2020 год − юбилейный для отечественного танкостроения. Исполнилось 100 лет с того дня, когда 31 августа 1920 года на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание первого российского танка. Челябинск имеет самое непосредственное отношение к созданию танков. Это завод ЧТЗ, ставший в годы Великой Отечественной войны Челябинским Кировским заводом наркомата танковой промышленности, сплавом Ленинградского Кировского и Харьковского дизель-моторного заводов. Это Челябинское танковое училище, подготовившее более 6000 военных специалистов; десятки сформированных маршевых танковых батальонов; инженеры и конструкторы танковых КБ; рабочие, не покидавших цеха; молодёжь, работавшая по 20 часов.
«Танкоград» – это не только завод, но и люди Челябинска. Каждый их них внёс свой вклад в Победу: в цехах и подсобных хозяйствах, на танковых полигонах и школах. Мы обязаны помнить их подвиг и передать этот Наказ будущим поколениям. Невозможно рассказать о всех событиях, перечислить имена тех, кто причастен к танковой истории. Мы попытались в коротком рассказе пролистать летопись нескольких военных лет, показать хронику событий, происходивших на Челябинском Кировском заводе и в Танкограде. В Челябинске очень многое связано с историей танкостроения. Есть улицы, названные в честь танкистов и Героев Танкограда, «генералов Танкограда». Среди подготовленных танковых специалистов были и отважные женщины-танкисты.
Весь год в социальных сетях во время проведения сетевой акции «Танковая среда» размещались материалы из истории танкостроения, о легендарных машинах и людях, создававших танки, воевавших на них и отдавших жизни за свободу Родины. А сайт «Челябинск.Танкоград.Победа» за этот год пополнился новыми биографиями, воспоминаниями, статьями и фотографиями. Подробные материалы вы можете прочитать на сайте.
В канун наступающего 1941 года на Челябинском тракторном заводе выполняли приказ наркома среднего машиностроения И.А. Лихачёва «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина», строили новые сборочные цеха и собирали первые челябинские танки КВ-1. К июню 1941 года было выпущено 25 танков. Завод перестраивался на военный лад.
Уже на третий день после начала войны в Челябинск из Харькова прибыл Сергей Несторович Махонин. Именно он руководил в Харькове работами по выпуску танка Т-34. Вот и в Челябинске его задача – создать конвейерное производство танков. Следом, на самолете, пилотируемом лётчицей Валентиной Степановной Гризодубовой, в Челябинск прибыли нарком среднего машиностроения В.А. Малышева и директор Ленинградского Кировского завода И.М. Зальцман. Сразу начинает прорабатываться план эвакуации Кировского завода из Ленинграда в Челябинск. В первую очередь нужны специалисты. Начинается подготовка к производству танков по всему Уралу. Грузы для ЧТЗ отправляют наравне с самыми срочными военными грузами. В июле в Челябинск приезжает Н.Л. Духов, назначенный главным конструктором, разворачивается подготовка к производству танковых моторов. Эту группу возглавляет Я.И. Невяжский.
Осенью 1941 начинается эвакуация двух огромных заводов: Кировского из Ленинграда и дизель-моторного завода №75 из Харькова. Рабочих и специалистов Кировского завода вывозят самолетами из осажденного Ленинграда. В Челябинск прибывают десятки тысяч людей. Всех нужно разместить, накормить и включить в рабочий ритм предприятия.
6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) переименован в Кировский завод Наркомата танковой ромышленности в Челябинске. Директором завода назначен И.М. Зальцман. В середине октября отправляют на фронт первые танки, собранные ещё из деталей Ленинградского Кировского завода. Весь завод, все его цеха переключаются на выпуск тяжёлых танков. Учреждён Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него вошли Челябинский Кировский завод, Уральский завод тяжелого машиностроения (г. Свердловск), Уральский турбомоторный завод (№76) (г. Свердловск), а позднее и броневой завод №200 (Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе). Директором и главным конструктором всего комбината были назначены И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин.
Серийное производство дизелей начинается через 35 дней после прибытия в Челябинск первого эшелона Харьковского завода №75. В Челябинск прибывает уникальная лаборатория электротермии во главе с профессором В. П. Вологдиным, которая занимается закалкой стали токами высокой частоты (ТВЧ). Внедрение технологии закалки позволит в несколько раз ускорить процесс производства ответственных деталей танка.
