День работника гражданской авиации. От «Добролёта» до «Аэрофлота»
9 февраля 2021 в 15:58

1

Ещё несколько десятилетий назад не было профессии более романтичной, чем профессия лётчика. В своей книге «Полярный лётчик» ветеран отечественной полярной авиации, лётчик-бомбардировщик Михаил Васильевич Водопьянов описывал свои первые ощущения в 1918 году от увиденного самолета: «Ой, люди летят на крыльях!».

Прошло сто лет и уже никого не удивишь рокотом авиационного мотора и пролетающими над городом самолётами. Полёт из Челябинска до Москвы ничуть не дольше поездки на автобусе до Екатеринбурга и столь же комфортабелен. «Флайтрадар» позволяет с мобильного телефона следить за рейсом с момента его взлета до посадки в аэропорту назначения.

Гражданская авиация почти за сто лет «пролетела» огромный путь: от двухместных «этажерок» и переделанных под перевозку пассажиров военных самолетов до комфортабельных пассажирских лайнеров, транспортных самолётов и вертолётов.

Знакомый нам «Аэрофлот» – это государственная авиакомпания, родившаяся в Советском Союзе в прошлом веке и успешно шагнувшая в век нынешний. Летали советские труженики на отдых к тёплому Чёрному морю на Кавказ и в Крым. Командированные устремлялись в Москву – именно в Москве решалась производственная судьба каждого предприятия. А дипломатические служащие – в посольства и консульства по всему миру.

В штате гражданской авиации не только пилоты, бортмеханики и стюардессы. Это еще и наземные службы: организация полетов, приготовление бортового питания, аэропорты, радиотехнические службы, метеостанции и радиолокационные системы. На гражданскую авиацию трудятся заводы и проектные институты. Самолёты и вертолёты ремонтируют ремонтники.

2

Год, с которого отсчитывают историю гражданской авиации – 1923. 9 февраля 1923 года было подписано постановление Совета Труда и обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Уже в марте 1923 года было учреждено акционерное общество «Добролёт». Были выпущены акции коммерческого общества, закуплены самолёты «Junkers J (F)-13». Некоторое время они собирались и в России под маркой ПС-2.

3

Что такое пассажирский самолет 20-х годов «Юнкерс»? Это модернизированный для гражданских нужд военный цельнометаллический моноплан. Самолет был рассчитан на перевозку четырёх пассажиров и 100 килограммов груза. Из навигационных приборов имелся только компас, а потому летать приходилось на небольшой высоте, ориентируясь по наземным ориентирам. Впервые «Юнкерсы» были использованы на линии Москва – Нижний Новгород, открытой в 1922 году для обслуживания Всесоюзной ярмарки в Нижнем Новгороде. Продолжительность рейса два с половиной часа и стоимость 120 миллионов рублей в один конец. В 1922 году перевозку пассажиров осуществляла специально созданная для этого авиакомпания «Авиакультура».

Через месяц после выхода постановления создается коммерческая организация «Добролёт». Начинается массовая компания по продаже акций общества. Эмблему общества «Добролёт» придумал Казимир Малевич, а автором рекламных плакатов был Александр Родченко. В июле в «Добролёт» поступила первая партия из четырех самолетов с названиями: «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».

Пламенный оратор Л. Д. Троцкий на митингах агитировал: «Воздушный флот должен помочь нам разрешить основную задачу нашей советской культуры – победить пространство». Говорят, что и автором первых рекламных слоганов: «Даешь крылья!», «Пролетарий – на самолет!» был и сам Лев Давидович.

Рождение «Аэрофлота» было отмечено считалкой Даниила Хармса

5

По данным Росавиации, в России эксплуатируются 1764 самолёта и около 1800 вертолётов. Парк только самых крупных авиакомпаний насчитывает более 500 самолетов. А всего чуть более ста лет назад во время первой мировой войны у России было всего 1000 военных самолетов.

6

До Челябинска авиационные маршруты дотянулись только в 30-е годы. Но уже тогда Челябинск мог похвастаться аэродромом. Сейчас о нём помнят только старожилы Северо-Западного района, поселка Аэродромный, да спрятавшееся между многоэтажек здание авиационной диспетчерской. Были в Колхозном поселке улицы: Авиационная, Парашютная, Стартовая. Это поле было обозначено на немецких военных картах как взлетное поле, на которое приземлялись гражданские рейсы, а в дальнейшем использовалось как аэродром ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), где занимались подготовкой пилотов. Летали и приземлялись планеры, легкомоторные бипланы. До возникновения Челябинского аэропорта аэродром ДОСААФ нёс большую нагрузку. Военных штурманов и стрелков-радистов готовило училище на станции Шагол. По воспоминаниям челябинцев, была ещё площадка в районе улицы Магнитогорской, возле завода «Сигнал». С какого-то из этих аэродромов улетал в Москву на совещания Нарком танковой промышленности и директор Челябинского Кировского завода И.М. Зальцман, там же приземлялся самолёт Валентины Гризодубовой.

7

Первый рейсовый гражданский самолет приземлился на аэродроме рядом с Колхозным поселком 15 августа 1930 года. Пилотировал пассажирский «Юнкерс-13» с пилотом – участником Гражданской войны – Фёдором Николаевичем Кононенко. Протяжённый рейс Свердловск–Челябинск–Магнитогорск открыл регулярное авиасообщение между городами Урала. Кононенко открывал и первые рейсы с Урала в Москву в 1929 году.

Об авиации написано немало книг. Это художественная литература, воспоминания, исследования. Классикой являются «Два капитана» Вениамина Каверина и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Еще о полетах писали: Михаил Водопьянов, испытатель Марк Галлай, авиаконструктор Александр Яковлев, лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Изданы биографии Валерия Чкалова, лётчиков-испытателей и авиаконструкторов. Статьи об авиации публикуют в специализированных журналах. Интересные статьи из истории авиации для журнала «Уральский следопыт» пишет военный летчик Юрий Мамонтов.

На сайте, посвященном гражданской авиации, собрано много полезной информации о полетах: от справочной информации до «авиасмешинок». Один из самых любопытных разделов – раздел, в котором можно бесплатно скачать литературу об авиации.

Некоторые из произведений экранизированы: например, фильм-катастрофа «Экипаж» 1979 года, снятый Александром Митта по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида, и современный «Экипаж» 2016 года, снятый Николаем Лебедевым. «Хроника пикирующего бомбардировщика» снят по сценарию Владимира Кунина. У Владимира Кунина есть и другие произведения о летчиках: «Пилот первого класса», «Сказка о самолете».

Сегодня имена присваивают как аэропортам, так и самолетам. Идея присваивать самолетам имена далеко не нова. Взмывал над взлетным полем «Илья Муромец» Игоря Сикорского, Хьюго Юнкерс давал экспериментальным прототипам самолетов имена дочерей – Аннелизе, Герта. Один из первых Юнкерсов «Добролёта» носил гордое имя «Красный артельщик».

10

Самолеты компании «Аэрофлот – российские авиалинии» все именные, некоторые носят имена выдающихся пилотов и авиаконструкторов прошлого: И. Кожедуба, В. Коккинаки, А. Маресьева, В. Чкалова, М. Громова, А. Яковлева, Я. Моисеева, С. Уточкина. И среди них имя пилота, открывшего первую регулярную авиалинию «Добролета» Якова Моисеева.

В Челябинской области находится Троицкий авиационный технический колледж – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» Колледж является учреждением среднего профессионального образования и готовит специалистов по различным направлениям авиационной деятельности.

11

Предлагаем вам посмотреть следующие фильмы об этой профессии:

О лётчике Гуго Петерсе. единственном пилоте Гражданской авиации, летавшего без одной ноги, который жил в Челябинске:

Выпуск известной научно-развлекательной программы «Галилео» о пилотах и их рабочем месте:

 

Источники:

Авиационная промышленность России

День гражданской авиации России 2021: история и традиции праздника

День гражданской авиации России

Добрые крылья «Добролета»

22 книги о лётчиках

 

Книги об авиации в библиотеках Челябинска

 

Виктор Красуский