Платёжные услуги: как безопасно оплачивать онлайн-покупки
29 августа 2022 в 17:04

Как много возможностей дает современному человеку Интернет: нажал несколько кнопок, нашёл нужную вещь, купил, получил через службу доставки – быстро, удобно и дешевле, чем в обычном магазине. Конечно, есть здесь «подводный камень»: можно получить брак или не получить ничего, поскольку мошенничество в сети – вещь достаточно частая. Как же обезопасить себя от мошенников?

Вот что советуют консультанты банков:

  1. Посмотрите отзывы покупателей о магазине.
  • Если об онлайн-магазине совсем нет отзывов, большой шанс, что это однодневка, и вы не получите заказ, или получите брак.
  • Если отзывов много, сплошь хвалебных и однотипных, то это отзывы копирайтеров, а не реальных покупателей.
    Они, как правило:

    • все подписаны именем и фамилией, часто ещё и с фото;
    • не содержат подробностей покупки;
    • если и упоминают о недостатках, то так, чтобы это выглядело похвалой.

Например: «Доставили через три дня вместо двух, да еще сделали большую скидку, буду покупать только здесь!!!»

Если магазин со сверхнизкими ценами, огромным выбором и сплошь отличными отзывами как под копирку, чаще всего это мошенничество, а не хорошее место для покупок.

  1. Указывайте при покупке только нужные данные.

Магазину для оформления заказа необходимы:

  • номер телефона и/или адрес электронной почты (телефон – для подтверждения заказа и сообщений о доставке, почта – для отправки электронного чека. Обычно email указывать необязательно, но лучше это сделать – чек может пригодиться);
  • ваши имя и адрес для доставки, иногда может потребоваться и платёжный адрес – чаще всего он совпадает с адресом прописки;
  • зарубежному магазину понадобятся ещё ИНН и паспортные данные – это требование российской таможни.

Банку, через который идёт оплата по карте необходимы:

  • номер карты, срок ее действия, CVV2 или CVC2, часто, но не всегда – ваши имя и фамилия латиницей, как они указаны на карте.

Если магазин при покупке требует у вас что-либо ещё например, скан-копию паспорта, логин и пароль от интернет-банка, с ним явно что-то не в порядке и делать там покупки не стоит.

Важно: на сайте, где вы добавляете товар в корзину и собираетесь платить, должно быть SSL-шифрование. Это выглядит как зеленый замочек в адресной строке. Он означает, что данные, которые вы передаёте, знают только ваш браузер и сервер магазина, а мошенники не смогут их перехватить.

Если вы уже пользовались онлайн-магазином и планируете там иногда делать покупки, карту можно «привязать» к магазину, и вам не нужно будет каждый раз заново вбивать все данные. Магазин не сможет списывать деньги без вашего подтверждения покупки: например, кодом из СМС, отпечатком пальца или хотя бы нажатием на кнопку.

Если вы клиент СберБанка, «привязку» можно сделать на странице оплаты securepayments.sberbank.ru – это безопасно и работает сразу для тысяч магазинов, прошедших банковскую проверку.

Если вы хотите максимально подстраховаться, заведите отдельную карту для покупок в Интернете и перебрасывайте на неё только ту сумму, которую собираетесь потратить.

  1. Платите картой на сайте и не отказывайтесь от чеков.

В серьёзных магазинах всегда есть возможность заплатить картой.

Если магазин предлагает сделать обычный перевод частному лицу, лучше не рисковать. По закону магазин обязан проводить все платежи через кассу и отправлять на почту покупателям электронные чеки. Для этого при заказе оставляйте свой email. В случае оплаты частному лицу и без чека будет очень сложно предъявить потом магазину претензии.

При покупках в социальных сетях будьте осторожны: в ответ на ваш комментарий на странице магазина в соцсети, что вы хотели бы купить товар, в личку может прийти предложение мошенников, с указанием цены и сроков доставки. Для оплаты они дают номера виртуальных банковских карт или электронных кошельков.

Никогда не переводите деньги таким образом, лучше сами пишите в личку магазину.

  1. Свяжитесь с магазином, если что-то пошло не так.

Как и обычные магазины, Интернет-магазины отвечают за свой товар в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

  • Если доставленная курьером покупка не соответствует заказу или плохого качества, вы можете отказаться платить.
  • Если уже заплатили на сайте, то имеете полное право обменять покупку или вернуть её, получив деньги обратно на карту. Исключение – продукты, косметика, лекарства, товары на гарантии и тому подобное, хотя и тут многие онлайн-продавцы идут навстречу.
  • Если товар не пришёл или он вас не устраивает, магазин должен вернуть деньги либо обменять покупку. Свяжитесь с магазином по телефону, через сообщества в соцсетях, аккаунт в мессенджере, чат на сайте. Любые проблемы чаще всего проще решить напрямую.
  • Если покупаете на площадке-агрегаторе или интернет-аукционе, где работает множество магазинов, там может действовать собственная система защиты покупок – и деньги возвращает сама площадка. При оплатите в зарубежном магазине через PayPal, ваши деньги страхует ещё и эта платёжная система.
  1. В крайнем случае – верните деньги через банк

Если магазин упорно не отвечает на звонки и сообщения, а оплаченный картой товар не пришёл, либо он бракованный или поддельный, сделку можно отменить через свой банк. Процедура стандартная:

  • нужно описать ситуацию, сослаться на неправомерность транзакции, а также указать дату, время и сумму покупки;
  • приложить чек, но и без чека деньги можно вернуть.

Банк связывается со всеми участниками сделки и проводит расследование. Например, если с клиента банка магазин списал деньги, а товар действительно не прислали, банк отменит платёж.

В проблемных ситуациях можно обратиться в банк любым удобным способом – по телефону, через форму обратной связи на сайте либо придя в отделение банка.

Таким образом, следуем общим правилам:

  1. Выбираем магазин не только по ценам, но и, в первую очередь, по отзывам.
  2. Помним, что все серьёзные магазины принимают оплату по карте.
  3. Следим, чтобы при оплате между нами и сайтом магазина было защищённое соединение, и не оставляем лишних данных о себе.
  4. Помним, что магазин обязан выдать чек. Электронный чек в почтовом ящике имеет ту же юридическую силу, что и бумажный из офлайн-магазина.
  5. Помним, что с чеком мы не потеряем деньги, если нам не прислали заказ или доставили некачественный товар.

Дополнительная информация:

Выдрин Д. 5 способов защитить деньги на карточке при расчётах в интернете. — Текст: электронный // Лайфхакер: [сайт]. – URL: https://lifehacker.ru/protect-internet-money/?ysclid=l78y6h5a3b697489911 (26.08.2022)

Опасность оплаты банковской картой в интернете: риски и масштаб. – Текст: электронный // ИнитСкилл: [сайт]. – URL: https://www.internet-technologies.ru/articles/newbie/opasnost-oplaty-bankovskoy-kartoy-v-internete.html?ysclid=l78xu5c0jv593570133 (26.08.2022)

Оплата банковской картой через интернет – правила безопасности. – Текст: электронный // Дзен: [сайт]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/fingram/oplata-bankovskoi-kartoi-cherez-internet-pravila-bezopasnosti-59b665e148267739d1307ce7 (26.08.2022)

 

Наталья Гаева