Как вернуть товар, купленный за бонусы или по акции
11 декабря 2023 в 14:46

Желая привлечь покупателей, магазины идут на маркетинговые уловки. Самыми популярными остаются система бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку, и акции, например, «купи две вещи и получи третью в подарок». Как быть, если товар, приобретенный таким способом, не устроил или оказался некачественным?

 

Если Вы приобрели товар за бонусные баллы

При покупке товара за бонусные баллы всегда следует помнить, что это инициатива торгующей организации. Такие товары, с точки зрения закона «О защите прав потребителей» №2300-I от 07.02.1992 (далее – Закон), ничем не отличаются от тех, что покупают за деньги. Его можно вернуть и обменять, если товар как с недостатком, так и в случае, если не подошел по каким-либо характеристикам.

Следует помнить, что при возврате товара, оплаченного бонусами, не стоит рассчитывать на их обналичивание. Потребителю возвращается только та часть денег, которая оплачена безналичным или наличным способами. Например, если 999 рублей были бонусными, а 1 рубль отдан наличными, то при возврате товара потребитель получит на руки 1 рубль. Кроме того, следует помнить, что возврат списанных бонусов на карту при расторжении договора купли-продажи зависит от магазина – законодательно этот вопрос не урегулирован.

 

Если Вы приобрели товар по акции

Законодательство не содержит каких-либо специальных условий для возврата товаров, купленных по акции (или со скидкой), из чего можно сделать вывод о том, что вернуть такой товар, можно на общих основаниях, а именно:

– при обнаружении недостатков товара (покупка товара ненадлежащего качества);

– непродовольственный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации – при условии отсутствия аналогичного товара у продавца в день обращения потребителя, а также при условии, что данный товар не входит в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату).

При возврате товара, приобретенного по акции, потребителю возвращается та сумма, которую он фактически уплатил за товар.

Если при покупке товара по акции покупателю был передан бонус в виде подарка, то при возврате акционного товара возвращать подарок он не обязан – ввиду отсутствия такого условия в законодательстве. Поскольку подарки передаются покупателю при покупке тех или иных товаров безвозмездно, то есть в дар, к отношениям сторон применительно к подаренной вещи применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о дарении. Из этих норм не следует, что возврат товаров, приобретением которых было обусловлено дарение, является основанием для отмены дарения.

 

Если товар не подошел или обнаружен недостаток

  1. Следует написать претензию в адрес магазина, где был приобретен товар.

Претензия должна содержать: наименование продавца, данные потребителя, описание приобретенного товара и его цену, дату покупки товара, описание проблемы, связанной с приобретенным товаром, требование к продавцу, дату и подпись.

Один экземпляр претензии направляется руководителю организации-продавца (лично, через канцелярию, секретаря и т. д.). На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес организации-продавца заказным письмом с уведомлением о вручении.

  1. В случае, если продавец признает претензионные требования обоснованными, оформляется обмен или возврат товара.

При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.

При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке необходимо с обращаться с иском в суд.

Для сведения разъясняем, что претензии к продавцу о возврате денежных средств носят имущественный характер, поэтому спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ), так как Роспотребнадзор не уполномочен рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплачивать какие-либо деньги.

 

Информация предоставлена консультационным центром для потребителей ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области»