От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка – двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года… Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая – вторая мировая,
Что полпланеты кровью залила.
П. Еремеев
Порой смотрю я в усталые, но живые глаза моих товарищей по оружию – операторов кинохроники, и передо мной встает большая, трудная и яркая жизнь, прожитая каждым из них. Человек с киноаппаратом! Он вездесущ, этот пытливый и жадный летописец эпохи – советский кинохроникер. Как много мог бы рассказать каждый из них – участник и живой свидетель больших событий нашего времени. Профессия бросает его туда, где в большинстве случаев не окажется ни писатель, ни журналист.
Роман Кармен
Давно отгремели победные салюты… Уходят из жизни живые свидетели истории. Кто расскажет будущим поколениям о событиях самой страшной войны ХХ века? Неоценима роль в освещении войны документального кино, особенно фронтовой кинохроники.
В подмосковном Красногорске в сентябре 2020 года к 75-летию Великой Победы открыли первый в мире памятник фронтовому кинооператору скульпторов Андрея и Станиславы Смольяниновых. Прототипом для него стал саранский военный оператор Владимир Сущинский, погибший в феврале 1945 года при освобождении Польши.
Памятник фронтовому кинооператору
Их было не так много, фронтовых кинооператоров, – немного больше 250 (по другим данным 280), но то, что совершили эти люди, достойно огромного уважения. 3,5 миллиона метров пленки отснятой кинохроники были оплачены кровью: ранены были все, каждый второй – тяжело, погиб каждый четвертый. Отснятые материалы бережно хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, рядом с которым воздвигнут монумент. Здесь же собраны сотни документальных фильмов и киножурналов, созданные на основе фронтовой хроники.
День за днем снимали фронтовые хроникеры все тяготы войны. Об июньских днях поражений, горечи потерь, отступлении наших войск и поисках штаба армии, в которую был направлен Роман Кармен, можно прочитать в его мемуарах «Но пасаран!».
Кроме того, о работе фронтовых кинооператоров рассказывает документальный фильм «Цена кадра: каждый второй – ранен, каждый четвертый – убит» (режиссеры И. Кукин и Д. Тилепбергенова, 2008).
Кинохроника, как самый оперативный вид кино, потребовала реорганизации всего документального кинопроизводства. При фронтовых штабах были организованы специальные киногруппы. Они и вели съемку на передовой по заданию командования.
Фронтовые кинооператоры В. В. Микоша (слева) и Д. Г. Рымарев (справа) Севастополь. 1941-1942 гг.
Отснятый материал отправлялся в Москву в Центральную студию документальных фильмов. Именно здесь во время войны монтировали хронику и документальные ленты. За четыре года студия выпустила 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 «фронтовых киновыпуска», 67 тематических короткометражек и 34 полнометражных фильма.
Большая часть фильмов, вышедших за военные годы, рассказывала о самых главных решающих событиях, происходящих на фронте. Огромное значение имели киноленты: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), и «Разгром Японии» (1945).
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» И. Копалина и Л. Варламова был смонтирован на основе съемок 15 операторов.
«В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками», – писал в воспоминаниях Илья Копалин.
Подвиг и страдания народа, боевые действия, оккупация, партизанские казни были впервые показаны в этой картине. Фильм старались посмотреть все, зрительные залы были заполнены, в кассах стояли очереди. Он был высоко оценен руководством страны и удостоен Сталинской премии.
Союзкиножурнал №17 26 февраля 1942 г. (фрагмент)
В американском прокате кинолента шла под названием «Москва наносит ответный удар». Впечатление было настолько потрясающим, что картина была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.
Илья Копалин, руководивший во ВГИКе мастерской режиссеров-документалистов, в лекции «Операторский фронт» (15 марта 1958 г.) дал краткую историю отечественной военной кинодокументалистики с позиции непосредственного участника. Он сказал: «Ни одно событие, которое происходило на фронте не оказалось не запечатленным для истории. Пожалуй, в истории документального кино не было такого исторического взлета, как в годы Отечественной войны. Фильмы, созданные в эти годы отличаются и высоким качеством репортажа, (а я уже говорил, что репортаж – это одно из важных выразительных средств идейного замысла фильма), отличаются и большим тематически продуманным решением, высоким патриотизмом. <…> Такие картины, как <…> «Сталинград», «Орловская битва», «Черноморцы», «Ленинград в борьбе», «Народные мстители», «Битва за нашу советскую Украину», «Освобождение правобережной Украины», фронтовые периодические выпуски и в дальнейшем: «Разгром Японии», «Берлин», «Суд народов», «Освобожденная Чехословакия», «Суд идет» – все это картины, которые вошли не только в историю нашего документального кино, которые запечатлели исторические события большой исторической и политической важности, но эти картины вошли в историю, как замечательные образцы идейно-творческих исканий наших документалистов».
Очень многое хранит кинохроника Великой Отечественной: бои в небе, на земле и на море, на русской земле и в странах Европы, войну в партизанских отрядах, горе и разруху на освобожденной земле…
За прошедшие 75 мирных лет вышло огромное количество документальных лент о войне.
Что может посмотреть наш современник? Интернет предлагает очень много документальных фильмов и сериалов. Мы же ограничились лишь подборками нескольких сайтов.
Сайт tvkinoradio: профессиональный портал для работников телевидения, кино и радиовещания предлагает 15 лучших документальных картин. Все они доступны для просмотра.
Интернет-портал TVC.RU представил подборку «Документальные летописи войны». Как сообщает аннотация, ленты рассказывают о значимых событиях и сражениях, о людях и даже животных, благодаря которым День Победы все-таки наступил. На сайте можно посмотреть работы: «Ленинградская Иордань», «Нюрнбергский процесс. Вчера и завтра», «Третий рейх: последние дни», «Невидимый фронт», «Матч смерти», «Оборона Севастополя», «Животные на войне» и многие другие.
На сайте телеканала «История» подготовлена большая подборка картин о Великой Отечественной. Вот лишь маленький их список: «Голос Победы», «Перемышль. Подвиг на границе», «Жить на войне. Фронт и тыл», «Жить на войне. Оккупация», «Штурм Берлина. В логове зверя», «Восход Победы. Советский «блицкриг» в Европе», «Секретно. Сталину. Главная загадка Великой Отечественной» и другие.
Образовательный сайт «Мел» предлагает фильмы для семейного просмотра. Тематический блок называется «9 документальных фильмов о Второй мировой для тех, кто знает о ней не все». В подборке представлены не только отечественные картины, но и производства ВВС.
Все киноленты, за исключением фильма об Освенциме, на сайте доступны для просмотра.
Всем, кто хотел бы более глубоко познакомиться с темой публикации, можем предложить почитать следующие издания и материалы Интернет-ресурсов:
Их оружие – кинокамера: рассказы фронтовых кинооператоров. – Москва: Искусство, 1984. – Текст непосредственный.
Краткая история советского кино. – Москва: Искусство, 1969. – Текст непосредственный.
Славин, К. Л. Роман Кармен: «Играю с огнем!»: кино-литературный репортаж. – Москва: Киноцентр, 1989. – Текст непосредственный.
Кармен, Р. Л. Но пасаран! – М.: Сов. Россия, 1972. // «Милитера» («Военная литература»: [сайт]. – URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/karmen_rl/index.html
Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев // ТАСС: [сайт]. – URL: https://tass.ru/kultura/1920192 (10.11.2020)
Копалин, И. Из воспоминаний о съемках фильма «Разгром немецких войск под Москвой». – Текст: электронный // Первые в кино. Неизданная книга: [сайт]. – URL: http://cinemafirst.ru/iz-vospominanij-ili-kopalina-o-semk (10.11.2020)
Копалин, И. Операторский фронт: лекция во ВГИКе, 15 марта 1958 г. / публикатор С. Ишевская. – Текст: электронный // Киноведческие записки. – 2005. – N72. – URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/343 (10.11.2020)
Изоматериалы:
Памятник фронтовому кинооператору. – Изображение (неподвижное; двухмерное): электронное // Администрация городского округа Красногорск Московской области: [сайт]. – URL: https://krasnogorsk-adm.ru/news/v-krasnogorske-otkryt-pervyy-v-rossii-pamyatnik-frontovomu-kinooperatoru.html (10.11.2020)
Фронтовые кинооператоры специальный корреспондент газеты «Правда» В.В. Микоша (слева) и оператор Центральной студии документальных фильмов Д.Г. Рымарев (справа) для проведения съемок фильма «Черноморцы» выходят в составе бронепоезда «Железняков» на передовые позиции для проведения боевых стрельб по позициям противника. Севастополь. 1941-1942 гг. – Изображение (неподвижное; двухмерное): электронное // Управление архивным делом в городе Севастополе. ГКУ «Архив города Севастополя»: [сайт]. – URL: https://sevarchiv.ru/vystavka-arkhivnykh-dokumentov-ehtot-den-my-priblizhali-kak-mogli (10.11.2020)
Наталья Гаева