1 сентября отмечается День знаний. В преддверии праздника приглашаем познакомиться с редкими и интересными изданиями одной из базовых коллекций Президентской библиотеки. Речь пойдет о первых букварях и азбуках.
Раритетные издания, предназначенные для обучения, собраны различных видов и уровней.
Азбука с нравоучениями
– [Азбука гражданская с нравоучениями]. – [Москва, январь 1710]. – 19 с. – (Рукописи Синода. Коллекции).
https://www.prlib.ru/item/315769
Азбука утверждена 29 января 1710 года и воспроизведена в первом букваре Петровской эпохи – «Азбука гражданская с нравоучениями, правлена рукою Петра Великого».
В книге дано «изображение древних и новых письмен славенских «печатных и рукописных». Далее идут слоги, затем тексты для чтения из Священного писания, и на каждую букву алфавита приводятся несколько фраз нравоучительного содержания. По порядку представлено изображение старославянских, арабских и римских цифр.
Для создания в России нового образованного общества царь внес изменения в алфавит, в частности сократил количество букв и утвердил новый «гражданский» шрифт.
Букварь для царевича
– Истомин, К. Букварь Кариона Истомина : [список с печатного издания 1694 года]. – [Факсимильное издание]. – [Б. м., 18—].
https://www.prlib.ru/item/819850?ysclid=llnmggnaxq451766015
Первый лицевой букварь в картинках был выполнен в России известным придворным поэтом и писателем того времени Карионом Истоминым и художником, гравером Оружейной палаты Леонтием Буниным в 1694 году. Истомин придумал два рукописных букваря для обучения царских детей, в частности, царевича Алексея Петровича, сына Петра I.
В книге каждой букве отведена отдельная страница. Вверху дается изображение буквы, составленное в виде людей, стоящих в разных позах. Затем идет ряд воспроизведений этой буквы – гравированных инициалов, печатных прописных и строчных, а также рукописных. Здесь не только русские буквы, но и латинские и греческие. Ниже выгравированы изображения предметов, названия которых начинаются с данной буквы или содержат её.
В конце страницы помещены нравоучительные стихи, в которых слова содержат «главную» букву, чтобы облегчить ее запоминание.
В оцифрованном книжном памятнике много рисунков, которые дают широкое представление о том, как и чем жили люди в конце XVII века.
Иллюстрированный Букварь стал лучшим учебным пособием своего времени.
Первоначальный урок для малолетних детей
– Решетников, А. Г. Для малолетных детей, начинающих обучаться российскому чтению, азбука, или первоначальный урок, легчайшим способом руководствующий их к чтению книг / собранная А. Решетниковым, 1809 года. – Издание 6-е. – Москва : В типографии Решетникова, 1820.
https://www.prlib.ru/item/331404?ysclid=lluraa397r290999717
В пособие включены разделы «Буквы», «Слоги», «Строчные и надстрочные знаки», «Православные молитвы», «Отеческие наставления детям», «Правила христианской мудрости», «Нравоучительные басни с пояснением».
Российская азбука-самоучитель
– Самоучитель или полная российская азбука, составленная по ныне употребляемой методе, содержащая в себе и другие нужные познания для детей. – Москва : тип. Н. Степанова при Имп. театре, 1827.
https://www.prlib.ru/item/798195
Экземпляры рукописи были представлены для Цензурного Комитета, Департамента Народного Просвещения, Императорской Публичной библиотеки и для Императорской Академии Наук; рассматривал Коллежский Асессор Магистр.
Азбука включала:
учебные упражнения, например, «в чтении по слогам» – «Будь вни-ма-те-лен ко все-му, что ты ни го-во-ришь, и ду-май, что не-льзя во-ро-тить ни од-но-го сло-ва. Го-во-рить при-но-сить честь, и по-то-му ста-рай-ся все-гда го-во-рить хо-ро-шо… Пре-кра-сней-шее из всех тор-жеств есть тор-же-ство че-ло-ве-ко-лю-бия над се-бя-лю-би-ем»;
краткую российскую грамматику, которая разделяется на Правописание, Произведение слов, Сочинение слов и Произношение слов;
краткие правила арифметики;
происшествия, касающиеся Истории российской;
басни, детские забавы и т.д.
