Без песен на войне труднее вдвойне
12 марта 2020 в 16:15

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

(А. Твардовский «Василий Тёркин»)

Во все времена в трудную минуту песни приходили людям на помощь. Во время войн и революций они были с народом, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух и успокаивали. Не зря песню часто называли верным другом.

Замечательный полководец А. В. Суворов, не проигравший ни одного сражения, очень ценил музыку и песню: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил».

Вот и в годы Великой Отечественной войны она стала одним из мощных орудий в борьбе с врагом. Более того, война рождала все новые и новые песни.

Бывало, нет у солдата сил, получил плохие вести о семье, устал от бесконечных трудностей и лишений, голода и холода. И тут приходила на помощь фронтовая песня, и откуда только силы брались. Песня поднимала боевой дух, шла с солдатом в бой, становилась верным другом.

Военные песни воспевают любовь к Родине, патриотизм, фронтовую дружбу, смелость и отвагу. Каждая из них имеет свою историю.

Одной из первых в годы Великой Отечественной войны была написана

«Священная война»

Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!..

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, а через два дня, 24 июня, газеты «Известия» и «Красная звезда» напечатали стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Поэт написал проникновенные строки под впечатлением от просмотра кинохроники бомбардировок европейских городов.

Стихи увидел Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров, который и сочинил к ним музыку. Именно его ансамбль исполнил новую песню перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала. Шел только пятый день войны.

«Священная война» моментально распространилась по всей стране и стала своеобразным гимном советского народа: с октября 1941 г. и до конца войны она звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио.

За время войны, в 1941 и 1942, годах песня записывалась на грампластинки. После освобождения Германии от фашизма «Священную войну» исполнили и записали местные жители на немецком языке.

«В землянке»

Музыка К. Листова, слова А. Суркова

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…

На войне популярны были не только торжественные и бодрые песни. Особой любовью у солдат пользовались лирические произведения. Их пели во время затишья, у костра, вспоминая дом, семью, любимых людей. «В землянке» – одна из таких песен, которая скорее и не песня, а письмо солдата домой.

Осенью 1941 корреспондент «Красноармейской правды» Алексей Сурков в числе прочих журналистов приехал в деревню Кашино под Истрой в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Он сразу попал под жестокую атаку немцев. Начавшийся обстрел из минометов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже.

Начальник штаба полка пополз к зданиям, закидывая противника гранатами, что вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, солдаты отошли к речке и переправились через нее к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.

Вся шинель Суркова оказалась посеченной осколками. Он проговорил: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти – четыре шага». Алексей Сурков думал написать репортаж, а получились стихи.

В феврале 1042 года он отдал стихи композитору Константину Листову. Через неделю Листов принес в редакцию готовую песню, назвав ее «В землянке». Он спел ее присутствующим и получил одобрение. Мелодия запоминалась моментально.

Песня была опубликована в номере газеты «Комсомольская правда» от 25 марта 1942 года. Она сразу полюбилась солдатам. Ее стали исполнять творческие коллективы и знаменитые певцы, например, Лидия Русланова.

«Синий платочек»

Музыка Е. Петерсбурского, слова Я. Галицкого и М. Максимова

Синенький, скромный платочек
падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
ласковых радостных встреч…

И сейчас еще многие помнят Клавдию Шульженко с синим платочком в руках, исполняющую песню «Синий платочек», которую она пела много лет и после войны.

Весной 1940 года в Москве гастролировал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Поэту Я. М. Галицкому, посетившему их концерт, особенно понравилась одна из импровизаций композитора и пианиста Ежи Петерсбурского. Галицкий тут же набросал несколько строк и после концерта показал их музыканту. Получив одобрение, он через несколько дней принес полный текст песни. Так песня вошла в репертуар коллектива, а исполнял ее солист оркестра Станислав Ландау.

Простая лирическая песенка моментально стала шлягером. Ее стали исполнять такие звезды эстрады, как Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин и другие.

До войны песню дважды записывали на пластинку.

Песня прошла всю войну, осталась в памяти народа и стала одним из символов Великой Отечественной войны.

«Катюша»

Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…

Несмотря на то, что у песни есть авторы, ее называют русской народной. Молодой поэт Михаил Исаковский написал несколько первых строк и не зная, как закончить стихотворение, отложил его и забыл. Когда композитор Матвей Блантер спросил у поэта, нет ли у него готовых стихов для песни, он предложил эти строки. Через некоторое время композитор сообщил, что музыка готова и нужно дописать стихи. Исаковский пообещал, но постоянно откладывал это дело.

И только когда Блантер, руководивший Государственным джаз-оркестром СССР, сообщил, что вскоре состоится концерт и «Катюша» будет в программе, слова были наконец дописаны. Причем, поэт написал целых шесть вариантов стихотворения. Совместными усилиями был выбран тот вариант, который мы все знаем.

Впервые «Катюша» прозвучала в ноябре 1938 года в исполнении Веры Красовицкой и была спета «на бис» три раза подряд. Песня быстро разлетелась по городам и селам. Песня о Родине была очень актуальна – Красная армия защищалась от японских самураев, чувствовалось приближение войны. Через год Украина и Белоруссия встречали «Катюшей» Красную армию.

Наибольшая популярность пришла к песне во время Великой Отечественной войны. Ее постоянно пели и на фронте, и в тылу. Люди воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Когда появилось новое оружие – ракетные минометы БМ – народ стал называть их «Катюшами». В соответствии с этим в 1944 году поэт переделал стихи. В таком виде песня зазвучала по радио, а за тем ее запел и народ.

В селе Всходы, Угранского района, расположен музей песни «Катюша».

«Смуглянка»

Музыка А. Новикова, слова Я. Шведова

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я бледнею, я краснею,
Захотелось вдруг сказать:
«Станем над рекою
Зорьки летние встречать…

Задорная песня, во время войны ставшая народной, была написана в 1940 году.

Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов написали сюиту, посвященную героической деятельности Григория Ивановича Котовского в годы Гражданской войны. В числе семи песен сюиты была и песня о девушке-партизанке – «Смуглянка». В начале войны ноты у Новикова пропали. Восстановив часть из них, он показал песню на радио, но ее забраковали под предлогом, что стране нужны героические песни.

В 1944 году А. В. Александров, художественный руководитель Краснознаменного ансамбля, спросил у Новикова, нет ли у него новых песен. Из предложенных новинок он выбрал именно «Смуглянку».

7 ноября 1944 года в торжественном концерте ансамбль Александрова впервые исполнил «Смуглянку». Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов. Концерт транслировался по радио. Песня настолько понравилась, что ее стали исполнять многие самодеятельные артисты. Веселая и лирическая, она сразу полюбилась и солдатам: «Смуглянку» часто пели на передовой, во время затишья.

Через много лет после войны, в 1973 году, песня прозвучала в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»» в исполнении Мурада Садыкова.

«Прощайте скалистые горы»

Музыка Н. Букина, слова Е. Жарковского

Прощайте скалистые горы.
На подвиг Отчизна зовёт.
Мы вышли в открытое море
В суровый и дальний поход…

Песня, родившаяся в 1942 году на Северном флоте и посвященная морякам-североморцам, удивительна тем, что написали ее люди, сами служившие на Северном флоте.

Рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин сочинил стихи и отправил их в редакцию газеты. Стихотворение опубликовали. Композитор Евгений Жарковский, служивший там же, написал к нему музыку. Это был вальс. Сочетание суровых, героических стихов и вальса оказалось удивительно гармоничным. Песню полюбили на всех флотах, да и не только на флотах.

«Прощайте скалистые горы» часто поют и в наши дни. Более того, песня стала неофициальным гимном Северного флота.

«До свиданья, города и хаты»

Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет,
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход…

29 июня 1941 года в газете «Правда» было опубликовано стихотворение М. Исаковского «Походная песня». Несколько композиторов одновременно написали к стихам музыку. Наибольшую известность получила песня на музыку Матвея Блантера.

Осенью 1941 года песня была опубликована в сборнике «В бой за Родину!». В это же время ее исполнил хор и оркестр под управлением военного дирижера С.А. Чернецкого. Запевал солист Большого театра Петр Киричек. Тогда же, под названием «До свиданья, города и хаты», песня была записана и на грампластинку.

Помимо перечисленных, были и многие другие песни, очень популярные в народе: «В лесу прифронтовом», «Песня смелых», «Заветный камень», «На солнечной поляночке», «Казаки в Берлине» и т. д.

Значение военных песен трудно переоценить: они не дают забыть о великом подвиге нашего народа, о его колоссальных жертвах и победе над фашизмом, учат стойкости и мужеству, верности, любви к Родине. Такие песни пробуждают в людях гордость за свою страну, народ и историю. Они способствуют единению народа, создавая ауру общей народной памяти.

И спустя 75 лет после войны военные песни по-прежнему любимы и трогают до глубины души.

Интернет-ресурсы:

Литература:

  • Друзья-однополчане: рассказы о песнях, рожденных войной / автор-составитель А. Луковников. – Москва, 1980. – 271 с.
  • Завадская, Н. П. Любимые песни военных лет: рассказы, песни, фотодокументы. – Москва, 1987. – 119 с.
  • Песни Великой Отечественной войны. – Москва, 1999. – 186 с.
  • Рассказы о песнях / составитель О. Очаковская. – Москва, 1985. – 96 с.
  • Кулаков, В. Урал! Танкоград! Победа! [Ноты]: песенный сборник. – Челябинск, 2010. – 44 с.
  • Правда Виктора Суворова-3. Восстанавливая историю Второй мировой / [составитель Д. Хмельницкий]. – Москва, 2007. – 318 с.

Дополнительную литературу можно найти, воспользовавшись электронным каталогом на нашем сайте.

В электронном виде книги о военных песнях читайте в библиотеке ЛитРес. Правила пользования.

 

Н. Корлякова