Челябинский Кировский работает по-фронтовому. За достигнутые успехи Ж.Я. Котину присваивают звание генерал-майор технической службы. Инженеры Ленинграда вместе с инженерами Челябинска в СКБ-2 работают над новыми моделями танков, совершенствуют КВ-1. Работает над танковым дизелем И.Я. Трашутин, Иван-дизель, как называли его немцы. «Надо выполнять задания любой ценой и кровью, и надо друг другу помогать», – записывает Иван Трашутин в записной книжке в январе 1942 года. Комсомольцы Челябинска начинают подготовку экипажей и боевых машин для танковой колонны «Челябинский комсомолец». 23 февраля колонна отправляется на фронт.
Всё трудоспособное население мобилизовано на производство и строительство в ключевых оборонных отраслях. Ведущий конструктор Н.В. Цейц занимается разработкой танка КВ-13. Этот танк в будущем превратится в новую машину ИС-1. Идёт своим чередом спортивная жизнь. Хоккеисты «Трактора» успешно «сражаются с противником» на хоккейной площадке. Весной на заводе начинается движение «тысячников» – рабочих, в десять и больше раз перекрывающих норму. В мае рабочие Кировского завода обращаются с призывом начать всесоюзное соревнование за перевыполнение государственного плана производства танков и танковых моторов. За образцовое выполнение заданий Правительства награды получают Ж.Я. Котин, И.М. Зальцман, В.А. Малышев, С.Н. Махонин, рабочие, инженеры завода. Завод награждён переходящим Красным знаменем ГКО за первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
4 июля 1942 года заводу поручено срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. 7 июля Н.Л. Духов получает приказ директора: «…обеспечить цеха чертежами Т-34». На завод приезжает первый секретарь обкома партии Н.С. Патоличев и обращается к рабочим с призывом восполнить потери от остановки Сталинградского танкового завода. 24 июля все цеха получают чертежи, 27 июля начинается отливка деталей для сборки, 5 августа поступают узлы на сборку, а 22 августа из сборочного корпуса выходит первая челябинская «тридцатьчетвёрка». Одновременно налаживается производство тяжелого танка КВ-1С. На заводе десятки тысяч рабочих, а еще семьи. Вопросы снабжения продовольствием – на первом месте. В заводские столовые поступают продукты из подсобных хозяйств – молоко, овощи, мясо, жиры. Осенью на заводе начинается движение фронтовых бригад. Члены бригад выполняют производственные задания на 300%, работают по 18-20 часов. Инициатор движения − Анна Пашнина. В октябре начинается строительство троллейбусной линии от парка культуры до завода ЧТЗ. В конце 1942 года заводчане передают фронту танки, построенные на собранные киргизским народом средства, завершается заказ на строительство колонны из 150 танков «Челябинские колхозники». Остро чувствуется на заводе нехватка квалифицированных рабочих рук. Почти 70% новых рабочих не имели квалификации, чтобы быстрее восполнить нехватку специалистов, начинается массовое техническое обучение.
Второго января на заводе проходит совещание, в котором принимают участие ведущие специалисты. Принимается решение начать выпуск тяжёлой самоходной артиллерийской установки СУ-152. Ответственный за выпуск – инженер Л.С. Троянов. Задача – разработать чертежи и согласовать с артиллерийским заводом в Перми получение орудий. Коллектив рабочих цеха МХ-6 обращается с призывом начать социалистическое соревнование к 25-летию Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). В цехе топливной аппаратуры собирают юбилейный мотор, который планируют установить на танк «За Советскую Украину». Поступает первое орудие из Перми для СУ-152. И вот 25 января – первая опытная СУ-152 собрана. В феврале начинается производства самоходной установки. Началось формирование частей и подразделений Уральского добровольческого танкового корпуса.
Конструкторы разработали новый фильтр очистки воздуха для танкового двигателя «Мультициклон». Челябинскому Кировскому заводу присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и выдана первая премия. Весной 1943 года трудящиеся Кировского завода изготовили сверх плана на личные средства боевые машины для двух танковых полков. В агитпункте Кировского завода состоялось первое выступление ансамбля областной филармонии «Боевая эстрада» (руководитель Дебрис).
8 марта женщин завода поздравили стахановка тов. Платонова и майор танковых войск военный представитель, жена Ж.Я. Котина А. Поклонова. По всему Уралу формируется Особый Уральский добровольческий танковый корпус. «Поэт танкистов» Михаил Львов пишет стихотворение, посвященное созданию корпуса. Не остаётся в стороне православная община Челябинска. Протоиерей Сергей Ашихмин сообщает Верховному Главнокомандующему о пожертвовании верующими 320 000 рублей на дело обороны страны. И сам жертвует серебряный крест на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской». Собирают средства на строительство колонн челябинские школьники. Сталинские премии за 1942 год вручены: главному конструктору Кировского завода, Герою Социалистического Труда Ж.Я. Котину, заместителю главного конструктора завода Л.С. Троянову; главному инженеру завода С.Н. Махонину; профессору, члену-корреспонденту АН СССР В.П. Вологдину; конструктору Н.Л. Духову.
