Многие литературно-художественные журналы являются еще и общественно-политическими, так как содержат рубрики и статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики и способствуют формированию общественного мнения. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.

 

1

«Звезда»

Старейший петербургский литературный журнал. Редакция журнала стремится дать читателю целостный срез современной культуры в ее лучших воплощениях.

Большое внимание уделяется истории России и русской культуры.

С 1920-х гг. в журнале печатались лучшие писатели СССР: А.Ахматова и М.Зощенко, О.Мандельштам и Б.Пастернак, Ю.Тынянов и Н.Заболоцкий, А.Толстой и О.Берггольц, Ю.Казаков и В.Шукшин... Помимо имен ведущих русских прозаиков и поэтов, начиная с А.Солженицына и И.Бродского, не сходили со страниц журнала имена Н.Бердяева, С.Булгакова, А.Сахарова, П.Григоренко, Ю.Лотмана, В.Иванова и др.

Среди авторов «Звезды» – литераторы, ученые и общественные деятели России. В то же время почти в каждом номере появляются новые литературные имена.

Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.

Помимо поэзии и прозы, традиционно занимающей не менее половины журнальной площади, постоянные разделы журнала отданы публикациям различных историко-культурных материалов, современной публицистике и критике. Постоянные рубрики «Звезды»: «Исторические чтения», «Мемуары ХХ века», «Дневник писателя», «Наши публикации», «Из литературного наследия», «Эссеистика и критика», «Приключения идей», «Былое и книги», «Уроки изящной словесности». Не остаются в стороне знаменательные даты литературного календаря. Так в 2016 году в журнале была создана целая рубрика к 125-летию О.Мандельштама, к 125-летию И.Эренбурга, много материала к 250-летию Н.Карамзина, в №9 опубликован ряд статей к 75-летию С.Довлатова.

Сегодня «Звезда» не является рупором какой бы то ни было партии или финансовой группы и не транслирует читателю какую бы то ни было идеологию. «Звезда» вообще не только журнал, но и своего рода клуб, в помещении редакции на Моховой, 20 регулярно проводятся международные конференции, посвященные значительным явлениям русской культуры.

Соредакторы журнала – А. Ю. Арьев, Я. А. Гордин.

 

2

«Знамя»

Журнал создан в январе 1931 года как «Литературное объединение Красной Армии и Флота», в 1933 году он становится «Знаменем». С 1934 по 1990 год журнал был органом Союза писателей СССР. В нем печатались корифеи советской литературы: А.Твардовский, В.Некрасов, Ю.Казаков, К.Симонов, Ю.Трифонов, Б.Окуджава, Ф.Искандер, Л.Петрушевская, В.Маканин, Г.Владимов, Ю.Давыдов, В.Аксенов, В.Войнович, Б.Ахмадулина, Ч.Айтматов, В.Аксенов, Г.Бакланов и др. Особое место в истории журнала занимает публикация лирического цикла Б.Пастернака «Стихи из романа».

Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Мемуары», «Форум», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Пристальное прочтение» и др.

В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг – 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце. В 2016 году № 11 полностью посвящен теме детства. Из каких открытий и потерь оно складывается, о том, как оно влияет на формирование человека.

Значительный резонанс в научной и литературной среде вызывали проводимые редакцией ежегодные международные Трифоновские чтения.

Именно критики – авторы и сотрудники «Знамени» стали инициаторами создания Академии русской современной словесности, которая не только проводит ежегодные экспертно-аналитические конференции, но и – при спонсорской поддержке «Росбанка» – присуждает одну из самых престижных литературных наград в стране – премию Аполлона Григорьева.

Произведения, напечатанные в журнале, неоднократно отмечались Государственными, Букеровскими, Пушкинскими и иными престижными премиями.

Журнал стремится играть роль выставки достижений литературного творчества, публикуя не только признанных мастеров, но прозу и поэзию молодых писателей, которых критика называет будущим русской литературы.

Главный редактор журнала с 1993 года – литературный критик и публицист Сергей Чупринин.

 

3

«Иностранная литература»

Журнал выходит с 1955 года. До 1943 года выходил под названиями «Вестник иностранной литературы», «Литература мировой революции», «Интернациональная литература». В 2000 году журнал стал учредителем издательства «Иностранка», которое занимается в основном современной переводной литературой и работает в тесном сотрудничестве с журналом, а также изменил свой внешний вид и стал более современным по художественному оформлению и полиграфическому дизайну.

«Иностранная литература» – единственный в России журнал, который знакомит читателя с новинками зарубежной литературы в лучших переводах на русский, стремится к тому, чтобы на его страницах появлялись как давно знакомые авторы, так и громкие имена последних лет. В журнале публикуются наиболее значительные произведения современной мировой литературы в переводах лучших отечественных переводчиков. Зарубежная проза и поэзия, очерки и эссе, статьи и интервью, лауреаты Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской премий и восходящие звезды – все это на русском языке впервые.

В этом журнале впервые заговорили по-русски Сэмюэл Беккет, Фридрих Дюрренматт, Уильям Голдинг, Джон Апдайк, Витольд Гомбрович, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Франц Кафка, Том Вулф, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ, Генри Миллер, Джером Д. Сэлинджер, Умберто Эко, Грэм Грин, Мирча Элиаде, Теннесси Уильямс, Гюнтер Грасс, Константинос Кавафис, Хулио Кортасар, Салман Рушди, Орхан Памук, Милорад Павич и другие выдающиеся писатели.

Несколько раз в год выходят номера журнала, посвященные современной литературе отдельных стран (в 2016 году: №11 – Корее, № 9 – Германии, №3 – Италии) или одной теме (например, № 10/2016 «Год Шекспира», №6 – к 400-летию со дня смерти Сервантеса). В рубрике «Дебют» журнал представляет читателям молодых авторов, а в рубриках «Из классики XX века» и «Литературное наследие» обращается к неизвестным страницам мировой литературы прошлых столетий. О новой поэзии можно узнать из рубрики «Другая поэзия. Антология». Обзоры текущей литературы и рецензии на книги можно прочесть в рубриках «Среди книг», «БиблиофИЛ». Проблемы художественного перевода освещаются в рубриках «Трибуна переводчика», «Мастера перевода», «Вглубь одного стихотворения», появилась рубрика «Переперевод» – о недавних переводах любимых произведений, в этом году обсуждаются переводы классики: «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

В планах редакции специальные номера, посвященные литературе Финляндии, Индии, Германии, Мексики, Каталонии и Китая.

В настоящее время журнал продолжает выполнять роль профессионального экспертного издания, неизменно сохраняя высокое качество переводов.

«В условиях конкуренции с книжными издательствами, – говорит главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант, – мы ориентируемся на то, чего нет в книжных магазинах, стараемся опережать издателей переводной литературы и рассказывать о том, что происходит сегодня в литературном мире».

 

4

«Наш современник»

«Наш современник» – журнал писателей России. Издаётся в Москве с 1956 года. Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения «Нашего современника» связаны с так называемой «деревенской прозой».

С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, В.Лихоносова, Е.Носова, В.Распутина, В.Солоухина, В.Шукшина. Высокие традиции прозы «Нашего современника» в 90-е годы продолжают публикации И.Головкиной, В.Личутина, Ю.Лощица, Л.Бородина, В.Крупина, А.Лиханова, А.Сегеня.

Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика. Ведущие публицисты журнала: С.Кара-Мурза, В.Кожинов, М.Лобанов, К.Мяло, И.Шафаревич. В журнале публикуются: Булат Шакимов, Андрей Антипин, Александр Проханов, Василий Киляков, Альберт Лиханов. Среди поэтов – Юрий Воротнин, Иван Переверзин, Дмитрий Мизгулин, Валерий Фокин и др.

На страницах журнала рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.

Отличительная особенность журнала «Наш современник» – широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.

Активная патриотическая позиция журнала обеспечивает ему читательскую поддержку.

Основные рубрики: «Проза», «Поэзия», «Память», «Очерк и публицистика», «Критика», «Книжный развал».

Интересные статьи 2016 года:

№1 – материалы к 80-летию Н.Рубцова;

№2 – статьи к 75-летию Ю.Кузнецова (С.250-282);

№3 – «Мир Распутина». – С.234-250;

№5. – Куняев С. «Хлестоковщина и сусловщина в одном флаконе». – С.217;

№6 – посвящен 75-летию начала Великой Отечественной войны,

№7 – к 175-летию гибели Ю. Лермонтова;

№11. – Монахова И.»Белинский и Аксаков». – С.261,

№12. – Разумов А. «Случайное семейство в романе Ф.Достоевского «Подросток»». – С.230.

Главный редактор – Станислав Куняев.

 

«Новый Мир»

Ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли.

Голубая обложка «Нового мира», одного из старейших литературных журналов России, знакома без преувеличения каждому российскому читателю. О рождении журнала, о его долгой и сложной истории можно прочесть и в советских «Очерках истории журналистики», и в «Краткой литературной энциклопедии», и в знаменитом «Лексиконе русской литературы ХХ века» немецкого исследователя Вольфганга Казака.

«Новый Мир» публикует художественную прозу; стихи; очерки; общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику; мемуары; литературно – критические, культурологические, философские материалы. В 1947-1990 гг. журнал был органом Союза писателей СССР, с 1991 г. стал независимым изданием. Традиционно редакция стремится привлекать в журнал лучшие силы российской литературы и журналистики, дает читателям адекватную и разнообразную картину российской словесности, избегая экстремизма и сочетая художественную новизну с интеллектуальной основательностью и даже своего рода «академизмом».

В журнале широко представлены архивные публикации и исторические разыскания.

На его страницах печатались известнейшие произведения (полностью или частями) в разное время. Среди них: «Черный человек» Сергея Есенина, «Лейтенант Шмидт» Бориса Пастернака, «Хождение по мукам» и «Петр Первый» Алексея Толстого, «Золотая цепь» Александра Грина, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, рассказы Исаака Бабеля, «Энергия» Федора Гладкова, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, рассказы Андрея Платонова, «Я убит подо Ржевом» и «Теркин на том свете» Александра Твардовского, «Буря» Ильи Эренбурга, «Творцы дорог» Николая Заболоцкого, «Корабельная чаща» Михаила Пришвина, «Прощай, Гюльсары!» Чингиза Айтматова, «Театральный роман» Михаила Булгакова, «Созвездие Козлотура» Фазиля Искандера, «В августе сорок четвертого (Момент истины)» Владимира Богомолова, поэмы Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и др. Среди авторов журнала – Нобелевский лауреат по литературе – Александр Солженицын.

Рубрики журнала: «Философия. История. Политика», «Далекое близкое», «Опыты», «Семинариум», «Мир искусства», «Рецензии. Обзоры», «Библиографические листки» и др.

В рубрике «Литературоведение» в 2016 году вышли статьи:

Богомолов Н. Разговор с М.Цветаевой. Из дневника И.Н.Розановой. – №4. – С.181;

Ранчин А. Этюд о двух городах. Петербург и Венеция в поэзии И.Бродского. – №5. –С.150;

Шубинский В. Карнавал старцев или краткая история о братьях Беллини. – №6. –С.152;

Бавильский Д. Шостакович между русской культурой и советским искусством. –№8. – С.156;

Бонч-Осмоловская Т. Несколько отражений в мутном стекле. Российская действительность в современных западных романах. – №9. – С.174;

Голубкова А. Амбивалентное очарование модерна. В.Розанов о писателях-современниках. – №11. – С.170.

Журнал считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности.

В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».

В 2013 году журнал выходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Главный редактор журнала – А. Василевский.

 

Приходите и читайте с удовольствием в зале периодики Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина! Вас ждут любимые журналы.

 

Наталья Меньщикова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска