Методические рекомендации по продвижению и сохранению русского языка
Сохранение русского языка, развитие речевой культуры становится одним из приоритетных направлений работы современных библиотек. Основные цели и задачи библиотек – способствовать созданию системы языковой культуры читателей; поднять престиж русского языка как национального языка русского народа; научить говорить грамотно и свободно, доступно и выразительно; научить пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.
Информационные ресурсы, которыми располагают библиотеки, позволяют сделать содержательной и эффективной работу по развитию чистоты речи, искоренению сквернословия (особенно в молодежной среде), приобщению к русской культуре, литературе и традициям.
Эта деятельность регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как:
– Закон РФ от 09.10.1992 33612-1 «Основы законодательства РФ о культуре»;
– Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ;
– Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014;
– Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Основы государственной культурной политики», где говорится о повышении качества владения русским языком гражданами России, использование эталонного русского литературного языка, продвижение русского языка в мире и расширение его присутствия в интернете, увеличение количества качественных информационных ресурсов, поддержка литературного творчества, принятие мер по возрождению интереса к чтению;
– Указ Президента РФ от 05.09.2022 г. № 611 «Поддержка и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом»;
– Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где определены цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики].
В стране принимаются национальные программы, призванные сберечь и сохранить язык. В этих же целях по указу Президента РФ от 6 июня 2011 года в России ежегодно отмечается День русского языка в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, основоположника современного литературного языка.
Библиотеки предоставляют информацию о русской культуре в ходе проведения традиционных тематических мероприятий в рамках праздников культуры и книги, в том числе: Международного дня родного языка (21 февраля), Дня поэзии (21 марта), Дня культуры (25 марта), Дня славянской письменности и культуры (24 мая), Дня русского языка (6 июня) и пр.
В настоящее время уровень речевой культуры, особенно среди молодежи, оставляет желать лучшего. По опросам социологов 1/3 учащихся не может связно выразить свои мысли. Использование слов-паразитов, а особенно ненормативной лексики в повседневной разговорной речи встречается очень часто. В наш язык въедаются иностранные слова, их интерпретации. По большей части именно молодежь ломает каноны русского языка, который губят жаргонизмы, словечки из мира сленга и просто разговорные слова. Опыт библиотек страны подтверждает, что библиотеки могут и должны оказать существенную помощь в решении проблемы падения речевой культуры.
Во-первых, подрастающее поколение необходимо привлекать к чтению классической литературы всеми методами и средствами. Действенными могут быть организация литературных конкурсов, поэтических баттлов в библиотеке. Именно эмоционально звучащее слово способно обратить молодежь к книге. Да и само участие в конкурсе или баттле предполагает обращение к тексту. Атмосфера конкурсов и поэтических баттлов, когда молодежь в течение трех и более часов говорит преимущественно литературным словом, стихами, увлекает красотой слова, мысли, отрывает от обыденности, а значит, открывает перед молодыми другие формы общения.
Во-вторых, особое внимание следует уделять вовлечению молодёжи в откровенный разговор о проблемах речевого этикета, в борьбу за чистоту речи. К таким формам можно отнести:
Примерные вопросы для обсуждения:
Также помогут вызвать молодёжь на откровенный разговор и заставят задуматься над проблемами речевой культуры и поведения в целом:
В-третьих, приглашение на такие мероприятия учителей русского языка и литературы и других специалистов, занимающихся проблемами развития речевой культуры, поможет сделать разговор более интересным и содержательным.
Специалистам библиотек рекомендуется принимать участие в родительских собраниях, классных часах в учебных заведениях с тематическими беседами, обзорами, с информацией о проводимых библиотекой мероприятиях по популяризации русских литературных произведений и речевой грамотности.
Любой разговор о культуре языка не будет скучным, если построить его творчески. Поэтому можно использовать языковые игры, видеоматериалы (отрывки о культуре речи из популярных телевизионных передач). Использование познавательных и игровых технологий, элементов викторин и конкурсов сделают библиотечные встречи более интересными и полезными для подростков и молодежи.
Для детей младшего возраста можно подготовить и провести «Маленькие уроки словесности». На мероприятии дети могут прочитать стихи о русском языке, пословицы и поговорки, рассказать о возникновении русских имен и фамилий; для учащихся среднего возраста интересны будут игры «Чей портфель тяжелее»: участники игры в течение одной минуты должны заполнить портфель словами.
Можно организовать в библиотеке
В рамках работы Справочного бюро русского языка выполняются справки самой разной тематики: проверка ударения, правописания, склонения, расшифровка аббревиатур, поиск авторов высказываний и др.
Для учащихся организуются
Эффективности работы по поддержке русского языка способствует участие библиотек в различных акциях по проверке грамотности: Тотальный диктант, Пушкинский диктант. Интересен опыт библиотек, которые в преддверии Тотального диктанта организуют бесплатные курсы по изучению русского языка. Программа курсов разработана для носителей русского языка и фокусируется на самых проблемных моментах в русской грамматике, чтобы в понятной форме и в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях орфографии, пунктуации и стилистики.
Мероприятия библиотек по продвижению книги и чтения так или иначе работают на поддержку и продвижение русского языка. Это и приуроченные к юбилеям писателей:
Среди эффективных форм работы с целью популяризации литературного языка можно выделить творческие встречи с писателями и поэтами. Такие встречи предоставляют читателям возможность развивать свою речь, приобщившись к современной литературе и получив из уст мастера слова ценные советы, связанные с культурой и богатством русского языка.
Продвижению современной российской литературы помогают и классические формы библиотечной работы, например, тематические обзоры «Лови бренд – читай тренд», обзоры в формате электронной презентации на сайте библиотеки, которые помогают читателям открыть для себя современных российских авторов.
Необходимо целенаправленно заниматься поддержкой и развитием русского языка через популяризацию и распространение русских литературных произведений, книг, песен, сказок.
Формы работы по продвижению и формированию бережного отношения к русскому языку и культуре речи.
Беседы:
Диалог с молодежью:
Часы речевого этикета:
Уроки истории русского языка:
Интеллектуальные игры:
Часы информации, Часы русского языка, Часы грамотности:
Комплексная программа «Сквернословию – нет!», включающая:
Расширению круга активных защитников родного слова из числа читателей, педагогов, способных включиться в борьбу за чистоту русского слова, будет способствовать
Возможна следующая программа клуба:
Конкурс сочинений, рисунков, афоризмов.
Поможет библиотекарю организовать и систематизировать работу
Календарь знаменательных и памятных дат русского языка
23 января – День ручного письма (День почерка). Праздник учрежден в 1977 году с целью напомнить об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Инициатор – Ассоциация производителей пишущих принадлежностей, которая и провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.
1 февраля (дата для 2023 года) – Всемирный день чтения вслух. Отмечается с 2010 года по инициативе некоммерческой организации «Lit World». Проводится в первую среду февраля. Цель праздника – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Читать интересно! А читать вслух – интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного.
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с ненормативной лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты, привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы.
В России по юридическим законам сквернословие рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «В основе любых циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный человек не будет ругаться. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
21 февраля – Международный день родного языка. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля, с целью содействия языковому и культурному разнообразию. Дата была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
21 марта – Всемирный день поэзии. Учреждён в 1999 году на 30-й сессии генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. В этот день устраивают поэтические концерты, на которых выступают современные поэты – известные и начинающие. Проводятся фестивали, конкурсы, форумы, марафоны, где все желающие могут прочитать стихи известных поэтов, презентации поэтических сборников.
24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Отмечается как в России, так и в некоторых других славянских странах.
25 мая – День филолога. В Россию слово «филология» пришло в XIX веке. До того момента отечественные ученые занимались «словесными науками». Отмечать День филолога начали в конце 80-х – начале 90-х. Сам праздник – международный, а вот в нашу страну он попал благодаря филфаку МГУ – именно здесь эту дату отпраздновали впервые в России.
6 июня – День русского языка. Пушкинский день. Установлен указом Президента РФ 6 июня 2011 года. В 2010 году этот праздник был учрежден Организацией Объединенных Наций.
1 сентября – День знаний. Это праздник человеческой мудрости, научных ценностей, грамотности и образования, дань силе человеческого ума, который призван служить добру.
8 сентября – Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по её распространению. Дата празднования (8 сентября) – день открытия этой конференции.
22 ноября – День словаря. День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь – это не просто книга: он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
29 ноября – День буквы Ё. 29 ноября 1783 года «родилась» буква Ё. Произошло это во время одного из заседаний Санкт-Петербургской Академии наук, во времена правления императрицы Екатерины II. «Матерью» новой буквы можно по праву считать директора академии – княгиню Екатерину Романовну Дашкову, которая обратила внимание ученых на то, что в русской речи давно появился звук, который на письме разными людьми передается по-разному: iолка, иолка – ёлка; матьорый, матïорый – матёрый. Идею княгини Дашковой поддержали ведущие деятели культуры того времени. Одним из первых новую букву начал использовать Гавриил Романович Державин. В печати же она появилась в 1795 году в книге поэта Ивана Ивановича Дмитриева. Известной буква Ё стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени считался её автором.
Полезные ссылки: