1

Театр – фрагмент жизни в рамке рампы

И. Шевелев

Увлечение театрами в России в XVIII веке привело к возникновению такого явления, как домашний театр. В роскошных дворянских усадьбах развлекались, устраивая настоящие спектакли, в которых играли крепостные актеры.

Страсть к театрам была не случайной: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II театр очень любили, а Екатерина еще и способствовала становлению русского профессионального театра.

Елизавета Петровна обожала развлечения, фейерверки, бурные празднования. Во время ее правления народ бежал смотреть не смертную казнь, которую она отменила, а театральные представления.

Но не все аристократы относились к театру как к развлечению: были и такие, кто его трепетно любил и считал настоящим искусством. Заставляя своих крепостных играть на сцене, они воспитывали их и обучали. И таким примером может служить

Шереметевский домашний театр в Кусково

2

Граф Петр Шереметев в 1760-х годах создал в своем имении Кусково крепостной театр. Но расцвет и славу театру принес его сын, Николай Петрович Шереметев. Вернувшись из-за границы, где изучал современное искусство, он с увлечением занялся преобразованием и развитием домашнего театра.

В первую очередь Николай Шереметев обратил внимание на образование своих «актеров», стараясь довести «сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к театру людей». Для достижения наилучших результатов он пригласил к танцовщикам знаменитых балетмейстеров, к музыкантам – известных виртуозов. На Шереметевых работали знаменитые итальянские композиторы. Профессиональные актеры Московского публичного театра Медокса обучали его людей актерскому мастерству. А некоторых, особо одаренных, отправляли на учебу в Петербург.

Шереметевы настолько основательно подходили к своему театру, что будущих актеров стали готовить с детства. Дети, отобранные для сцены, умели хорошо читать и писать, знали языки. Их учили красиво двигаться, носить барское платье, вырабатывали красивую осанку. Особо смотрели на внешность и голос. Крепостные актеры получали твердое жалованье, никогда не использовались на других работах помимо театра, а некоторые исполнители даже питались с господского стола и лечились у графского доктора.

В театре Шереметевых актеров уважительно называли по имени-отчеству, а не Машками-Глашками. Постепенно граф ввел красивые псевдонимы по названию драгоценных камней, например, Гранатова, Бирюзова, Сердоликов.

Всего в театре работало 200 крепостных. Особенно известной стала крепостная актриса Прасковья Жемчугова (настоящая фамилия Ковалева), которую еще восьмилетней девочкой взяли в барскую усадьбу из-за прекрасного голоса.

3

Ее обучили пению, игре на музыкальных инструментах, итальянскому и французскому языкам. Девушка оказалась очень талантливой и с успехом выступала на сцене. Пение Жемчуговой старались услышать даже самые знатные любители оперы. Граф Н. П. Шереметев настолько полюбил актрису, что позднее сделал своей женой.

Театр в Кусково стал настоящей страстью Николая Петровича. На самом деле в имении было целых три театра. Знаменитые спектакли шли в так называемом Большом театре, построенном на широком лугу. Малый театр находился в конце сада, в «Турецком киоске». А летом работал еще и Воздушный театр, устроенный на природе. Для лучшей акустики вокруг высадили специальные деревья, обнесли сцену и зрительный зал барбарисом.

Зеленый театр прекрасно вписался в парковый ансамбль поместья. На возвышении была сцена с уклоном в сторону зрительного зала, оркестровая яма, амфитеатр и даже артистические уборные. Под открытым небом шли небольшие одноактные пьесы, а две оперы были написаны специально для этого театра.

На театр граф тратил огромные деньги. Сцена в Большом театре занимала больше половины здания и отделялась от зрительного зала роскошным занавесом. На ней размещалось шесть рядов кулис, большое пространство занимал оркестр. Для сцены заказали десять театральных занавесов, множество декораций. Специальное оборудование позволяло изображать любое время суток, грозу, пожар. Из Франции была привезена специальная театральная машина.

Одним из главных удовольствий Н. П. Шереметева была игра на виолончели, и он часто «брося гостей, садился меж холопьев своих». Музыкальные инструменты были тоже своими, изготовленными крепостным Иваном Андреевичем Батовым. Он мастерил гитары, виолончели, скрипки, альты, которые были настолько хороши, что шли и на продажу, а одна из скрипок даже была преподнесена императору Александру I.

Всего в репертуар шереметьевского театра вошли 100 постановок. Это и трагедии, и балеты, и комедии, и, конечно, оперы.

Со временем театр в Кусково перестал удовлетворять взыскательному вкусу графа Шереметева: в 1792-м году он начал строительство нового театра в своем подмосковном имении Останкино. Туда были перевезены лучшие актеры и, в первую очередь, Прасковья Жемчугова. Но просуществовал этот театр недолго: последнее представление дали в августе 1801 года.

Спектакли домашнего театра Шереметевых могли посещать все желающие – не только дворяне, но и простые москвичи. Бывала там и императрица Екатерина II.

На протяжении почти четверти века шереметевский театр оставался лучшим среди множества домашних театров России и легко мог конкурировать с профессиональными театрами.

Юсуповский домашний театр в Архангельском

4

Государственный деятель, одной из занимаемых должностей которого была должность директора Императорских театров, князь Николай Борисович Юсупов, купив в 1810 году усадьбу Архангельское, сразу приступил к строительству здания собственного театра.

В качестве архитектора пригласили итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго, создавшего впоследствии и серию декораций для театра. Он спроектировал зал на 400 мест с наклонным полом, сцену с самым современным оборудованием: колосниками, блоками для подъема занавеса и декораций. Именно архитектура и декорации и стали главным достоинством театра. Недаром его называли театром Гонзага.

Открытие театра состоялось в июне 1818 года по случаю приезда Александра I и Фридриха Вильгельма III. Спектакли шли не регулярно, так как театр не имел своей постоянной труппы. На сцене играла московская труппа, которую периодически привозили в Архангельское. Звездами были крепостные артистки Анна Борунова и Анна Рабутовская.

К концу XIX века на подмостках театра в дни больших праздников выступали известные артисты, не только русские, но и заморские. Театр в Архангельском никогда не подвергался реконструкции, поэтому декорации знаменитого итальянца сохранились до наших дней.

Домашний театр Дурасова в Люблино

5

Крепостной театр в усадьбе Люблино был основан в 1806 году промышленником, купцом и меценатом Николаем Алексеевичем Дурасовым. На территории поместья возвели здание театра, напоминающего храм, и театральной школы, единственной в России в то время. Школа занимала два флигеля, в которых помещались еще и жилые комнаты для актеров, и гримерные.

Дурасов на свои удовольствия денег не жалел. Главный зал расписали гризайлью, театр имел самое современное оборудование: использовалась лебедка для парения артистов над сценой, специальные приспособления для звуковых эффектов. Слова текста актрис для памяти наносились на веера.

Театр в Люблино входил в двадцатку крупнейших театров России – труппа состояла из более чем ста актеров. Особенно хорош был хор певчих. Промышленник два раза в неделю и по праздникам приглашал на званые обеды московскую знать. После ужина и танцев давали представление. Гости, посетившие театр, поражались размаху театрального дела Н. А. Дурасова.

Современники описывали театр, как роскошный с очень хорошими представлениями. «Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками, воскуривали благовония».

Помимо этого Дурасов имел еще два театра, но театр в Люблино стал самым знаменитым, с сильным актерским составом.

Домашний театр Апраксиных в Ольгово

6

Усадьба Ольгово считается одним из лучших творений итальянского архитектора Франческо Кампорези, которого пригласил Степан Степанович Апраксин, генерал от кавалерии и смоленский военный губернатор.

Итальянец построил главный дом, северный театральный флигель и дома для крепостных. Хотя театр был не таким большим, как другие знаменитые домашние театры, но и там  были ложи в несколько ярусов.

С. С. Апраксин слыл завзятым театралом. Его домашний театр гремел на всю Москву. Наряду с крепостными в театральных постановках часто играли знаменитые актеры, например, А. С. Яковлев. Бывало, принимали участие в спектаклях Василий Львович Пушкин и Алексей Михайлович Пушкин (дядя и троюродный брат поэта А. С. Пушкина).

Если в Москву приезжала итальянская опера или другие известные певцы и музыканты, они обязательно давали представление и в театре Апраксиных. На сцене с успехом шли пьесы Мольера, Бомарше, Софокла, а также игрались оперы.

Этот небольшой, камерный театр для домашнего увеселения сыграл немалую роль в развитии театрального искусства в России.

Домашний театр Салтыкова в Марфино

7

Хозяином усадьбы Марфино в период расцвета домашнего театра была такая историческая личность, как граф Петр Семенович Салтыков – главнокомандующий русской армии, генерал-фельдмаршал, московский генерал-губернатор.

На месте старых построек он возвел двухэтажный каменный дворец. На территории усадьбы появились зверинец, оранжерея, церковь. Были построены зимний, деревянный, и летний, «воздушный», театры.

Марфино оживилось и расцвело. Салтыковы устраивали выставки, органные концерты. На сцене домашнего театра блистали знаменитые европейские музыканты и артисты, приехавшие на гастроли в Москву. В любительских спектаклях участвовали поэты В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), И. И. Дмитриев, а историк и писатель Николай Михайлович Карамзин не только играл на сцене, но и написал водевиль «Только для Марфина».

Домашние крепостные театры стали одной из отличительных черт того времени. Держать крепостной театр было престижно, так как позволяло щегольнуть своим богатством и просвещенностью. Помимо зарубежных пьес в них ставились спектакли по произведениям лучших русских драматургов и писателей: Д. Фонвизина, А. Сумарокова, Н. Гоголя, А. Пушкина и многих других.

Далеко не все хозяева театров так хорошо относились к своим крепостным артистам, как, например, Шереметевы. Были и те, кто жестоко наказывал за малейшую провинность – ведь актеры по-прежнему оставались частной собственностью помещиков.

И все-таки домашние крепостные театры сыграли заметную роль в развитии театрального искусства России. Не ставя перед собой глобальных целей, не претендуя на искусство, они не только способствовали раскрытию самобытных талантов, но и выполняли просветительскую функцию, ставя на своих подмостках пьесы русских и зарубежных драматургов.

 

Источники:

Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы. – М., 1988. – 334 с.

Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. – Санкт-Петербург, 2004. – 347 с.

История русского драматического театра. – М., 1977. – Т. 1.

Крепостные театры русских дворян

Кому – забава, кому – искусство

Театры в усадьбе Кусково

Крепостной театр Дурасова

 

Н. Корлякова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска