Заметки методиста

День второй

 

Поддержка детского и юношеского чтения – основная задача шведских властей

Продолжая рассказ о том, как обстоят дела в скандинавских странах, поговорим о том, какие меры приняли в Швеции по поддержке чтения. Согласно последнему международному исследованию PIRLS-2011 (Международное исследование качества чтения и понимания текста) Швеция вошла в 20-ку самых читающих стран мира. Однако правительство на этом не останавливается. И цельих «литературной политики» – повысить уровень «качества» чтения в рамках доступа к чтению, и особенно, в плане доступности для всего населения Швеции именно качественной литературы (с помощью развивающегося интернета, создания электронных книг). К тому же шведы поставили задачу, что во всех регионах страны должны быть книжные магазины, библиотеки или другие каналы книгораспространения. По данным на 2009 год на 289 муниципальных образований Швеции приходится примерно 400 книжных магазинов и книжных клубов, около 1500 публичных библиотек, ряд школьных библиотек и чуть больше 100 библиобусов. Большая роль в Швеции отводится работе государственных механизмов, поддерживающих издание качественной литературы.

Один из краеугольных камней литературной политики в стране – это поддержка детского и юношеского чтения. Для этого в далеком 1965 году был основан шведский институт детской книги. Его работа направлена на предоставление информации о литературе для детей и молодежи, а также для поддержки и популяризации научных исследований в этой области. Каждый год, институт представляет доклад о тенденциях и статистических данных, касающихся текущей публикации детских и юношеских книг. Кроме того, при учреждении была создана большая библиотека изданий для детей и научных работ, посвященных детской книге.

Власти Швеции заинтересованы в том, что население страны было не только грамотным, но и всесторонне развитым. С этой целью был создан Совет по делам искусств, который является агентством при Министерстве культуры страны. Цель совета инициировать, координировать и контролировать усилия по стимулированию чтения за пределами школы. В 2014 году власти разработали национальную программу действий по продвижению чтения, которая принесла положительные результаты.

В целях привития молодежи любви к чтению совет по делам искусств запустил проект «Läsambassadören» в рамках которого раз в два года назначают läsambassadör (посла чтения) для распространения в молодежных кругах информации о важности чтения. Для того чтобы подобрать кандидатуру на роль läsambassadör, объявляется конкурс, итоги которого подводит компетентное жюри – литературные и библиотечные деятели на всемирной ярмарке в Гетеборге. Кандидат на звание посла чтения должен быть: активным писателем или иллюстратором литературы, иметь проект (идею) направленный на продвижение чтения, а также обладать хорошими ораторскими способностями. Посол Чтение постоянный участник книжных ярмарок, литературных фестивалей, семинаров и других публичных площадках в Швеции. Помимо этого, он наполняет сайт проекта занимательными материалами для молодого поколения, делится опытом своей работы с родителями и руководителями чтения, публикует материалы в прессе о важности чтения.

Совет по делам искусств ежегодно публикует детский каталог, где собраны все новинки детской и молодежной литературы. Каталог призван помочь родителям, учителям и других лицам, работающим с детьми в выборе литературы, служить руководством по чтению. В каталоге представлен широкий выбор детских, фантастических книг, комиксов и книг на других языках, изданных в Швеции.

Совет по делам искусств имеет свой веб-сайт «bolla» (http://www.bolla.se/). На сайте собраны самые разнообразные примеры работы по продвижению чтения среди детей и молодежи: проекты, исследования, современные подходы к работе. Сайт создан в помощь тем, кто работает с молодым поколением: педагоги, чиновники, библиотекари, писатели.

Все это официальная информация о том, какие меры предпринимаются для поддержки чтения в целом по стране. Но поскольку в поездке удалось побывать в публичной библиотеке Стокгольма, расположенной в здании культурного центра (kulturhusetstockholm) на одной из центральных площадей,хочется поделиться впечатлениями. Библиотека состоит изшести отделов. Расскажу о каждом по не многу.

4

Отдел музыки и фильмов: посетитель может брать домой CD диски с музыкой и фильмами, прослушивать диски и виниловые пластинки на библиотечной аппаратуре. Также можно играть на электрическом пианино, посещать концерты, проходящие в отделе, и конечно читать журналы о музыке, танцах и кино.

5

LavaBibliotek&Workshop. Целевая группа – читатели от 14 до 25 лет независимо от района проживания в Стокгольме. И библиотека предлагает своим пользователям следующие услуги:

  • Брать книги и журналы на дом, или читать в библиотеке;
  • Посещать концерты, выставки и встречи с авторами;
  • Участвовать в творческих мастерских и читательских клубах;
  • Работать в аудио мастерской с музыкой или подкастингом (созданием и распространением звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете);
  • Обучить трафаретной печати;
  • Поддерживать все культурные проекты пользователей.

11

Отдел Plattan – в российских мерках городская библиотека, обслуживающая взрослое население. Отдел предлагает книги по истории, искусству, фотографии, архитектуре, моде и дизайну, а также поэзию и драматургию.

9 1

Отдел Kidzone (комната для детей). Здесь дети могут читать книги, рисовать, играть. Также здесь есть место где можно перекусить, а для самых маленьких есть даже пеленальный стол. Здесь всегда очень много читателей, поэтому, чтобы не стоять в очереди на импровизированном светофоре, советуют заранее брать входной билет. Сюда же приводят целые группы из садика, чтобы взять книги и приучить ребят к прекрасному.

7 8

Отдел Serieteket предлагает широкий спектр комиксов и литературы по искусству, а также приглашает принять участие в клубах, организованных в отделе.

Отдел TioTretton. Целевая группа читатели от 10 до 13 лет. Отдел является местом досуга ребят, в их распоряжении уютный читальный зал, любительский театр, комната звукозаписи, а самое главное свобода действий.

10

После посещения библиотеки создалось впечатление, что по степени заполняемости библиотека не уступает залу ожидания на вокзале. Люди идут в библиотеку за книгой, информацией, общением, посидеть за компьютером или поиграть в шахматы.

Вход и выход в библиотеку совершенно свободный, для сохранности фондов стоят магнитные рамки. Многие посетители в одежде, можно снять пальто и повесить его на вешалку рядом со стеллажами.

Для того чтобы взять книгу (или как говорят шведы «одолжить»), не нужно прибегать к помощи библиотекаря – главное при себе иметь читательский билет, с помощью которого на электронном пункте выдачи вы можете оформить книги. Возврат также автоматизированный, к тому же пункт возврата есть на улице (по типу наших уличных банкоматов).

2

Особое впечатление производит внимание к людям со специальными потребностями. Это и особо оборудованные рабочие места, комплектование изданиями разной степени сложности, аудио- и видеоматериалами, учитывается всё – вплоть до голосовых сигналов в лифтах для удобства слабовидящих людей.

 

Программы и проекты направленные в поддержку чтения

Немного расскажу о том, что удалось собрать на просторах шведского интернета, и в публикациях российских профессиональных журналов. Одна из самых распространенных в стране программ «Первая книга». Программа государственная, но каждый муниципалитет осуществляет ее по-своему. Будущие родители, посещая детские поликлиники, получают от библиотеки памятку - листовку с советами по организации чтения в младенческом возрасте. Когда малышу исполняется 8-10 месяцев, детские библиотекари посещают его на дому и приносят в подарок первую книжку с картинками, с короткими стишками и сказками, а также приглашение посещать библиотеку. Приглашение содержит пожелание от Астрид Линдгрен: «О могущественные феи, дайте моему ребенку в подарок не только красоту, здоровье и богатство и все, что вы обычно дарите, - дайте моему ребенку еще и жажду чтения, об этом я горячо прошу. Я так хочу, чтобы мой ребенок получил в свои руки ключ к загадочной стране, где можно найти самое чудесное, самое радостное».

Все дети имеют право читать книги и чувствовать радость от чтения. Но не все книги подходят всем детям. Поэтому практически во всех библиотеках Швеции существует «Яблочная полка» – специально подобранный фонд для детей с ограниченными возможностями. Кстати, в Швеции эту группу читателей называют иначе: «дети с особенными потребностями». На этой полке собраны книги с крупным шрифтом и чёткими картинками для слабовидящих детей, тактильные книжки-картинки, пособия для детей с проблемами речевого развития и с задержкой умственного развития.

Интересным мне показался шведский проект по продвижению детского чтения с названием «Как рыба в воде» («Like a fishinthewoter»). Преамбула проекта: «Каждый ребенок имеет право чувствовать себя как рыба в воде в школе, в обществе и, наконец, в общении и чтении». «Как рыба в воде» - название одновременно и проекта, и книги, где были напечатаны материалы о 46 самых интересных программах детского чтения. Книга была выпущена на средства государственного гранта и поступила в библиотеки, школа, социальные центры. В ней собраны наиболее успешные идеи и методы для работы по приобщению к чтению. Творческие решения и разнообразие проектов дают возможность для хорошего будущего детей и для укрепления читающего общества.

Спорт и чтение не разделимы. Доказательством этому служит проект под названием «Мальчики, чтение и спорт», в рамках которого тесно сотрудничает библиотека и футбольный клуб. В клубе размещают книжки, и раз в неделю тренер (или один из отцов) и библиотекарь обсуждают их с юными футболистами. Такие дискуссии чередуются с тренировками и небольшими перерывами для еды. В течение же каникул такие дискуссии становятся ежедневными.

Все это – небольшая часть от огромной работы, которую ведут шведские власти совместно с библиотеками, для того чтобы поддержать интерес к чтению у населения. В следующей статье расскажу о том, какие меры по поддержке и продвижению чтению предпринимают в Норвегии.

 

Литература

  1. Библиотека Plattan Стокгольм [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://kulturhusetstadsteatern.se/Bibliotek/Bibliotek-Plattan/Om-Bibliotek-Plattan/
  2. Болла [электронный ресурс]: веб-сайт Совета искусств детей и молодежи. – Режим доступа: http://www.bolla.se/
  3. Детский каталог книг Совета по делам искусств [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.barnensbibliotek.se/Katalogen/Barnbokskatalogen/tabid/578/Default.aspx
  4. Журнал детской литературы и исследований [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://barnboken.net/index.php/clr/index
  5. Модиг Б. Читать и писать - это хорошо: размышления о шведской литературной политике / Б. Модиг // Как разорвать замкнутый круг. Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч. практ. сб./ сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. – М., 2007. – С.116-117.
  6. Шведская академия [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.svenskaakademien.se/en
  7. Шведский институт детской книги [электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.sbi.kb.se/sv/

 

Ольга Вчерашняя

 

3

Электронный доступ к свежей прессе

 

6

Отдел Serieteket (комиксов)

 

12

Передвижная выставка «Новинки литературы»

 

13

Удобно, стильно + индивидуальное рабочее место

© 2016 - 2017 МКУК ЦБС города Челябинска