокады. – Текст: электронный // Livejournal: [сайт]. – URL: https://qkempek.livejournal.com/2798946.html (11.04.2020).
Музей Обороны и блокады Ленинграда хранит память о погибших детях, потерявшим свои игрушки в Ладожском озере: «Когда в Ленинграде началась блокада, из города на Большую Землю стали вывозить детей. Их эвакуировали на поездах, грузовиках и кораблях. Баржу, переправляющую очередную группу детей, заметили фашистские летчики. Судно подверглось обстрелу, и было затоплено. Никто из детей, находившихся на барже, не выжил. Много лет спустя, лишь в 2003 году, со дна Ладожского озера подняли игрушки, которые дети везли с собой на Большую Землю – это небольшие куколки, мишки и погремушки».
По источнику: Игрушки погибших детей и другие экспонаты Музея Обороны и блокады Ленинграда. – Текст: электронный // Летопись: Новости археологии и истории: [сайт]. – URL: http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/igrushki_pogibshikh_detej_i_drugie_ehksponaty_muzeja_oborony_i_blokady_leningrada/4-1-0-69 (11.04.2020).
Баллада о кукле (А. Молчанов)
Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в нее.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце горе свое.
Девочка куклу к груди прижимала.
Старый буксир отошел от причала,
К дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала,
Спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Черная тень по воде пробежала,
Два «Мессершмита» сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала,
Злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала…
Взрывом баржу разорвало и смяло.
Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых.
Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала…
Ветер минувшего память колышет,
В странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища
Тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в темной, сырой глубине
Девочка куклу уплывшую ищет.
Читают дети
У Лоры Тасси есть грустное стихотворение «Ой, Мишка, как же страшно мне!..». Приведем его полностью:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете – ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Это еще одно подтверждение того, что игрушка была для ребят и другом и собеседником, помогающая в трудную минуту.
Мальчики мастерили игрушки из дерева: машинки, коляски для кукол девчонок, оружие. Из старых досок выпиливали автоматы и пистолеты. Летом из глины лепили разные фигурки и сушили их на солнце.
«А еще делали мячи: брали старые тряпки, туго скручивали и завязывали узлом. Прыгали такие мячи не очень, но для игры годились. Был и способ совершенно особенный: влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть. Потом этот ворс дополнительно смачивали водой и скатывали в плотный шарик. Получался очень даже прыгучий мяч. Или брали бычий или свиной пузырь, мыли его, надували и перевязывали веревочкой».
«Если находили большие старые гвозди, мальчишки делали железную дорогу. Прибивали гвозди сверху к деревянным прямоугольным брускам – вот и паровоз с трубой. А если прибить сбоку и загнуть – получатся вагончики, их можно сцепить друг с другом».
По источнику: Во что играли дети в годы войны. – Текст электронный // Военное обозрение [сайт]. – URL: https://topwar.ru/84482-vo-chto-igrali-deti-v-gody-voyny.html (09.04.2020).
«Любили играть свистульками, которые изготавливали из дерева, тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на такие вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребенка того времени».
По источнику: Омялки, гильзы и свистульки во что играли дети в 1941-1945 гг. – Текст: электронный // Ярославский музей-заповедник [сайт]. – URL: https://korotkoedetstvo.bm.digital/article/585716039245652801/omyalki-gilzyi-i-svistulki (09.04.2020).
Играли солдатиками. «В 1944 году полиграфическая фабрика Москворецкого райпромторга выпустила тиражом 100 тысяч экземпляров набор бумажных солдатиков. Набор таких солдатиков стоил всего 10 рублей и, надо полагать, на прилавках магазинов эти наборы не залежались».
По источникам: Во что играли дети СССР и Третьего Рейха во время Второй Мировой Войны. – Текст: электронный // Мирдома [сайт]. – URL: https://historicaldis.ru/blog/43335346828/Vo-chto-igrali-deti-SSSR-i-Tretego-Reyha-vo-vremya-Vtoroy-Mirovo (09.04.2020).
Бумажные солдатики Советского Союза и Третьего Рейха. – Текст: электронный // История пропаганды [сайт]. – URL: https://propagandahistory.ru/22/Bumazhnye-soldatiki-Sovetskogo-Soyuza-i-Tretego-Reykha (09.04.2020).
Майор привез мальчишку на лафете… (К. Симонов)
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…
Конечно, порядочный мальчишка сороковых годов не мог обойтись без достойного оружейного арсенала. Обычно в «боевой комплект» входили рогатка и пугач. А более «рукастые» ребята обзаводились самодельными ружьями и автоматами.
В «войнушку» играли (только не в оккупации), но никто не хотел быть фашистом. Эту роль чаще выполняли деревья. Нападали, защищались, боролись, имитировали стрельбу, взрывы, копали землянки и окопы. Становились отважными героями, летчиками, солдатами, моряками, партизанами.
Из патронов, которых вокруг было в избытке, высыпали порох и бросали в костер. Играли с острыми рваными краями осколков бомб. Еще пацаны не могли не попробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.
Предоставленные самим себе дети разных возрастов собирались в группы, придумывали различные игры.
Играли в «больницу». Игра стала для детей реальностью: они часто помогали в госпиталях, лечили и развлекали раненых.
«Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле».
Весьма популярной у детворы была игра в камешки.
Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы они не упали. Из воспоминаний моей мамы, Солдаткиной Нонны Павловны, – она хорошо помнит игру с камешками (ей в начале войны исполнилось 6,5 лет). Эту забавную игру помнят и сейчас. Например, я сама очень любила в детстве играть (и у меня ловко получалось), с моря везла камешки, чтобы дома потом играть; когда стала постарше, да и теперь играем с внуками.
В книгах детского писателя Владислава Петровича Крапивина есть интересные описания игр военных лет. Детство самого писателя пришлось на голодные военные и послевоенные годы. Свободное время пролетало в увлекательных детских играх: строили голубятни, ловили рыбу, сражались в шашки, бросали волейбольный мяч.
Так, в сказочной повести «Ковер-самолет» автор рассказывает о популярных в то время железных обручах от деревянных бочек. Если катить такой обруч по брусчатке или асфальту при помощи самой обычной палки, он гремит и высекает искры. Вот как описан этот занимательный процесс: «Он неторопливо шел по кромке тротуара и толкал перед собой обруч от бочки. Недалеко от меня он остановился и крутнул обруч вокруг оси. Тот завертелся на месте, превратившись в прозрачный шар». Игра с колесом считалась более сложной и популярной игрой на улице. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за нее, так чтобы колесо не упало.
В «Летящих сказках» и повести «Славка с улицы Герцена» Крапивин приводит множество примеров детского вооружения: «В правое голенище я сунул свой узкий тонкий кинжал, сделанный из ножовки для металла. У него была рукоятка, обмотанная изолентой, и перекладинка из медной проволоки… А еще взял самодельное ружье с тугой резинкой. Оно стреляло скобками из алюминиевой проволоки» или «в кармане длинных мешковатых «шкер» Серега носил пугач, сделанный из медной загнутой трубки и гвоздя».
По источнику: Игрушки военных лет – от пугача до жоски: Текст электронный // URL: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post288452627 (09.04.2020).
По воспоминаниям, в ходу были коллективные игры – лапта, прятки, казаки-разбойники.
Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы).
Вспомним несколько игр:
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
«Казаки-разбойники» – любимая игра фронтового поколения. В детской игре принимают участие две команды.
Играть можно, где угодно – были бы укромные места для прятанья. Чем больше соберется участников, тем интересней! А разбойников от казаков можно отличать по нарукавным повязкам, ленточкам.
Разбойники загадывают пароль, разбегаются и прячутся. Казаки первым делом выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных разбойников. Цель казаков – выведать секретное слово-пароль. Но для этого надо найти разбойников, догнать и запятнать.
Разбойники могут выручать друг друга – например, напасть на темницу, схватить охранника, а пленные тем временем разбегаются.
По источникам:
Казаки-разбойники: Едут, едут по Берлину… – Текст: электронный // Родина [сайт]. – URL: https://rg.ru/2016/06/21/rodina-kazaki.html (11.04.2020).
Казаки-разбойники: история и правила игры. – Текст: электронный // ИгрушкаПоиск [сайт]. – URL: https://www.i-igrushki.ru/archive/kazaki-razboyniki.html (11.04.2020).
Играли еще в чурочки – что-то наподобие маленьких деревянных брусочков. Их с одной стороны смазывали смолой, разогревали около печки – получался конструктор.
ЛАПТА
Лапта объединяла и мальчиков, и девочек, независимо от возраста.
Очень древняя игра, по некоторым данным, лапта была известна еще до нашей эры. На Руси лапту называли по-разному: «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые», «в шары».
Любил играть в лапту и Петр I и именно при нем лапту начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков, а потом и других воинских подразделений.
Командная игра с мячом и битой. Игра проводится на любой площадке. Необходимо ударом биты («биты делали сами, мяч шили из старой ватной фуфайки, используя дратву») послать мяч как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику быть пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
Играют дети
— САЛКИ (пятнашки, догонялки)
По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я – осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
— Колдунчики (эта игра – разновидность салок)
Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него – осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего – не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков – бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
— ЧИЖ
Необычная народная игра. Играют в нее при помощи биты и чижа, маленькой четырехгранной палочки с заостренными концами.
Играть можно вдвоем. Сначала бросают жребий или с помощью считалки выбирают, кому бить по чижу (быть метальщиком), а кому водить.
На земле рисуют круг (или квадрат примерно метр на метр) – это город (или база). В 4-6 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за линию кона.
Метальщик кладет чижик в центр круга заостренным концом в сторону линии кона. После этого метальщик берет биту и ударяет по острому концу чижа с таким расчетом, чтобы он подпрыгнул. Пока чиж находится в воздухе, метальщик должен успеть ударить по нему битой так, чтобы он полетел как можно дальше за линию кона.
Задача водящего, который стоит за линией кона, – поймать чиж руками. В этом случае он становится метальщиком, и игра начинается заново. Если водящий не поймает чижа, то он идет к тому месту, где упал чиж и берет его в руки. Прежде чем поднять чиж, нужно запомнить число на его верхней грани – это столько попыток для броска в город. Затем он бросает чиж, стараясь попасть в город. Бросок со 2-й попытки водящий делает с того места, где упадет чиж, брошенный с 1-й попытки и т. д. В свою очередь, метальщик старается выбрать такое место, чтобы отбить летящий чиж. Если ему это удается, то водящий снова идет туда, где упал чиж, и игра продолжается.
Если водящий, использовав все попытки, не попадает в город, то метальщик снова бьет по чижу и т. д. Если чиж попадает в город, то водящий становится метальщиком.
См. также: Русские народные игры: лапта и чижик: как сделать + правила. – Текст: электронный // LiveInternet [сайт]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post288452627 (09.04.2020).
— ЗОСКА
Называлась игра у всех народов по-разному: зоска, жестка, чеканка, тэбэг, лянга, сокс, маялка, ти щянзы.
Зоску делали сами. Брали кусочек овчины размером 3-4 см, с наличием шерсти, пришивали со стороны кожи свинцовую бляшку в виде пуговицы, и зоска готова.
Играть могли несколько человек, соблюдая очередь. Игрок стоял на одной ноге, другой ногой подкидывал внутренней боковой стороной ступни эту зоску в воздух, не давая ей упасть на землю, подбросы считали. Если зоска упала, очередь переходила к другому. Кто сделал больше подбросов, тот и выиграл.
Из источников:
Шевелева Л. Игра в зоску. – Текст: электронный // Проза.ру [сайт]. – URL: https://proza.ru/2016/01/24/606 (11.04.2020).
Забытая игра «Зоска». – Текст: электронный // Инфоурок [сайт]. – URL: https://infourok.ru/klassniy-chas-zabitaya-igra-zoska-721340.html (11.04.2020).
См. также описание игр:
Власов Ю. Игры детей войны. – Текст: электронный // Проза.ру: [сайт]. – URL: https://proza.ru/2015/11/29/1745 (11.04.2020)
— НОЖИЧКИ
Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать, в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку
— «ПОЧТА АМУРА»
Немудреная игра с передачей записок через «почтальона» активно бытовала в начале ХХ века под названиями «почта Амура» и «летучая почта». В советское время игра, ненадолго сойдя с авансцены, с 1940-х гг. вновь стала активно практиковаться под теми же или измененными названиями («летучая почта», «воздушная почта», просто «почта»). Игра существует и в наши дни.
На страницах исторического журнала «Родина» описывается школьный вечер 1944 года: «Вскоре весь спортзал заполнился вальсирующими… Несколько ребят с приколотой на груди бумажкой «Почтальон» разносили по залу записочки. Я тоже получил от кого-то: «Чайльд Гарольд, почему вы не танцуете?» Польщенный вниманием, я сделал многозначительно-равнодушный вид, но тут же мне сунули в руку вторую: «Вы невоспитанная Фекла»…
Р. Фраерман в своей повести «Дальнее плаванье» рассказывает о новогоднем праздничном вечере старшеклассников в женской школе в декабре 1944 года, на котором играют в «Почту Амура»: «По коридору ходили гости – мальчики из мужской соседней школы… Анка… стояла на лестнице, как хозяйка, с красной повязкой на рукаве, то словом, то смехом встречая гостей и друзей. И через плечо у нее висела почтовая сумка». Увидев Галю и Ваню, Анка подбежала к ним: «Что же вы оба без номеров? – сказала она. – Мы уже начали играть в почту, а у вас еще ничего нет». И она булавкой приколола к груди Вани белую бумажку с номером, а Гале приколола другую и сказала: «Это номера вашей полевой почты…» …И Анка со смехом побежала дальше, размахивая своей почтовой сумочкой, сделанной из картона… Анка оглядывается вокруг и видит Ваню и Галю. Они входят в зал и начинают танцевать. И белые билетики с номерами, пристегнутыми к их груди, кажутся сейчас Анке двумя маленькими тайнами, которые надо еще разгадать»… Ваня увидел, что многие подходят к Анке «в этот вечер и много чужих детских рук опускается в ее почтовую сумку».
А также об истории и правилах игры «Почта Амура» См.:
Борисов, С. По залу мчится почтальон, последней почтой нагружен [Текст] // Родина. – 2019. – № 7. – С. 130-133.
По залу мчится почтальон, последней почтой нагружен [игра «Почта Амура»]. – Текст: электронный // Родина: [сайт]. – URL: https://rg.ru/2019/07/16/igry-rodina-pochta-amura.html (11.04.2020).
— ГОРЕЛКИ
Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.
Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.
Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.
«Горелки»: правила игры Играют дети
Несмотря на все тяготы войны, голод и разруху, игра присутствовала в жизни каждого ребенка даже в военное время.
Интернет-ресурсы:
«Играют мальчики в войну»: игра как способ освоения детьми пространства
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек
Ирина Тиньгаева