Заметки методиста

День третий

 

Дети – это будущее страны

Последняя страна, которую мы посетили, это Норвегия. В этой странетакже проводится государственная политика в области книгоиздания, и особое внимание уделяется детской книге. В Норвегии была создана уникальная система общественной и государственной поддержки детской литературы, которая действует с 1965 г. и доказала свою эффективность. Норвежский Совет по культуре разработал гарантированный план закупок детской и подростковой литературы. С середины 1960-х гг. часть тиража каждого наименования взрослой литературы и часть тиража детских книг выкупаются правительством у издателей и распространяются по библиотекам. Практика государственных закупок направлена на развитие национальной норвежской литературы и не распространяется на переводы. В результате издатели получили возможность повышать тиражи детской литературы. Благодаря такой политике выпуск детских книг, традиционно весьма затратный и рискованный, стал выгоден издателям. Государство также стимулировало создание детских книг, повысив ставку гонорара детским писателям до 22%, из которых издательство выплачивает 10%, а Совет по культуре 12%.

В Совете по культуре работают четыре комитета, которые призваны следить за качеством выпускаемой литературы. Один из комитетов занимается детской книгой. Его сотрудникам вменяется в обязанность давать экспертную оценку всем книгам, выходящим в Норвегии. Если комитет признает низкое качество детской книги, издателю придется вернуть полученную от государства субсидию. Вместе с тем, поскольку экспертная оценка осуществляется уже после выхода книги, решение комитета не является цензурным запрещением, т.к. издание не изымается из оборота. Эта система мер, разработанных правительством Норвегии, не ставит перед собой цели искоренения издательской макулатуры, но позволяет эффективно влиять на издательскую политику. В результате деятельность норвежского Совета по культуре привела к увеличению наименований и росту тиража выпускаемых книг.

Сегодня в Норвегии существует хорошо развитая библиотечная система. В последние годы деятельность библиотек значительно активизировалась. В Норвежском Акте о библиотеках содержится требование, чтобы в каждом муниципалитете была публичная библиотека, во главе которой должен стоять профессионально подготовленный библиотекарь. Все публичные библиотеки должны входить в единую норвежскую библиотечную сеть и совместно участвовать в общих программах, например, межбиблиотечном абонементе. Библиотечная система этой страны, объединяющая 892 муниципальных публичных библиотеки, 336 академических библиотек и 19 государственных, считается одной из лучших в Европе.

Норвежские публичные библиотеки имеют многолетний опыт успешной работы с детьми и подростками, открывая им ценность взаимоотношений между читателем и текстом. Библиотеки - это местные культурные центры, обладающие знаниями о новейших и самых интересных книгах для детей и подростков и пропагандирующие радость чтения. Окружные библиотеки выступают как эксперты и советчики для муниципальных библиотек, консультируют публичные библиотеки на местах и организуют курсы повышения квалификации для их сотрудников. Государство, в свою очередь, определяет цели и стратегию развития библиотечного обслуживания, инициирует и поддерживает проекты и национальные кампании, направленное на повышение интереса к литературе и сохранение норвежского языка, как языка культуры.

Толчком для разработки специальной стратегии послужили результаты международного тестирования PISA, обнаружившие низкий уровень навыков чтения у норвежских школьников. Это вызвало большую озабоченность политиков. Поэтому школьные библиотеки получили дополнительные средства на удовлетворение своих нужд, с тем, чтобы учащиеся больше пользовались библиотекой, как для выполнения учебных заданий, так и для чтения ради удовольствия. Важным пунктом плана является сотрудничество с публичными библиотеками, так что ресурсы всего культурного сектора будут направлены на выполнение этой программы. Министерство образования Норвегии большое значение придает увеличению кооперации на местном уровне, с тем, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы как школьных, так и публичных библиотек. Одной из мер считается обязательное посещение каждым школьным классом публичной библиотеки для ознакомления детей с ее ресурсами и возможностями.

Правительство также выступило с культурной инициативой, направленной на включение в программы начальной и средней школы нижней ступени практических занятий по искусству и культуре, с целью ознакомить учащихся с разными видами искусства и культурной деятельности и выработать позитивное отношение к ним. Программа призвана средствами культуры и искусства содействовать достижению поставленных образовательных задач. Большинство действующих в стране культурных институтов и прочих организаций поддержало идею продвижение искусства и культуры в школы.

Эта программа, негласно названная «Культурный ранец» является общенациональной. Предполагалось, что государственные органы будут выделять на ее осуществление по 20 млн. евро ежегодно. Эту программу курируют руководители Норвежского архива, Национальной библиотеки и Национального музея.

Эти два проекта предоставляют публичным библиотекам Норвегии уникальные возможности разработки новых методов пропаганды чтения и упрочения связей с образовательными учреждениями на местах.

 

Во время поездки мы побывали в Национальной библиотеке Норвегии (НБН), в историческом здании (1), которое было построено в 1913 г. В 1998 г. оно было подвергнутореконструкции и вновь открылось в 2005 г., в период работы Конгресса ИФЛА в Осло. Помимо исторического здания библиотека имеет несколько новых зданий в Осло и Муиране. Площадь обновлённого здания НБН составляет 18 тыс. кв.м над землей и 11 тыс. кв. м - под землей. В интерьерах библиотеки органичносочетаются атрибуты современности и элементы библиотечной классики. Внутренниепомещения поражают обилием свободных площадей и малочисленностью читателей,которые, видимо, в большинстве своём переместились в электронное пространство.

НБН ставит перед собой цель стать одной из самых современных национальных библиотек Европы посредством профессионального развития, повышения компетентности библиотекарей, распространения веб-знаний и веб-культуры. Она стремится стать главным источником информации о Норвегии, норвежцах и норвежском обществе. Сохранение культурного наследия нации - одна из главных задач. НБН предоставляет своим пользователям широкий спектр услуг в традиционной и электронной формах. Она является мультимедийным образовательным центром, а также местом проведения выставок, лекций, концертов.

Библиотека является национальным библиографическим центром. На основе Закона об обязательном экземпляре (в редакции 1999 г.), регистрируются все документы, опубликованные на территории Норвегии, независимо от носителя информации. Ещё одно направление библиографической деятельности - создание библиографической продукции в сотрудничестве с Академией наук.

Как и в большинстве европейских библиотек, в читальных залах организован открытый доступ к книгам - в сочетании с системой видеонаблюдения. Читатели имеют возможность самостоятельно воспользоваться необходимой аппаратурой для копирования и сканирования статей и фрагментов книг.

Гордость НБН - электронная библиотека. Её основу составляет цифровая коллекция - «Книжный шкаф» (Bokhylla), которая создаётся Библиотекой в сотрудничестве с фирмой «Kopinor» и норвежской Ассоциацией издателей. Она содержит более 120 тыс. полных текстов книг и статей, изданных в периоды, включающих следующие десятилетия: 1690-е, 1790-е, 1890-е и 1990-е. Когда книги, вышедшие в указанные годы, будут оцифрованы, норвежские библиотекари приступятк оцифровке книг следующих десятилетий. Часть документов электронной библиотеки (50 тыс. единиц хранения, в том числе 9078 документов «Книжного шкафа») доступна для широкой общественности через Интернет не только для чтения, но и для свободного копирования и дальнейшего использования в локальном режиме.

НБН считает своим долгом популяризацию национального наследия и заинтересована в том, чтобы как можно больше книг на норвежском языке было представлено в Сети. Интернет норвежские библиотекари воспринимают как наиболее доступный источник знаний.

Кроме того, в 1999 г. Библиотекой был подписан договор о сотрудничестве с руководством одной из центральных норвежских газет «Aftenposten»; с тех пор это издание поступает в Библиотеку в электронном формате. В ближайшем будущем планируется заключение аналогичных соглашений с издательствами других норвежских газет. Электронная коллекция норвежских газет доступна на сайте библиотеки.

В 2009 г. НБН заключила с Норвежской радиовещательной компанией (NorskRikskringkasting) соглашение о создании цифровой коллекции норвежской музыки, но и до этого Библиотека была мировым лидером по созданию электронного архива звукозаписей и формированию музыкальных коллекций в электронном формате, например, «Норвежский джаз», «Норвежские народные и эстрадные песни» и др.

Сводный электронный каталог библиотек Норвегии (BIBSYS) ведётся с 1972 г. и отражает фонды не только НБН, но и многих университетских и научных библиотек Норвегии. Помимо норвежского, он обладает англоязычным интерфейсом, позволяющим проводить поиск по традиционному набору полей, в числе которых – индивидуальный и коллективный авторы, заглавие, ключевые слова, предметные рубрики, а также ISBN и ISSN.

В настоящее время НБН располагает богатыми фондами, включающими рукописное и книжное собрания, музыкальную коллекцию; архив радиозаписей с 1930 года, фильмотеку; театральную коллекцию; специализированные фонды – фонд картографических материалов, плакатов, фотографий, газет.

 

На этом закончилось наше путешествие по библиотекам Скандинавских стран. Везде мы видели, что большое участие в развитии библиотек принимает государство, кроме того, упор делается на подрастающее поколение, которое в скором времени станет у руля страны. И от того, что будет заложено в детей, в том числе библиотеками, зависит благополучие. Будем надеяться, что в нашей стране, будут перенимать зарубежный опыт поддержки библиотек и библиотечного дела в целом.

 

Литература:

  1. Материалы курса лекций: Поддержка и развитие чтения: мировой опыт Аскаровой В.Я., преподавателя ЧГАКИ
  2. Мой путь к северу [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=3S9IatM6Lec
  3. Национальная библиотека Норвегии открыла бесплатный доступ к 135 тысячам книг [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bookva.org/news/124
  4. Электронная коллекция норвежских газет «Aftenposten» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nb.no/avis/
  5. Электронная музыкальная коллекция Norskjazzarkiv («Норвежский джаз») [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jazzarkivet.no/
  6. Электронная музыкальная коллекция Norskvisearkiv («Норвежские народные и эстрадные песни») [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.visearkivet.no/

 

1

Историческое здание Национальной библиотеки Норвегии

 

2

Книгохранилище Национальной библиотеки Норвегии

 

3

Зона обслуживания Национальной библиотеки Норвегии

 

Ольга Вчерашняя

© 2016 - 2017 МКУК ЦБС города Челябинска