(история театра Европы и России)

1

«…когда вы полюбите театр всем сердцем,
когда откроется вам его красота и могущество,
вы обязательно захотите побольше узнать
о его прошлом и настоящем, о людях, которые
в разное время и в разныхс транах щедро
и бескорыстно служили театру».

Михаил Царев

История театра – тема необъятная. Мы не будем пытаться превзойти специалистов по истории театра, ограничимся лишь совсем общими сведениями по теме и представим некоторые издания из фондов Челябинской ЦБС, которые, надеемся, будут вам полезны.

Слово «театр» греческого происхождения, и переводится оно – «место для зрелищ».

Возникновение театрального искусства шло от языческих ритуальных действий, обрядовых игр наших предков. Песни, танцы, пантомима придавали обрядам особую выразительность, магическую силу. Именно в древности наметились пути развития театра.

История европейского театра полна противоречий и драматизма, поскольку тесно связана с историей развития христианства.

Однако, истоки театра следует искать в Древней Греции. Здесь был широко распространен культ бога Диониса (в мифах – это бог виноделия, радости и братского сближения людей). Шествия со статуей Диониса, веселые песнопения и драматические игры со временем превратились в небольшие пьесы. Их, как правило, показывали только один раз. Драматург не только писал пьесу, но был полноценным участником представления, он писал музыку, выступал в роли постановщика и балетмейстера, а когда нужно даже актера. По мере развития греческого театра шло постепенное разделение на жанры: появились трагедии, комедии и сатировские драмы.

Считается, что предположительно 27 марта 534 г. до н. э. на празднике Великих дионисий в Афинах состоялось первое представление трагедии Феспида. Именно этот день отмечается как день рождения театра.

Наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в V в. до н. э., на который приходится творчество великих поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Их произведения и в настоящее время считаются непревзойденными классическими шедеврами. До Эсхила в основе трагедий всегда был миф. Драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. С творчеством Софокла в театре появились декорации, а в пьесах – развернутые диалоги.

Первый каменный театр был построен в IV веке до н. э. (до этого зрители и актеры размещались на улице: сначала зрители сидели на деревянных помостах, затем под театр приспосабливали каменные склоны). Он располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя и был назван в честь божества-покровителя Диониса.

Театр Диониса в Афинах

2

Посещать театр могли не только богатые, но и материально не обеспеченные граждане: первоначально посещения были бесплатными для всех, с введением платы каждому бедному жителю выделялась субсидия на посещение театра.

Театр был государственным учреждением, и организацией представлений занимались специальные должностные лица – архонты. Действа устраивались три раза в год во время праздников, посвященных Дионису. Все начиналось рано утром и заканчивалось поздно вечером.

Первоначально спектакли проходили в форме состязаний трех трагических и трех комических поэтов. Каждый трагический поэт должен был предоставить три трагедии и сатировскую драму, а комический – одну комедию. Постановки шли под открытым небом в течение трех-четырех дней. По окончании судьи определяли победителей и вручали призы. Имена победителей вносили в специальные документы.

Интересно, что в Древней Греции актеры были на привилегированном положении и освобождались от налогов. Один актер исполнял несколько ролей, меняя костюмы и используя разные маски. Актерами были только мужчины – они исполняли даже женские роли.

Древние театры были огромных размеров. Так театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек, а в Мегаполисе – 44 тысячи.

К III в. до н. э. интерес граждан к трагедии заметно ослабел. В театре стала более популярной комедия (которая стала называться новая аттическая). Она всегда была посвящена семейно-бытовым проблемам и имела благополучный конец.

Были популярны в Древней Греции и зрелища народного театра – мимы (небольшие сценки бытового или сатирического характера). В них выступали не только мужчины, но и женщины. Играли актеры без масок. Кроме того, широкое распространение получил пантомим – представление напоминавшее балет.

В Древнем Риме театр тоже берет свое начало от обрядовых игр (праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна) и сельских празднеств сбора урожая. Более сложные формы театральной игры – мимические пляски и ателланы (ателла́ны – короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла в Кампанье, где они зародились, драматические сценки с четырьмя постоянными комическими персонажами) римляне заимствовали у соседей. Огромный толчок развитию театра дали Пунические войны и экспансия Рима на Восток. Под влиянием греческой культуры возникла литературная драма.

Римский театр в отличие от театра Греции никогда не играл общественной роли, он был предназначен в основном для развлечения публики. Особо популярна у зрителей была комедия паллиата (переделка на римский лад новой аттической комедии). Регулярные театральные представления появились в Риме в середине III в. до н. э.

Первый постоянный театр был построен в Риме только в 55 г. до н. э. Он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, каждый на 45 тысяч человек. Самым старейшим из сохранившихся до настоящего времени театров Римской Империи можно назвать Театр Марцелла, расположенный на левом берегу реки Тибр. Его строительство завершилось в 13 г. до н.э.

Театр Марцелла в Риме

3

В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или по желанию знатных граждан. Участники представлений особым уважением не пользовались. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль их могли жестоко избить. Практически во всех жанрах (за исключением ателланы) актеры играли без масок, но активно используя парики и яркий грим. Считалось, что актер, получающий жалование, должен выходить на публику с открытым лицом. При этом римская молодежь развлекалась, участвуя в постановках ателланы с использованием масок.

В первые века империи самым распространенным сценическим жанром стал мим, превратившийся к этому времени в большую пьесу с занимательным сюжетом и множеством действующих лиц. Ставились и небольшие пьесы. Были и мимы, высмеивающие христианство, но только пока оно не стало господствующей религией. На смену трагедии пришел пантомим.

Однако самым большим успехом у римлян пользовались зрелища в цирке и амфитеатре. Цирки радовали состязаниями колесниц, бегом, кулачными боями и схватками гладиаторов. В амфитеатрах проходили гладиаторские бои и устраивались казни преступников. Шла постепенная культурная деградация римского общества.

Побывать в театрах античного мира, узнать об особенностях их устройства, о творчестве поэтов, писавших для театра, о постановочной технике и о многом другом поможет книга:

4Головня, В. В. История античного театра: учебное пособие для культурно-просветительских и театральных учебных заведений. - Москва: Искусство, 1972.

С приходом на смену рабовладению феодализма Европа вступила в эпоху средневековья. Изменения в экономике и общественной жизни, утверждение христианства как господствующей религии наложили отпечаток и на развитие средневековой культуры, а, следовательно, и театрального искусства.

Средневековый период охватывает десять веков: с V до XI в. (раннее средневековье) и с XII по XV в. (период развитого феодализма). После падения Римской империи античная цивилизация была практически уничтожена. Философия, литература, искусство, политика пришли в упадок. Христианская религия вела борьбу с наследием язычества.

Для театрального искусства наступили трудные времена. Театры были закрыты, актеры подвергались жестоким преследованиям. Лишь странствующие гистрионы устраивали представления, в которых жил веселый дух ярмарки, вольной шутки. Называли их по-разному: жонглерами – во Франции, менестрелями – в Англии, на Руси – скоморохами. Гистрион был фокусником и акробатом, плясуном и музыкантом, мог разыграть комическую сценку, показать номер с дрессированным медведем, рассказать забавную историю. По сути это был театр одного актера.

Особый интерес вызывали выступления вагантов. Ими становились недоучившиеся семинаристы и разжалованные священники. Здесь звучали пародии на молитвы и церковные служб распевали хвалу «Бахусу всепьющему» на мотивы церковных гимнов.

Уничтожить любовь народа к театральным зрелищам церковь не могла. Оставалось использовать театральные формы, чтобы сделать церковную службу (литургию) более действенной, привлекательной. Так появилась литургическая драма на сюжеты из Священного писания. Ее разыгрывали в храме, а позже на паперти или церковном дворе. В XIII-XIV в. появился новый жанр театрального представления – миракль («чудо») на сюжеты легенд о святых и деве Марии.

В XIV-XV в., в эпоху бурного развития городов, возникает вершина средневекового театра – мистерия.

5

В. Волович. Средневековая мистерия

Смотреть представление собирались сотни людей (впрочем, и участников могло быть несколько сотен). Исполнителями были горожане. Сюжет брали из Библии. Специально назначенные люди, часто авторы текста, репетировали с актерами. Это было очень красочное зрелище, длившееся 3-5 дней. Организовывались мистерии не церковью, а городскими цехами ремесленников и муниципалитетами. Каждая профессия могла себя показать: сцену «Изгнание из рая» ставили оружейники, «Ноев ковчег» – судостроители, «Тайную вечерю» – пекари и т. д. появились и новые профессии: художники, занимающиеся костюмами, «Руководители секретов» (прообразы каскадеров), придумывавшие чудеса и трюки.

В этот же период развиваются еще два театральных жанра: моралите и фарс. И если первый был жанром поучительным и аллегорическим (каждый герой олицетворял какие-либо добродетели или пороки), то второй – веселый, сатирический, не зависящий от религиозной морали. В фарсе действовали глупые рыцари, жадные купцы, сластолюбивые монахи. Истинным же героем оказывался веселый и ловкий плут.

Пришедшая на смену средним векам эпоха Ренессанса (Возрождения) стала периодом рождения поистине великого театра, вышедшего из философии гуманизма, жизнерадостного народного искусства и преодоления давления церкви.

Первым ростком нового театра стала комедия дель арте, возникшая в XVI в. в Италии. Пьесы как таковой в такой комедии не было. Писали сценарий, помещавшийся на страничке, где предлагалась схема основных событий. Все остальное – импровизации актеров, которые зависели от маски (а существовало их более 100). Помимо импровизации актеры комедии дель арте умели петь, плясать, выполнять акробатические трюки.

Главным фактором, повлиявшим на развитие театра, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий: не просто по античным образцам, но принципиально новых – ярусных. Лучшим образцом такого театра стал театр «Олимпико», построенный в конце XVI в. в Виченце и сохранившийся до нашего времени.

6

Театр «Олимпико» в Виченце

Высочайшего уровня достигло драматическое искусство в Испании. Первоначально спектакли шли в гостиничных дворах (корралях): размещалась сцена, перед нею несколько рядов скамеек для знати, дальше теснились простые зрители, кто-то смотрел из окон. И вот начиналась комедия. Сюжеты брались из жизни. Героями были люди чести, борющиеся с пороками.

Пьесы для театра создавали выдающиеся испанские писатели: героические, вольнолюбивые трагедии и яркие, остроумные интермедии писал Мигель де Сервантес Сааведра; идеалы высокой нравственности и патриотизма утверждали философские трагедии Педро Кальдерона де ла Барка. Но мировую славу испанской драматургии принесло творчество Лопе де Вега Карпьо. Великолепный мастер написал 1800 комедий и 400 пьес духовного содержания, из которых сохранилось только около 500 пьес. «Драмы чести», пьесы из крестьянской жизни, комедии плаща и шпаги, – они проникнуты гуманизмом и полны искрометного юмора.

Несколько позже пришло Возрождение в Англию. Английский театр своими вершинами во многом обязан творчеству великого драматурга и поэта Уильяма Шекспира. Свои пьесы он писал для театра «Глобус», в котором сам был актером. Как и все другие лондонские театры, «Глобус» находился за чертой города, на берегу Темзы.

7

Реконструкция внутреннего устройства «Глобуса» (после пожара 1613 года), 1958 год

Маленькая труппа (8-14 актеров, игравших в пьесе по три и более ролей), место действия обозначалось одной деталью (дерево – лес), над сценой – полотнище (черное – идет трагедия, голубое – в комедиях). На спектакли собирались 1500-2000 человек. Было весело, шумно и тесно. Шекспир писал свои пьесы для современников, не для печати, а для театра, поэтому при жизни были изданы только несколько из тридцати семи произведений. Его пьесы имели огромный успех, поскольку с Шекспиром на театральную сцену пришел реализм, изменивший как драматургию, так и игру актеров, и сценографию. Начав с оптимистических, жизнерадостных комедий, Шекспир прошел долгий путь познания противоречий современности и крушения иллюзий, результатом которого стали его великие трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло».

С огромной любовью и глубоким знанием темы рассказывает о театре этой эпохи Н. Н. Бояджиев. Он знакомит с творчеством не только Лопе де Вега, Сервантеса и Шекспира, но и их знаменитых современников актеров и драматургов. Автор приводит множество цитат из пьес, анализируя то или иное произведение. Результатом его трудов стало интереснейшее издание:

8

Бояджиев, Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. - Ленинград: Искусство, 1973.

Раздвигает временные и географические рамки, прослеживая путь развития западноевропейского театра до начала ХХ века, коллективный сборник очерков «Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХвв.». Помимо истории театра Возрождения из него можно узнать о своеобразии театра периодов классицизма и романтизма, о творчестве выдающихся драматургов и актеров Франции, Англии, Германии XVII-XIX в. и начала ХХ в.

9

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХвв.: очерки. - Москва: РГГУ, 2001.

Но наиболее полную картину истории развития европейского театра, а также США от Античности до1985 года можно почерпнуть в издании:

10

История зарубежного театра: учеб. пособие для театрал. вузов и ин-тов культуры: в 4 ч. / под ред. Г. Н. Бояджиева, А. Г. Образцовой. - Москва: Просвещение, 1981 - 1987.

«Представим себе, что мы в театре. Третий звонок уже отзвенел, публика расселась по местам, свет притушен, в зале постепенно устанавливается тишина. Сейчас поднимется занавес, и представление начнется», – так начинается книга, о которой хочется сказать особо. Создал ее историк европейского театра и театральный критик Г. Н. Бояджиев для юных любителей театра. Повидав изрядное количество спектаклей в театрах разных стран, он описал сорок из них, составив своеобразный театральный фестиваль и проведя по ним читателя.

11

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: кн. для учащихся. - Москва: Просвещение, 1988.

 

История театра в России

Русский театр развивался несколько иначе, чем европейский, это связано со своеобразием истории страны – ее экономики, смены социальных формаций, религии и т.д.

Как в каждом древнем сообществе, в ритуально-обрядовых формах театр был распространен и на Руси. Из них родилась фольклорная, народная линия развития театра – кукольный театр (Петрушка, вертеп и др.), балаган (раек, медвежья потеха и др.), странствующие актеры (гусляры, певцы, сказители, акробаты) и т.д.

Уже с 1068 г. в русских летописях упоминаются скоморохи – первые профессиональные лицедеи. «Всяк спляшет, да не как скоморох», – утверждает поговорка. Эти бродячие певцы, плясуны, балагуры и акробаты были популярны и любимы. Артели или «ватаги» скоморохов бродили по городам и селам, показывая свое искусство. Жили они в отдельных селениях, а в Новгороде они занимали целые улицы.  Но церковь и светские власти преследовали «веселых людей» за вольнолюбие, бунтарские, сатирические выступления. Согласно царским указам 1648 г. «скоморохи со всеми теми бесовскими играми» подлежали наказанию и ссылке.

12

Постепенно возникает народный кукольный театр Петрушки и устная народная драма. Из Византии в православные богослужения пришли литургическая драма и кукольный театр «Вертеп».

В XVII веке при духовных академиях возникают школьные театры и формируется предназначенная для них литературная драма. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

17 октября 1672 года в селе Преображенском открылась специально построенная «комедийная хоромина» – придворный театр. Все актеры – пока еще иностранцы, но уже в следующем году набираются русские. Спектакли на религиозные и светские темы давались два раза в год до смерти царя Алексея Михайловича. Это был первый опыт создания профессионального театра. Актеры проходили подготовку в специальной школе, открытой в Немецкой слободе, а с 1675 года работали уже две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев и в Мещанской слободе – для русских.

Попытки создать профессиональный театр дважды предпринимал Петр I. Так в 1702 году в Москве открылся публичный, общедоступный государственный театр, в который по распоряжению царя была приглашена немецкая труппа актеров под руководством Кунста. Но репертуар на немецком языке немецких авторов успеха не имел и в 1706 году театр прекратил работу. В 1719 году Петр I вновь открыл публичный, общедоступный государственный театр уже в Петербурге, но и он надежд не оправдал.

В 1756 году императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об образовании национального русского театра, директором которого стал А. П. Сумароков. Но по праву «отцом русского театра» называют Федора Григорьевича Волкова. Это был широко образованный человек, с огромным актерским дарованием и талантом постановщика. Еще в 1750 году он создал театр в Ярославле, здание для которого было построено на средства зрителей.

13

Федор Григорьевич Волков

14

Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова

Слухи о спектаклях труппы дошли до столицы, и актеров вызвали в Петербург. Они-то и стали основой труппы созданного театра. С 1832 года он называется Александринский в честь жены Николая I (ныне Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина). Подробнее о жизни и творчестве этого замечательного русского актера рассказывает книга:

Любомудров, М. Н. Федор Волков: биографическая повесть. - Москва: Детская литература, 1983.

Во второй половине XVIII века русское театральное искусство развивается исключительно быстро. В 1803 году императорские театры разделились: появились драматическая и музыкальная (оперная и балетная) труппы. Создаются частные театры – любительские и крепостные. Самыми известными крепостными были театры Шереметьевых, Юсуповых, Воронцовых, где ставились французские оперы и пышные балеты.

В этот период появляются трагедии М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, создает свою знаменитую комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин. Блистают на сцене Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский. Впервые исполнение женских ролей было доверено актрисам, среди которых одной из талантливейших называли крепостную актрису П. И. Жемчугову.

До XIX в. на российской сцене господствовала французская школа игры, ставшая хорошей базой для дальнейшего развития, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на очень высокий уровень.

В первой четверти XIX в. русском искусстве происходит борьба стилей, манер и направлений. Этот период исследователи называют «преромантическим». На сценах идут трагедии В. А. Озерова, комедии И. А. Крылова, Н. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского, А. И. Писарева. Появление пьес «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Борис Годунов» А. С. Пушкина стало первой попыткой перехода театра к реализму. Поражение восстания декабристов и последующая реакция отразились и в театральной жизни. На сцене воцарились псевдоромантические водевили и мелодрамы.

В этот сложный период в театральном спектакле определяющей стала личность актера. Михаил Щепкин создал русскую актерскую школу. Гениальные пьесы Н. В. Гоголя и А. Н. Островского постепенно вывели театр из кризисного состояния.

К концу XIX в. на русской сцене окончательно утверждается реализм. Для театра начали писать талантливые драматурги: А. Ф. Писемский, А. К. Толстой, Л. А. Мей, А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин. Появилась новая, аналитическая драма.

Делаются попытки создать частные театры: «Артистический кружок» (1865-1883) под руководством А. Н. Островского и в 1872 г. Народный театр в Москве на Политехнической выставке.

Отмена монополии государственных театров в 1882 г. повлекла за собой возникновение новых частных театров. В Москве появляется театр Корша (1882) с сильной актерской труппой (в разное время здесь играли П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, А. А. Остужев, И. М. Москвин). Молодой К. С. Станиславский создает в 1888 г. «Общество искусства и литературы». В Петербурге в 1895 г. открывается Суворинский театр, на сцене которого блистали П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. Б. Яворская, Е. Н. Рощина-Инсарова. В провинции тоже возникают новые творческие коллективы: антрепризы Н. Н. Соловцова в Киеве, К. Н. Незлобина в Вильне, Н. Н. Синельникова в Ростове-на-Дону, Н. И. Собольщикова-Самарина в Нижнем Новгороде. В 1897 г. проходит первый съезд Русского театрального общества (РТО).

15

К. С. Станиславский

16

В. И. Немирович-Данченко

На рубеже XIX-XX в. возник новый тип театра – режиссерский. Открывшийся в 1898 г. Московский Художественный театр (МХТ), во главе которого стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, произвел своеобразную революцию театрального искусства, коснувшуюся организации театрального дела, репертуара и системы актерского искусства. Зрителям были представлены пьесы А. М. Горького, Л. Н. Толстого, Г. Ибсена, К. Гамсуна, М. Метерлинка. Именно Станиславский и Немирович-Данченко дали сценическую жизнь чеховской «Чайке», здесь она обрела свое настоящее звучание. В эти годы в театре работали замечательные артисты нового типа – И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева.

17 1 17 2 17 3 17 4

Московский Художественный театр (МХТ)

К. С. Станиславский до конца своей жизни продолжал утверждать принципы органического единства внутренней психической жизни и внешних физических действий актера – так называемый «метод физических действий». Свои опыт и знания он передавал ученикам. Его соратник В. И. Немировича-Данченко обогатил практи­ку и теорию театра, разработав положения о синтезе «трех правд» – социальной, жизненной и театральной – в сценическом искусстве, «втором плане», «физическом самочувствии».

Начало XX в. стало эпохой рассвета, возникновения разнообразных эстетических течений, художественных концепций и театральных теорий. Условность и натурализм, модернизм и академизм, отрицание классического театра и попытки создания символистского, возрождение театра марионеток, появление многочисленных студий – такова пестрая картина театра этого периода. В МХТ ставятся пьесы Л. Н. Андреева и М. Метерлинка. Создатель театра условностей В. Э. Мейерхольд работает В. Ф. Комиссаржевской, ставит спектакли в Александринском театре.

Участие в создании театральных постановок А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, М. В. Добужинского и других крупнейших русских художников подняли на высочайший уровень культуру сценографии. Новаторство, поиски, эксперименты Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда – время требовало от режиссеров принципиально нового подхода к созданию спектаклей. Режиссерские опыты А. Я. Таирова, организовавшего в 1914 г. Камерный театр, Е. Б. Вахтангова и М. А. Чехова в 1-й Студии МХТ обогатили практику современного театра.

Художественные открытия начала ХХ века стали основой для дальнейшего развития театра советского периода.

Революция 1917 г. изменила и жизнь театральной России. Декретом «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 г. театры, «признаваемые полезными и художественными», были объявлены национальным дос­тоянием и стали субсидироваться государством. В годы гражданской войны практиковались выезды актерских коллективов на фронт с концертами и спектаклями. По всей стране стали создаваться сотни новых театров и театральных студий. Только в Москве было более 100 профессиональных те­атров, самых разных творческих направлений. Работали Ма­лый и Московский Художественный театры, культ машин, техницизм в искусстве провозгла­сили футуристы, «фабрика эксцентрического актера» использовала эксцентрические приемы мюзик-холла и цирка. Новые идеи поддерживали театры Пролеткульта. Наиболее ярким агитационно-политическим театром стал Театр РСФСР Первый, созданный В. Э. Мейерхольдом в Москве в 1920 г.

После Гражданской войны на фоне различных творческих течений происходит постепенный поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению духовного мира человека. В репертуаре театров помимо классики появляются пьесы на темы современности. Так на сцене Московского Художественного академического театра, руководил которым в этот период К. С. Станиславский, с успехом шли пьесы «Горячее сердце» и «Таланты и поклонники» А. Островского, и постановка «Бро­непоезда 14-69» Вс. Иванова, осуществленная в 1927 г. к 10-й годовщине Октября. Зрители этого театра смогли увидеть «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Страх» А. Афиногенова, и другие пьесы. В театре Мейерхольда шли агитационно-политические, сатирические спектакли, в том числе «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского. Театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов) ставит пьесы о гра­жданской войне («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Чапаев» А. Фур­мановой и С. Лунина) и о людях труда («Цемент» Ф. Гладкова). В Малом театре поставлена пьеса К. Тренева «Любовь Яровая». Е. Б. Вахтангов, руководитель 3-й студии Московского Художественного театра, включил в репертуар замечательную сказку «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

В 20-е –30-е г. героика первых пятилеток вдохновила театры на создание новых спектаклей. Так в Театре Революции, созданном в 1922 г. в Москве на базе Театра революцион­ной сатиры, были поставлены публицистические пьесы Погодина «Поэма о топоре» (1931 г.) и «Мой друг» (1932 г.). Тема коллективизации звучит в пьесах «Ярость» Е. Яновского на сценах Ленинградского академического театра драмы и Московского театра имени МГСПС, «Хлеб» В. Киршона в Московском Художественном академическом театре. О новой, советской интеллигенции рассказывали пьесы А. Афиногенова «Страх» в Московском Художественном академическом театре и Ленинградском ака­демическом театре драмы.

Яркую зрелищную постановку «Леса» А. Н. Островского осуществил В. Мейерхольд, наполнив спектакль трюками и приемами балагана и цирка. В противовес ей К. С. Станиславский поставил «Горячее сердце» Островского на сцене МХАТа. Советский театр продолжал линию глубокого психологизма в освоении классики.

Широкое обращение к системе Станиславского помогло театральному искусству подняться на высший уровень мастерства.

30-е г. богаты на прекрасные постановки. Какие спектакли предлагали зрителям театры 30-х?

В Московском Художественном академическом театре шли «Платон Кречет» А. Корнейчука и «Земля» Н. Вирты; в Малом театре – «Скутаревский» Л. Леонова и «Слава» В. Гусева; Театр им. Е. Вахтангова поставил «Далекое» А. Афиногенова; «Таню» А. Арбузова – Театр Революции. Н. Охлопков на сцене Реалистического театра поставил «Железный поток» А. Серафимовича и «Аристократы» Н. Погодина. Интересными были и поиски новой формы в постановках Ка­мерного театра, руководимого А. Таировым. Его спектакль «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского с А. Коонен в роли женщины-комиссара имела огромный успех.

Достойное место в репертуаре этих лет занимала драматургия М. Горького: в Театре им. Е. Вахтангова – «Егор Булычов и другие» (режиссер Б. Захава) с Б. Щукиным в главной роли; В. Немирович-Данченко поставил на сцене МХАТа «Врагов».

С позиций современности осуществлялись постановки классической драматургии. В МХАТе В. И. Немировичем-Данченко были поставлены спектакли «Воскресение», «Анна Каренина», «Три сестры»; в Малом театре – «Горе от ума» и «Отелло»; «Укрощение строптивой» в Центральном театре Красной Армии. Большое внимание в репертуаре уделялось исторической тематике: «Петр I» А. Толстого в Ленинградском академическом те­атре драмы имени А. С. Пушкина; «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева в Театре им. Е. Вахтангова; «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского в Центральном театре Красной Армии; «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука в Малом театре.

Спектакль Центрального театра Красной Армии «Падь Серебряная» Н. Погодина был посвящен теме надвигавшейся войны.

В этот период создавались новые специализированные театры (по примеру Центрального театра Красной Армии), театры для детей, в том числе Центральный театр кукол под руководством С. Образцова.

Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь театров. Многие из них были эвакуированы и продолжали работать в глубоком тылу. Около 4 тысяч фронтовых бригад, в составе которых были лучшие артисты, выезжали на фронт с концертами и одноактными пьесами. Возникали фронтовые театры. В блокадном Ленинграде продолжал работать Театр музыкальной комедии и были созданы новые театры: народного ополчения и Городской театр, который ленинградцы называли «Блокадный» (ныне Театр им. Комиссаржевской). Основу репертуара составляли пьесы военной тематики «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.

После окончания войны социальные процессы, происходившие в стране, затронули и театры. Идеологическое давление и цензура привели к утверждению на сценах большого количества бесконфликтных серых пьес. Более того, некоторые театры были закрыты (Еврейский и Камерный), уволены талантливые руководители – А. Я. Таиров (Камерный театр), Н. П. Акимов (Ленинградский театр комедии).

С середины 50-х начался новый этап театральной жизни. Произошел возврат к традициям Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда, Таирова. Режиссеры разных поколений создают замечательные спектакли. В Ленинградском БДТ Г. Товстоногов поставил «Идиот» по Достоевскому, «Горе от ума» Грибоедова, событием стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского; в Московском театре сатиры В. Плучек выпустил «Клоп» и «Баню» Маяковского; режиссер Ленинградского театра драмы им. Пушкина Л. Вивьен поставил «На дне» Горького и «Бег» Булгакова –талантливых спектаклей было очень много.

В эти годы были созданы и новые замечательные театральные коллективы: в 1957 г. – «Современник» (рук. О. Ефремов) открылся спектаклем В. Розова «Вечно живые»; в 1964 г. – Театр драмы и комедии на Таганке (рук. Ю. Любимов) предложил зрителям «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта.

60-90-е г.  – период многотемья, когда в расширяющемся репертуаре театров прекрасно уживались классика и современность. Выдающиеся режиссеры объединяли в своих театрах лучших артистов. В Ленкоме (рук. М. Захаров) впервые на сцене появились рок-оперы («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и знаменитая «Юнона и Авось»); спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя был удостоен Государственной премии России. Малый драматический театр в 1998 г. третьим после парижского театра Одеон и Пикколо театро ди Милано Джорджо Стрелера получил статус Театра Европы.

В этот же период произошло разделение некоторых театров: МХАТ разделился на МХАТ им. А. П. Чехова и МХАТ им. М. Горького; Театр на Таганке – на Московский театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки». Работали многочисленные театральные студии, на основе которых впоследствии возникли новые театральные коллективы: Театр «У Никитских ворот» (рук. М. Г. Розовский), «Театр Романа Виктюка», Театр под руководством О. Табакова («Табакерка») и другие. Имели успех постановки театров «Сатирикон» (рук. К. Райкин), «Мастерская П. Фоменко», «Et Cetera» (рук. А. Калягин) в Москве, Молодежный театр на Фонтанке (рук. С. Спивак) в Петербурге и другие.

В кризисные 90-е из-за резкого сокращения финансирования театры были вынуждены искать средства для существования. Одним из способов выживания стало бурное развитие антрепризы – Театр Антона Чехова, «АРТель АРТистов Сергея Юрского», «Арт-партнер-ХХ1» и другие.

Что можно сказать о театральной жизни ХХ1 в.? Театр не только выжил, но и вышел в мировое культурное сообщество: театральные коллективы активно участвуют в международных театральных фестивалях, гастролях, театральных проектах. В то же время в результате социальных и политических преобразований в стране идет коммерциализация театра, его сближение с массовой культурой

В 2000 г. в стране насчитывалось 547 профессиональных театров различных жанров и направлений. Мы слегка коснулись в основном лишь истории драматического театра. Но ведь существует еще и прекрасное искусство оперы и балета, театры эстрады и музыкальной комедии, множество молодежных и детских театров, национальные и огромная сеть театров провинции. Обо всем рассказать невозможно. Можно только взять в руки книги и окунуться в увлекательное чтение. Предлагаем несколько изданий об истории русского театра:

Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001.

История русского драматического театра: в 7 т. / ред. Е. Г. Холодов. - Москва: Искусство, 1977-1987.

Моров, А. Г. Три века русской сцены: в 2 кн. - Москва: Просвещение, 1978-1984.

 

Наталья Гаева

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска