(Права и обязанности каждого в системе здравоохранения)

pacient

В течение жизни все мы периодически прибегаем к помощи медицинских работников, ведь здоровье – бесценное богатство, влияющее на качество жизни. Право на охрану здоровья закрепилось в законе сравнительно недавно – в середине XX века, и на сегодняшний день оно всесторонне регулируется.

Из более чем 250 законодательных актов, освещающих право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, мы рассмотрим самые значимые. Это Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях». Помощь оказывается бесплатно. Распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению также неотъемлемое право. Ни врач, ни медицинское учреждение, ни работники полиции – не вправе принуждать вас к обследованию или лечению (за исключением редких закрепленных законами случаевв отношении строго определенного круга лиц).

Какими же правами все-таки обладает гражданин, обратившийся в медицинскую организацию?

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ закрепляет следующие права:

  1. выбор врача или его замена,а так же выбор медицинской организации на свое усмотрение;
  2. уважительное и гуманное отношение при оказании медицинской помощи;
  3. профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. получение консультаций врачей-специалистов и создание консилиумов;
  5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  6. получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  7. получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  8. защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  9. отказ от медицинского вмешательства;
  10. возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  11. допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  12. допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационаре – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.

В случае нарушения своих прав пациентимеет право подать жалобу на медицинского сотрудника руководителю учреждения, в региональное министерство здравоохранения или в суд, срок рассмотрения письменного заявления гражданина составляет 30 дней.

Так же к организациям, защищающим права пациента относятся:

  • страховая медицинская компания, в случае если страховой полис, выдан данной компанией;
  • территориальный фонд ОМС (в случае исполнения им функций страховщика);
  • прокуратура города или района.

Любой пациент по мимо прав в системе здравоохранения обладает, конечно же, и обязанностями. Об обязанностях пациента говорит ст. 27 Федерального закона №323-ФЗ:

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Правила поведения медицинской организации обязательны для пациентов, их исполнение помогает избежать нежелательных конфликтов с медицинскими работниками, а также делает это общение более результативным. По статистике 80% пациентов начинают и заканчивают обследование и лечение на начальном этапе именно из-за конфликтных ситуаций с врачом.

Правила поведения в медицинской организации включают в себя следующие аспекты:

  1. сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи, сообщать информацию, необходимую для лечения и установления диагноза, информировать лечащего врача об изменениях состояния здоровья в процессе лечения, выполнять рекомендации данные врачом;
  2. соблюдать режим и правила внутреннего распорядка, а также бережно относится к имуществу лечебного учреждения;
  3. уважительно относиться к медицинским работникам, не предпринимать действий нарушающих права других пациентов.

В случае нарушения внутреннего распорядка лечебного учреждения медицинская организация вправе выписать пациента если это не несет серьезной угрозы здоровью, а врач вправе отказаться от пациента предоставив на замену другого лечащего врача.

Идя на прием к врачу, не следует также забывать о документах, которые могут понадобиться на приеме. Самый важный из них – это паспорт, без него в записи на прием к специалисту вам может быть отказано, а также полис обязательного медицинского страхования. При первом посещении лечебного учреждения может понадобиться страховое пенсионное свидетельство и документы, отражающие историю вашей болезни. Кстати требовать приобрести платные бахилы мед. учреждение не вправе. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» от 18.05.2010 № 58 гласит: «При проведении лечебно-диагностических манипуляций пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым».

Каждый гражданин должен знать свои права, чтобы уметь защищать свои интересы, но не существует прав без обязанностей. Знание своих прав и обязанностей поможет каждому потенциальному пациенту сделать свое обращение к врачу более комфортным, ведь результат лечения во многом зависит не только от врача, но и от нас с вами. Берегите себя, ведь «главное для нашего здоровья – это то, чтобы в числе его врагов не оказались мы сами».

Полезные адреса и телефоны:

  • Министерство здравоохранения Челябинской области – ул. Кирова, 165, тел.: 8 (351) 240-22-22;
  • набрав этот номер, вы получите информацию о том, как получить полис ОМС – многоканальный телефон: 8 800-555-10-01;
  • talon.zdrav74.ru – портал для записи на прием к врачу, либо через портал государственных услуг Российской Федерации www.gosuslugi.ru, также это можно сделать, позвонив по многоканальному телефону 8 800-250-22-02 или в поликлинику по месту жительства.

 

Е. Лисина

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска