Учителя в свой профессиональный праздник принимают слова благодарности, внимание, улыбки учеников и родителей, цветы. У каждого человека есть учитель, о котором он не только с теплотой вспоминает в этот день, но и спустя годы приходит поздравить его.
А почему именно 5 октября празднуем День учителя? В этот день 1966 года в Париже состоялась Специальная межправительственная конференция о статусе учителей, и с тех пор праздник стал международным.
Особенно отрадно, что наша страна была первой, кто обратил внимание на такую нужную, нелегкую профессию как учитель. В 1965 году этот праздник приходился на 29 сентября. Позже его стали отмечать в первое воскресенье октября. И только в 1994 году по инициативе ООН этот день становится «красным» в более чем 100 странах.
Б. Пастернак воскликнул: «О, детство! Ковш душевной глуби…». И как важно, КТО и ЧЕМ наполняет этот ковш. Каждый ребенок – это огромный хрупкий мир, в котором надо действовать тактично и осторожно, помогая понять мир вокруг, поддержать, подсказать, вовлечь, отвлечь, зажечь, заинтересовать, сопереживать, объяснить, дать толчок, подбодрить, вдохновить, выслушать, иногда и заставить, утереть слезы, одолеть тревоги и рассеять сомнения… И это все делает один человек – УЧИТЕЛЬ. Константин Кушнер сравнил: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, это трудно, но когда увидишь ясные глаза, довольные улыбки, добрые поступки, маленькие, но победы над собой, грамоты за победы в конкурсах или соревнованиях, забываешь о трудностях.
О школе и об учителях написано много книг. Но я хочу остановиться на некоторых немного забытых произведениях, ставших уже классикой. Эти книги в разных изданиях представлены во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы города Челябинска.
«Школа – второй дом». Казалось бы, банальная фраза, но там дети проводят слишком много времени. И родителям важно, чтобы ребенок попал в атмосферу добра и участия.
Маленький Артем, герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» очень волновался, отправляясь первый раз в школу. У малыша еще и был страх перед окружающим миром. Он боялся оторваться от мамы. Но, как оказалось, в школе его ждала «еще мама». Дома мама и в школе еще мама. Какими же душевными качествами должен обладать учитель, чтобы ученики почувствовали в нём вторую маму! Внимательная, заботливая и доброжелательная Аполлинария Николаевна с первого дня окружает заботой своих учеников. А как ей это удаётся, вы узнаете, прочитав рассказ.
Книгу можно взять в библиотеках №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 29 и в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина.
Астафьев Виктор «Фотография, на которой меня нет»
Сюжет построен на том, что в глухое сибирское село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников. Это рассказ автобиографичен и повествует о жизни довоенной Сибири, о людях, ее населяющих, о детстве писателя.
Образы учителей в рассказе не оставят читателя равнодушными. Это добрые и чуткие, глубоко порядочные и образованные педагоги, которых уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Педагоги принимали участие в жизни села и были дорогими гостями в каждом доме. Они относились к ученикам как к своим детям (эпизод о том, как учитель с палкой бросился спасать своих учеников от змеи, ничего не зная об их повадках). Учителя в рассказе всегда были готовы «…броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь..».
Книгу можно взять в библиотеках №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 29, 32 и в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина.
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
Евдокия Савельевна, героиня повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», была увлечена своей работой давать знания и с одержимостью занималась «борьбой за прекрасное». Водила детей по музеям, походам «чтобы были все вместе. И с ней во главе». Внешность и годы для нее не имеют никакого значения. И она с характером «вулканического происхождения» замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем не выделялся. На встречи с учащимися она приглашала своих бывших учеников, которые не стали известными, а стали простыми и хорошими людьми. Вот как она это объясняла: «Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память». Главное для Евдокии Савельевны – воспитать в детях «талант человечности».
Книгу можно взять в библиотеках №№ 1, 2, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 31, 32 и в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина
Юрий Поляков «Работа над ошибками»
Очень интригующе начинается повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками»: «Учение, или, как принято говорить, учеба, – это, по-моему, многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном». Как точно подмечено. И учитель «разоблачает бегство в заоконную действительность». Сделать это можно и привычным для некоторых строгим окриком, а можно интересным рассказом, замечанием с добрым юмором, необычной подачей материала, методической находкой, игровой ситуацией, интригующим вопросом. Но для этого учителю надо постоянно самосовершенствоваться, читать, думать, придумывать, творить. Одним словом, надо сделать все, чтобы дети после урока были «окрыленными победой над темными силами школьной программы».
Современному учителю надо шагать в ногу с современными детьми, постигать современные гаджеты, подростковый сленг. За закрытой классной дверью происходит чудо воспитания и обучения, «таинственный процесс взаимообогащения учителя и ученика».
Есть такая народная мудрость «Сладким будешь – заклюют, горьким будешь – заплюют». И учителю приходится искать золотую середину. Но определенно нужна «твердость в голосе, в глазах, в походке. Твердость духа, уверенность в себе». Стоит прислушаться к совету опытного педагога из повести Ю. Полякова: «Если малышам достаточно убедительной интонации, то старшеклассникам подавай убедительное содержание». Это и помогает бывшему журналисту Андрею Михайловичу, а ныне классному руководителю 9 класса установить контакт с классом и выйти из конфликтной ситуации.
Бывают, конечно, у педагогов и разочарование, неудовлетворенность, неудачи, кончается терпение, умиление сменяется негодованием, но делаем работу над ошибками и вперед с верой в себя, в свое дело. А кто не ошибается? Только тот, кто считает, что учитель всегда прав. Такого, честно говоря, хочется пожалеть и уволить. Есть в повести и такой учитель, которого не любят ни дети, ни коллеги. Дети ей дали прозвище Гиря. Прозвище говорящее. Ее методы воспитания и обучения тяжеловесны, авторитарны. Для нее учительский стол – баррикада в вечной войне с учениками. Для нее педагогика – поденщина, а не творчество. Отрицательный опыт – это пример для неподражания и его надо учесть, чтобы стать хорошим учителем.
У хорошего учителя две любви – к ученикам и к своему делу. И у этой любви нет прошедшего времени. Ни ребенку, ни своему делу нельзя сказать «Я вас любил…».
Книгу можно взять в библиотеках №№ 1, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 20, 25, 26, 31, 32 и в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина
Рассказ Юрия Бондарева «Простите нас!» для тех, кто вырос из школьных парт, как из детской одежды, и забыл о том, кто помог тебе достичь сегодняшних успехов.
Известного конструктора Павла Григорьевича непреодолимо потянуло в город, где он вырос, чтобы увидеть одноклассников. Но лучший школьный друг уехал в другой город, первая любовь погибла на фронте. Он случайно забрел на школьный дворик и увидел свет в окне, где жила его любимая учительница. Одинокая, уже совсем старенькая учительница с вниманием и гордостью следит за успехами своих учеников, но как выяснил герой рассказа, никто к ней не заходит. Да и сам он вспомнил о ней случайно. Он был охвачен стыдом и ненавистью к себе, когда Мария Петровна его спросила: «Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твой работе? Хоть что-нибудь…»
«Если бы не вы!..», – с благодарностью и с комом в горле ответил Павел.
Действительно, с годами понимаешь, как и герой рассказа, что в каждом нашем успехе есть частичка и труда учителя. Вспомните об этом и сходите или позвоните своему любимому учителю. «Ученики и учителя – это всегда целый роман. Пишется он долгие годы… и лишь в редких случаях развивается бесконфликтно. И ещё – это роман без конца! Ты давно окончил школу… А в твоей памяти она всё такая же… И твои учителя… их лица, улыбки, глаза… – всё живёт, пока живёшь ты…» (Зюзюкин И.И. «Из-за девчонки»)
Казалось бы, в этих книгах описаны школы прошлого, но проблемы все те же. Есть над чем подумать, вдохновиться, взять на вооружение.
Естественно, не сразу все получается и в работе у учителей. Как утверждает учитель со стажем в повести Ю. Полякова «Работа над ошибками»: «Школа – это вредная привычка, в которой со временем находишь удовольствие». И я точно знаю, что учитель – это не только профессия, но и образ жизни.
Книгу можно взять в библиотеке №№ 1, 11, 14, 22, 23, 25, 26, 31 в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина.
Дорогие учителя! С праздником вас! Пусть работа приносит удовольствие, отличные результаты и благодарные улыбки учеников и их родителей. Успехов вам!
Людмила Еремина