После удачного приземления в аэропорту у путешественников преобладает хорошее настроение. Однако оно может омрачиться при виде полученного багажа, заметно поврежденного в процессе перегрузки – с глубокими сколами на корпусе, поломанными ручками, колесами и другими неприятными дефектами.
Одна из задач авиакомпании – довезти вас и ваш багаж в целости и сохранности. Если в дороге с багажом что-то случается, это вина и проблема авиакомпании, и она должна за это отвечать. Ответственность компании начинается в тот момент, когда она принимает ваш багаж – даже если это происходит у трапа самолета.
Есть случаи, когда компания не отвечает, – например, во время стихийного бедствия. Но если полет прошел нормально, а ваш багаж сильно повредился или утерян – добивайтесь компенсации, вы имеете на это право.
При повреждении или утере багажа в аэропорту по месту прибытия обратитесь к персоналу за специальными стойками «Потерянные и найденные (Lost&Found)» рядом с зоной выдачи для оформления коммерческого акта (Property Irregularity Report, PIR) о потере и повреждении багажа. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, в соответствии с п. 1 ст. 124 Воздушного кодекса РФ. Обязательно возьмите себе копию.
Далее направьте претензию в адрес авиакомпании. Претензия к авиаперевозчику предъявляется в письменном виде в двух экземплярах, один из которых нужно передать представителю перевозчика, а на втором – Вашем экземпляре – он должен поставить отметку о принятии. Заявление пишется от своего имени, указав в нем факты произошедшего, описать имеющиеся повреждения, а также внести личные данные для обратной связи.
Это нужно сделать не позднее:
– шести месяцев со дня получения багажа на внутренних перевозках;
– семи дней со дня получения багажа на международных перевозках.
Согласно статье 119 Воздушного кодекса Российской Федерации за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
– при перевозке с объявлением ценности – в размере объявленной ценности;
– при перевозке без объявления ценности – в размере не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза;
– за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади – в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более чем 11 000 рублей.
Стоимость багажа определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или договором, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар.
За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.
Какие нужны документы для получения компенсации за порчу и потерю багажа:
– письменное заявление на авиакомпанию потерявшую багаж;
– паспорт, удостоверяющий личность;
– билет на авиалайнер (можно копию);
– посадочный талон;
– багажная бирка (чаще всего она наклеена на посадочном талоне);
– коммерческий акт (Property Irregularity Report);
– заявление с перечисленным утраченным содержимым с указанием приблизительной даты покупки и стоимости вещей;
– можно приложить фотографию испорченного багажа с имеющимися повреждениями.
Таким образом, в случае повреждения или утраты багажа при авиаперелете вы вправе обратиться к перевозчику с письменной претензией, а в случае неудовлетворения требований – в добровольном порядке обратиться в суд о защите прав потребителей.
Информация предоставлена консультационным центром для потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области»