Моторный завод с весны 1943 года добивается стабильного выпуска 1500 дизелей в месяц.
9 мая челябинцы торжественно проводили на фронт танковую бригаду Уральского добровольческого танкового корпуса. Танкистам вручен «Наказ» уральцев. В июне Н.Л. Духов назначен главным конструктором. Летом представители наркомата и Главного автобронетанкового управления осматривают новые танки ИС. А в конце лета в Москву отправлены самоходные установки на базе танка ИС – СУ-152, СУ-122, СУ-85. Осенью нарком Малышев улетает в Москву вместе с руководством завода, и в Москве принимается решение о выпуске танка ИС. Конструкторы завода продолжают работы по усовершенствованию производства танков, вносят корректировки в технологии производства и сборки. Все это позволяет ускорить процесс производства, сократить издержки, дает огромную экономию средств. Перед челябинцами поставлена задача: не снижая объема сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжелых танков ИС. Ж.Я. Котин становится доктором технических наук. Большая группа челябинских танкостроителей награждена орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства по выпуску танков и артиллерийских самоходных орудий. В последний день октября собраны первые два танка ИС. Технология запущена за 56 дней. И в эти же дни Павел Михайлович Данилюк подает на имя наркома Малышева докладную записку, где обосновывает необходимость начать разработку чертежей новых моделей тракторов. Но решение пока не принято. К концу года завод ежедневно выпускает 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин. Челябинцы собирают посылки для фронта. В городе устанавливают ёлки на катках и в клубах. Дети получат к Новому Году подарки. Опытный завод №100 выделен из состава ЧКЗ. Этим заводом фактически руководит Ж.Я. Котин. На Кировском – главный конструктор Н.Л. Духов. Моторами занимаются в СКБ-75 И.Я. Трашутин, Я.Е. Вихман, М.А. Мексин.
В январе в Челябинск приезжает делегация гвардейцев-уральцев 10 гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. В составе делегации джаз-оркестр танкового корпуса. Танкостроителям-кировцам вновь присуждены переходящие Красные знамена. Повторный доклад П.М. Данилюка на имя директора И.М. Зальцмана о возобновлении производстве тракторов на Кировском заводе. В марте в газете «Челябинский рабочий» напечатана статья о развитии поточных линий на Кировском заводе. В этом же месяце прекращено производство танков Т-34. На партийном комитете обсуждается ход изготовления тракторных запасных частей для сельского хозяйства Челябинской области. Группа работников Кировского завода награждена орденами и медалями за образцовое выполнение задания по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка «Т-34».
В дни предмайского социалистического соревнования по инициативе комсомольцев проводят с 20 по 30 апреля «фронтовую декаду». Весной – приказ №320: «…Приступить к разработке технических проектов конструкций дизельных гусеничных сельскохозяйственных тракторов, мощностью 80 и 120 л.с….». Еженедельно жюри Кировского завода подводит итоги соревнований, проводимых по цехам, сменам, бригадам, профессиям. Знатные передовики производства: Анна Пашнина, Зоя Казанцева, Ася Кутьина, Зинаида Калинина. По итогам соревнования за июнь 1944 года переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны было оставлено Кировскому заводу в Челябинске. Челябинские адвокаты собирают 200 тыс. руб. на строительство танков «Челябинский адвокат». Завод получает награду – орден Красной звезды, более 400 человек: рабочие, служащие, инженерно-технический персонал – ордена и медали.
В августе – пущен конвейер по сборке тяжелых танков Кировского завода. Челябинский конструктор М.Ф. Балжи предложил конструкцию новой машины – танка ИС-3. В сентябре проходит митинг, посвященный окончанию строительства танка имени Владимира Маяковского. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за август 1944 года, переходящее Красное знамя ГКО получило танковое производство Кировского завода в Челябинске. Главным конструктором Кировского завода назначили прибывшего из Челябинска для руководства филиалом Опытного завода Л. Е. Сычева. Создается ОГК (Отдел главного конструктора) – филиал Опытного завода с двойным подчинением, с одной стороны, директору Кировского завода А. Л. Кизиме, а с другой – директору Опытного завода в Челябинске Ж. Я. Котину. По итогам соревнования за сентябрь ВЦСПС и Наркомтанкопром решили оставить переходящие Красные Знамена Государственного Комитета Обороны и выдать первые премии: Танковому производству Кировского завода; Дизельному производству Кировского завода.
