Как побороть зависимость ребенка от соцсетей?
8 февраля 2021 в 16:18

Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема сегодняшней встречи очень важная и актуальная – «Как побороть зависимость ребенка от социальных сетей?». На ней мы узнаем, что такое социальные сети, для чего они предназначены, в чем их польза и вред, пройдем тест на определение степени зависимости ребенка от Интернета и получим советы, как ограничить время использования Интернета и социальных сетей, чтобы не возникла зависимость.

Знакомство с Интернетом маленькие россияне сегодня начинают в 2-3 года. С 5 лет они уже свободно владеют игровыми гаджетами, а в 13-15 лет проводят в Интернете уже более 5 часов в день, в том числе в социальных сетях. В наше время эти сайты и мессенджеры имеют огромное значение для ребят – здесь они учатся высказывать свое мнение, находят друзей, хобби, узнают новости, обмениваются музыкой и фотографиями.

Социальные сети. Что это?

Социальная сеть – ресурс, предназначенный для обеспечения взаимоотношений между людьми либо организациями в Интернете.

Немножко истории. О создании социальных сетей первыми заговорили математики еще в 50-60 годах прошлого века. К 1970-м годам технология электронной почты в сети стала использоваться уже военными. Первый интернет-чат был создан в 1988 году. А в 2000-х годах, когда повсеместно получил распространение Интернет, стали появляться уже знакомые нам социальные сети: Facebook (2004), Twitter (2006), ВКонтакте (2006), Одноклассники (2006), Instagram (2010), TikTok (2016) и др.

Появление соцсетей, как и Интернета, в жизни человека – это неоспоримый феномен современности. Их появление сделало возможным ранее неосуществимые действия: дистанционный поиск старых друзей или родственников, с которыми давно прервалась связь; общение с друзьями, родственниками, коллегами по работе; знакомство с новыми людьми для дружбы, хобби или романтических отношений и др.

Согласно статистике, в России почти 80% детей в возрасте от 9 до 16 лет имеют аккаунт в соцсетях. 10 лет – это средний возраст, с которого начинается самостоятельное использование социальных сетей.

В социальных сетях сегодня можно получить образование, пройти различные мастер-классы, найти научную литературу для саморазвития. Современные соцсети предоставляют множество возможностей и для отдыха. Можно играть, прослушивать музыку, смотреть фильмы, смешные ролики и др.

Не отрицая положительный феномен соцсетей, необходимо поговорить и о его негативном влиянии.

2

Среди отрицательных сторон социальных сетей исследователи выделяют такие:

  1. Интернет / соцсети съедают большое количество времени, это невозможность остановится при просмотре страниц и новых вкладок.
  2. Уход от реальности, где человек может создавать свою фальшивую личность.
  3. Деградация личности. Постоянный гаджет «под рукой» исключает потребность в запоминании информации. А скорость передачи сообщений ведет к сокращению и коверканью слов (эффект «как слышится, так и пишется»).
  4. Потеря навыков социального общения. То, что применимо в соцсетях, невозможно в реальной жизни: «лайкнуть», «добавить в друзья», «удалить из друзей» и др.
  5. Возникновение зависимости.
  6. Социальные сети – поле деятельности для мошенников.
  7. Вред здоровью. Многочасовое сидение за компьютером может привести к снижению зрения и гиподинамии (гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)).

3

ТЕСТ
«Как вовремя узнать степень зависимости ребенка от компьютера и Интернета?»

Уважаемые родители, вы можете получить информацию на основе простейшего теста: к ребенку, увлеченному компьютерной игрой, сайтом, компьютером, мобильным устройством, планшетом надо обратиться с просьбой о помощи: «Сынок/доченька, помоги, пожалуйста… (вариант вашей просьбы)».

Способы реагирования:

а) ребенок легко откликается на просьбу и забывает о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера;

б) ребенок откликается со 2-3 раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при неполной степени зависимости в пределах первого месяца освоения новой игрушкой;

в) ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит вашей просьбы и продолжает сидеть в Интернете – такое поведение свойственно частичной или полной зависимости. Если же ребенок и на следующий день не реагирует на ваши просьбы и увещевания, то можно делать вывод о наличии полной зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

4

Причины, по которым возникает Интернет-зависимость:

  • любопытство,
  • скука и безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей,
  • возможность свободного доступа к Интернет-пространству,
  • психологическое одиночество.

Как ограничить использование Интернета и социальных сетей?

Конечно же, отлучить ребенка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир – вполне возможно.

Что можно предложить ребенку взамен Интернету:

  1. Хобби. Помогите ребенку найти хобби. Ученые выяснили, что у 100% детей, не имеющих интернет-зависимости есть любимое занятие вне сети.
  2. Внимание. Уделяйте достаточно внимания ребенку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним. Ученые сообщают, что в семьях, где чадо не слушают или отмахиваются от него влияние соцсетей на ребенка оказывается сильнее в несколько раз. В группу риска входят дети, чьи родители много работают или не имеют взаимных доверительных отношений.
  3. Режим дня. Поддерживайте распорядок дня и поощряйте самодисциплину у ребенка.
  4. Интернет-угрозы. Честно предупредите ребенка обо всех угрозах, которые несет Интернет: мошенничество, вредоносные программы, спам, неконтролируемые покупки, доступ к нежелательному содержимому, вербовщики экстремистских организаций, «группы смерти» и др.
  5. Родительский контроль. Используйте специальные сервисы и программы. Ряд программ позволяет полностью блокировать доступ ребенка к интернету в то время, когда он не находится под присмотром взрослых.

Это важно!
Ученые назвали оптимальное время нахождения детей в Интернете

  • для детей от 5 до 6 лет время использования Интернета – до 1 часа в день,
  • для школьников 7-11 лет – от 1-3 часов в день,
  • для младших подростков (12-13 лет) – от 3-5 часов.

5

Линия помощи «Дети Онлайн»

Фонд Развития Интернет запустил в 2009 году проект Линия помощи «Дети Онлайн», целью которого является оказание практической и консультативной помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам в вопросах безопасного использования интернета и мобильной связи.

Обратиться на Линию помощи можно, позвонив по телефону 8-800-25-000-25 (звонок по России бесплатный), направив письмо на электронный адрес helpline@detionline.com, или написав в онлайн-чат на сайте www.detionline.com.

Важно!
Социальные сети не несут в себе вреда, если пользоваться ими в меру.

 

Интернет-ссылки:

Влияние соцсетей на детей

Дети России Онлайн

Дети в Интернете: памятка для родителей

Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни

Нездоровая зависимость: дети в социальных сетях

Учёные назвали оптимальное время нахождения детей в Интернете

 

Лариса Николаева