Азбука для крестьянских ребятишек
– Толстой, Л. Н. Азбука : [книги 1-4] / [сочинение] графа Л. Н. Толстого. – С.-Петербург : тип. Замысловского, 1872.
https://www.prlib.ru/item/776875
Книг для обучения детей в то время было мало, поэтому писатель, публицист, мыслитель Лев Николаевич Толстой написал для преподавания в своей Яснополянской школе «Азбуку», которая вышла в ноябре 1872 года.
В учебном издании, собранном в комплект из четырех книг, Толстой использовал свои рассказы, сказки, а также изложенные им басни Эзопа, былины. В качестве примеров для обучения чтению по слогам применялись пословицы и поговорки, каждые из которых имели определенный житейский и нравственный смысл: «Изба крепка запором, а двор забором», «Бабушке только дедушка не внук», «На нет и суда нет», «Руби дерево крепкое, гнилое само упадет» и др.
Писатель возлагал на свое произведение большие надежды: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
Через три года вышло второе издание книги Толстого – «Новая азбука», а еще чуть позже были изданы его четыре тома «Русских книг для чтения».
Наглядная азбука для обучения
– Павленков, Ф. Ф. Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте : с 600 рисунками в тексте. – Санкт-Петербург : издание В. Д. Черкасова, 1873.
https://www.prlib.ru/item/350478?ysclid=lluod0f01j693188903
В предисловии «Как учить по этой азбуке» написано: «Наглядная азбука» назначается преимущественно для самообученiя. Необходимо будетъ только показать ученику всъ гласные и четыре или шесть согласных (для менъе понятливых еще ъ, ь, й). Послътого ученикъ – конечно при крайней въ томъ необходимости – можетъ продолжить ученье дома без помощи учителя…»
С 10-го издания заглавие добавилось: «Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу»; на обложке подзаголовок: «Чтение и письмо по картинкам». Книга издана также под заглавием: «Чтение и письмо по картинкам», «Родная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу».
Книга посвящается памяти педагога К. Д. Ушинского.
Азбука в стиле «Мира искусства»
– Бенуа, А. Н. Азбука в картинах / [сочинение] Александра Бенуа. – [Санкт-Петербург] : издание Экспедиции заготовления государственных бумаг, ценз. 1904.
https://www.prlib.ru/item/956654?ysclid=llnnom39xd706514796
В XIX веке значительно изменилось искусство детской книги. Серебряный век принес читателям азбуку в стиле «Мира искусства».
Книга Александра Николаевича Бенуа для детей – «Азбука в картинах» – первая книга, в которой художник выступил как автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель. Каждая страница ее построена в виде веселой сценки с действием и персонажами. Азбука задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года.
На книгу была установлена высокая розничная цена – 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
Азбука-учебник грамоты и правописания
– Данненберг, А. Р. Русская азбука или Первоначальный учебник грамоты и правописания. Ч. 1. / Составитель А. Р. Данненберг. – Москва : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1906.
https://www.prlib.ru/item/1289835?ysclid=lluq4n2mba931275370
В «Русской азбуке» новый, усовершенствованный метод обучения первоначальной грамоте, выработанный Данненберг, дает возможность учащимся научиться читать без затруднений, обычных при обучении по существующим методам, и одновременно приобрести уменье правильно писать.
Русский наглядный букварь
– Греков, Ф. В. Русский наглядный букварь : Обучение чтению, письму, рисованию и правописанию, со многими картинками в тексте и образцами для письма и рисования. – Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
https://www.prlib.ru/item/1290163
Букварь составлен согласно требованиям школьной гигиены, с приложением карточек с буквами и рисунками.
В «Предисловie для учащихсъ» приведены слова известных гигиенистов о том, что «логически поставленное обучение в школе не должно начинаться обучением письму, так как учение должно идти от легкого к более трудному, а не наоборот… Важно это в том отношении, что таким образом при первом обучении ребенка не посягать на его зрение необходимостью рассматривания близких предметов… Когда ребенок вполне освоится с чтением на доске мелких и крупных букв печатного и письменного шрифта, можно перейти к чтению по азбуке, и затем уже, не ранее, конечно, второго года, допустить самое трудное – обучение письму».
Сам Федор Васильевич в статье «Об уроках чистописания» писал: «Ученики при изучении звуков и букв к письму в тетрадях не приступают, но рисованию должны заниматься. Во время рисования ученики должны будут научиться прямо сидеть и правильно держать карандаш самыми кончиками чуть согнутых пальцев…»
Наглядный букварь для обучения
– Тулупов, Н. В. Наглядный букварь для обучения русской и церковно-славянской грамоте и первоначальному счислению : С 137 рис. – 13-е изд. – Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
https://www.prlib.ru/item/1290301
Министерством народного просвещения букварь допущен к классному употреблению в начальных народных училищах. Собственной Его императорского величества Канцелярией по учреждению Императрицы Марии одобрено в качестве руководства для начального обучения в низших ученых. заведениях Ведомства Императрицы Марии.
В содержание издания входят разделы: «Как нужно сидеть при письме и как держать перо», «Письменные упражнения до букваря», «Букварь», «Чтение после азбуки», «Письменные упражнения по картинкам», «Письменные задачи», «Церковнославянское чтение»», «Первые уроки счисления», «Разрезная азбука».
Книга живых звуков
– Ретсеп, П. И. Живые звуки родной речи : Обучение чтению и письму : В 5 кн. – Москва : Тип. Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1909-1910. – (Всемирный метод П.И. Ретсепа).
https://www.prlib.ru/item/1290049?ysclid=llw7pti7d7476959450
Букварь-самоучитель предназначен для обучения детей и взрослых под руководством учителя, и для самообучения. Вступительные беседы и первоначальные упражнения в письме ведутся по общим правилам методики автора, после этого приступают к изучению звуков и букв.
Родное слово
– Ушинский, К. Д. Родное слово для детей младшего возраста : год 1 : азбука и первая после азбуки книга для чтения, с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте. – Издание 141-е. – Санкт-Петербург : в типографиях М. Меркушева, 1911.
https://www.prlib.ru/item/1409466
Учебник создателя звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте имел целью «…упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму».
Отличительная особенность книги Константина Дмитриевича – введение материала для развития речи ребенка. Впервые систематизированы и объединены материалы для чтения; соответственно темам приведены доступные детям рассказы познавательного содержания. Предусмотрены подготовительные упражнения (рисунки, элементы букв, буквы, их соединения), написание слов и предложений и т. д.
Букварь народной школы
– Букварь новой народной школы : Для классного и домашнего обучения чтению и письму / Сост. кружком учителей под ред. Ф. Борисова, Н. Лаврова и А. Сольдина. – 1-е изд. – Москва : Изд. К.И. Тихомирова, 1910.
https://www.prlib.ru/item/1290190
Учебник вышел в книгоиздательстве Тихомирова, которое работало в Москве и имело собственный магазин на Кузнецком мосту в доходном доме.
По букварю, имевшему большую популярность, дети христиан учились грамоте, родному языку.
Букварь для северных народностей
– Букварь для северных народностей / Сост. проф. В. Г. Богораз-Тан и С. Н. Стебницкий. – Москва : Центр. изд-во народов СССР, 1927.
https://www.prlib.ru/item/320866
Авторы при составлении букваря поставили конкретные задачи: раскрыть ученику материал из северной жизни, знакомой и привычной ему с раннего детства; научить его при помощи этого материала читать и писать; научить его русскому языку. Для изучения русской речи в книге помещены отрывки из русских народных прибауток и рассказов о зверях.
Букварь написан на литературном русском языке, иногда включает некоторые элементы северно-сибирского областного наречия за неимением соответствующих общерусских выражений.
Учебные книги – буквари и азбуки – были самыми распространенными, по которым дети постигали азы грамоты, письма и счета; учились понимать величие, красоту и богатство родного языка; знакомились с историей, православными праздниками и традициями.
На портале Президентской библиотеки представлены и другие издания, которые можно «полистать» в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина.
Ирина Тиньгаева