Газета «Челябинский рабочий» рассказывает об умелом руководстве танковой бригадой полковника Героя Советского Союза М.Г. Фомичева. В другой статье рассказывается о боевых подвигах бойцов бригады, боевых товарищей Ф. Суркова и А. Марченко. На фронт отправляют подарки бойцам и офицерам Уральского добровольческого танкового корпуса в связи с годовщиной присвоения корпусу звания Гвардейского. Коллективу Кировского завода вручены награды, их вручал председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся тов. А.А. Белобородов. Большой группе кировцев вручаются ордена «Красной Звезды», «Знак Почёта», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Об этом ярком событии выходит статья И.М. Зальцмана «Для Родины, для победы».
В ноябре рационализаторы и изобретатели Кировского завода обратились ко всем изобретателям, рационализаторам, инженерам, техникам заводов Наркомтанкопрома с призывом развернуть социалистическое соревнование и дать к 27-й годовщине Красной Армии новые творческие подарки. Коллектив первого механического цеха Кировского завода выступил инициатором социалистического соревнования на заводе за досрочное выполнение производственной программы, результаты которого отражаются в «Боевых листах». На Кировском заводе Наркомата танковой промышленности (ЧТЗ) выпущена сверх плана танковая колонна «Победа».
Комсомольская организация Кировского завода за годы войны выросла втрое, 35 процентов многотысячного коллектива танкостроителей составляет молодежь. На заводе создано более 1800 молодежных бригад, девиз которых – работать за двоих-троих. Также на предприятии развернулась работа по завоеванию звания гвардейского коллектива и званию «Гвардеец труда». 30 декабря 1944 года начато производство танка ИС-3. Именно челябинские тяжелые танки ИС и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152,), созданные руками танкоградцев, сокрушили оборону немецких городов.
17 месяцев подряд четырежды орденоносный Кировский завод занимает первенство во Всесоюзном соревновании танкостроителей и завоевывает переходящие Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны. Выпуск боевых машин в 1944 году возрос в 3,9 раза. Производительность труда поднялась на 33%. Себестоимость боевой машины снизилась на 25%. Экономия за год от снижения себестоимости составила 430 млн. руб. – на 50 млн. руб. больше планового задания. За 11 месяцев завод сэкономил более 24,5 млн. киловатт-часов электроэнергии. 35 млн. руб. экономии достигнуто путем внедрения рационализаторских предложений. 19 апреля 1945 года опубликован Указ о награждении работников Наркомтанкопрома. Среди награжденных: Малышев В.А. – нарком танковой промышленности; Духов Н. Л. – главный конструктор завода; Котин Ж.Я. – заместитель народного комиссара танков; Зальцман И.М. – директор завода; Махонин С. Н. – главный инженер завода; Балжи М.Ф. – заместитель главного конструктора завода. В здании Драматического театра председатель Челябинского исполкома А.А. Белобородов вручил орден Ленина секретарю Челябинского обкома ВКП(б) т. Патоличеву. Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода награждено орденом Ленина, работники дизельного производства награждены орденами и медалями за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску танковых дизелей.
В 1945 г. на заводе действовало уже 150 поточных линий, на которых изготавливали до 80% всех необходимых деталей и узлов танков, САУ и дизелей. Песочные формы были заменены металлическими (отливка деталей в кокиль), производилась термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручная сварка брони корпусов танков была заменена автоматической.
Всего за годы войны на заводе было внедрено более 17,5 тысяч предложений, давших экономию в 77 млн. рублей. Танкоград дал фронту 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн. заготовок боеприпасов. Коллектив завода в ходе Всесоюзного соревнования предприятий Наркомтанкопрома 33 раза завоёвывал переходящее Красное знамя ГКО (Государственного Комитета Обороны). Два знамени оставлены заводу на вечное хранение. Родина высоко оценила трудовые подвиги танкоградцев, наградив завод орденом Красной Звезды (1944 год), орденом Кутузова I степени (1945 год), конструкторское бюро по двигателям – орденом Ленина (1945 год), опытный завод – орденом Ленина (1944 год).
9 мая 1945 года директор Исаак Моисеевич Зальцман объявил нерабочим днем.
Виктор Красуский