Когда же няня собирала
Для Ольги всех ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
Глава II, строфа XXVII
Из приведенного выше отрывка романа «Евгений Онегин» сразу же становится понятно, что речь идет об игре. Так что же такое «горелки», кто играл в такие игры?
Источник: https://rdkbobrov.ru/sdk/sdk-nikolskoe/sobytiya/item/starye-zabytye-russkie-igry.html
Горéлки – это веселая, подвижная и шумная игра, которая известна в славянских народах еще с древних времен. Глагол «гореть», от которого, видимо, и идет название игры, изначально имел значение не только открытого огня – горения, но и обозначал у наших предков состояние «любовного томления, страдания от любви», что весьма характерно для народной поэзии.
Пушкин, по воспоминаниям современников, очень любил «горелки». В романе «Евгений Онегин», и, особенно подробно, в повести «Барышня-крестьянка», он красочно описывает эту народную забаву:
«– Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола… а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился…»
Отрывок из фильма Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» (1995)
Кстати, другой наш великий соотечественник, композитор Пётр Ильич Чайковский вставил сцену игры детей в горелки с песнями («Хор детей, нянек и прочих») в оперу «Пиковая дама», либретто которой написано на основе одноименной повести Пушкина.
В наше время интерес к этой забаве возрождается, игра «горелки» приобретает всё большую популярность, как символическое, обрядовое действо. Её можно увидеть во время народных праздников и фестивалей, на народных Святочных гуляниях, на Масленицу.
Также о горелках можно почитать здесь: http://seledkagazeta.ru/news/144/17/gorelki