Если вы хотите окунуться в современную литературу залпом, стоит познакомиться со сборником под названием «Птичий рынок». Писатели, чьё литературное творчество вошло в эту книгу, объединились по специфическому признаку: по интересу либо душевной привязанности к животным, птицам и прочей живности.
Название сборника уводит читателя в XIX век, в историю создания Птичьих рынков. Поначалу на подобных площадках крестьяне торговали домашней птицей, но со временем ассортимент продаж расширился, и любители живой природы смогли порадовать себя декоративными породами наравне с экзотическими. Этот множественный спектр фауны и поселился под одной обложкой издания. Привычные домашние питомцы: коты, кролики, коровы уживаются здесь с хамелеонами, муравьями, чайками, львами. В реалистичной либо сказочной манере авторы креативно представляют повседневную жизнь соседей по планете от мала до велика.
Открывает парад природного шествия обаятельная Наринэ Абгарян, обладающая способностью в одном коротком рассказе спровоцировать сентиментального читателя и на смех, и на слёзы. Герой рассказа «Марлезон», самолюбивый ослик, совершил неожиданный акт преданности своему новому хозяину Ованесу. Своенравность Марлезона проявилась уже при его покупке. Три дня стоял осёл на дороге перед домом Ованеса. Суть протеста – калитка, которая не была распахнута настежь. Но свои принципы Марлезон отбросил напрочь, увидев на пасеке хозяина, потерявшего сознание от укуса пчёл. Выбил копытами закрытую калитку и помчался за помощью. Цена этому поступку – жизнь человека.
Персонаж Дмитрия Воденникова в рассказе «Бедная моя царевна» приобрёл таксу. Последующие адовые будни напомнили об изречении «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя». «Чуня ухает, как гиена, кричит, как подкидыш, или рыдает, как Фаина Раневская, настолько громко, что слышно даже на первом этаже. В общем, теперь я был какое-то бессмысленное приложение к этой невротичке». Повадки Чуни – особенные. Но её преданность хозяину была выше всяких похвал.
Следующий писатель, Александр Генис («Путь кота»), утверждает, что любовь – это вид болезни, как липкий туман и головастая бабочка в желудке. Его герой любил своих котов на протяжении жизни: Миньку, Герондота, Яна, Инь. Первый был его детским мучителем. Его, ещё маленького, кот гонял по бесконечному коридору коммунальной квартиры. Второй служил пособием по практической метафизике, преподавая уроки нечеловеческой мудрости и отличался аристократическим эгоизмом и наглостью, величественно принимая гонорар сметаной. Брат с сестрой Инь и Ян представляли философскую пару и походили на египетских кумиров. А также на Савелия Крамарова и Аэлиту. Описывая поступки своих питомцев, писатель подводит итог: собака – друг человека, кот – его альтернатива.
Забавен и одновременно грустен рассказ романа Сенчина «А папа?» У маленького Гордея – печальное событие. Куда-то подевался папа. И мама отвезла Гордея в деревню к бабе Тане. Здесь его новые друзья озадачили вопросом: «А кто твой папа?». Переадресовав этот вопрос маме, мальчик удивился твёрдому ответу: «козёл». Что такое «козёл», мальчику было известно. Животное с рогами, некрасивое и противное, и бодается. И однажды Гордей набрел на поляну, где стоял самый настоящий козёл. Неужели это папа?
Собака Веня в рассказе Яны Вагнер «Блаженны нищие духом» попала в семью из приёмника. Странный, белый и огромный пёс с обмороженными ушами. Он не вилял хвостом, не умел лаять, бегал, высоко задирая передние ноги, падал с лестницы, застревал головой в перилах и висел столько, сколько нужно, пока его не снимут, и в целом напоминал собаку Франкенштейна. По показаниям МРТ – недоразвитие мозжечка. Каждый ли сможет положить свою жизнь на алтарь ради питомца? И готова ли на это его приемная семья?
В своей «Сказке про мышь» Елена Волкова выводит на первый план хозяйку Дома. Долгое время Дом был пуст, но через маленькую дырочку сюда просочилась Мышь, и стала владелицей прекрасных апартаментов. Она насобирала мягкую пыль и устроила себе гнёздышко. «Она наслаждалась теплом и сочувствовала Дому – его одиночеству, зябкому, как подступающий со всех сторон холод». Мышь дышала запахом дерева и питалась Домом, поедая пенопластовый утеплитель. С наступлением весны появился хозяин, а с ним – женщина. Дом стал полон движения, и это лишало Мышь всяческой энергии. При личном знакомстве женщины и Мыши началось единоборство. Дом вибрировал, он отторгал женщину и защищал Мышь. И этим определил дальнейшую цепочку событий.
Оду рыбе поёт в рассказе «О рыбе» Николай Александров. «Потому что я хорошо помню, как рассматривал тебя и не мог оторваться, как бы впитывая в себя всё то, что излучало твоё тело, – не тело, а перламутровая волна, гибкая и полная грации сила. И серебристый блеск чешуи, и красные хвост и плавники, и красновато-рыжие глаза». Автор нарекает рыбу тайной, божеством, прекрасным и многоликим. Упоминает хрестоматийные произведения об этом существе: «Моби Дик», «Старик и море», «Царь рыба», на страницах которых рыба выходит победителем.
Грустную истину о том, что можно кролика не только обнять и прижать к себе, но ещё и прибирать, ухаживать за ним, поить и кормить, постигла семилетняя Дина, героиня рассказа Майи Кучерской «Котя, Мотя». Но знакомство было трогательным. «Дина обняла его, и что-то в лице её навсегда изменилось. Распрямилось и расцвело. Что светилось в её лице, можно было свести к глаголу “поплыла”. Вот только куда? На остров блаженства, конечно». Котя, который впоследствии оказался Мотей, был ласковым и нежным, но вонюченьким, и везде сеял жёлтую жидкость. Совместное проживание стало более чем напряжённым. Спасение явилось оттуда, откуда не ждали.
Всего в книге представлено 37 авторов. Своими наблюдениями за хамелеоном и священными животными Индии делится Екатерина Рождественская. О нахождении в волчьем логове во время съёмок фильма «Карусель» рассказал Максим Аверин. О ракушке, как о зеркале, в котором видишь себя и своё сердце, поведал Максим Авченко. Евгения Некрасова предложила «Две ненастоящие болгарские сказки» о лошадях. Подслеповатые, аккуратные, организованные муравьишки стали героями рассказа Алексея Сальникова. Ворона, наивная, и в то же время хитрющая и умнейшая, нашла приют у Сергея Носова.
В целом, ареал ползучих, летучих и земноводных с присущими либо придуманными каждому индивидууму характером, повадками и отдельным проявлением событийных поступков производит очень приятное и тёплое впечатление.
Сборник «Птичий рынок» доступен в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и в библиотеках №№ 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 31, 32.
Нина Кондрашина