Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент «толстые журналы» остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста. Именно в журналах этой тематики сохранились такие жанры как развернутая рецензия, обзорная статья, подборка стихотворений, подборка рассказов или эссе.

Вашему вниманию предлагается обзор журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики.

 

1

«Смена» – советский, а затем – российский иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924, он был самым массовым молодёжным журналом СССР.

С момента основания в журнале существует литературный раздел, в котором выходили премьерные публикации книг, становившихся позже бестселлерами. Информационно-публицистический раздел в советское время выполнял в основном пропагандистскую роль, однако с середины 1980-х годов, журнал стал поднимать темы, ранее считавшиеся запретными (рок-музыка, молодёжные субкультуры, борьба с бюрократией и т. п.).

Нравственность и интеллигентность, высокий художественный вкус всегда остаются визитной карточкой издания.

В наше время журнал «Смена» для многих и многих своих читателей — любимое семейное издание и, как это ни парадоксально звучит, за журналом и сегодня в библиотеках очереди. Остросюжетные романы и повести, рассказы и стихи лучших российских и зарубежных писателей, актуальная публицистика, очерки и культурологические статьи – всё это характерно для «Смены» как издания с ярко выраженной творческой позицией: быть востребованной, но не работать на потребу.

В двадцатые годы именно в «Смене» появились первые рассказы М.Шолохова и А.Грина, стихи Владимира Маяковского.

В тридцатых годах на страницах «Смены» опубликовали свои первые произведения К.Паустовский, Л. Кассиль, В.Катаев.

В послевоенные годы на страницах «Смены» публиковался отрывок из романа «Молодая гвардия» А.Фадеева, прошла первая публикация В.Астафьева, а также рассказ ещё не известного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности». С началом так называемой «оттепели» дебютировали В.Солоухин, Ю.Нагибин, Ю.Бондарев, Е.Евтушенко и Р. Рождественский. В 1959 году был опубликован первый роман братьев Вайнеров – «Двое среди людей». В 80-х годах В.Пикуль выступил с рассказом «Железные четки». В 1990-х опубликованы новые рассказы В.Астафьева и Ю.Нагибина, произведения А.Зиновьева, Л. Аннинского, Ю.Семенова, братьев Стругацких.

Сейчас на страницах издания — интервью с деятелями искусства (театра, кино), исторические очерки, анализ событий культурной и общественной жизни, материалы просветительского характера. В литературной секции представлены классические зарубежные и российские детективы, малоизвестная проза писателей «серебряного века» русской литературы, рассказы современных авторов. Освещаются молодёжные, исторические темы, судьбы великих художников, материалы о достижениях науки.

«Смена» – лауреат высшей награды ежегодной Национальной премии «Золотой Лотос» за исключительный вклад в пропаганду российской истории и культуры.

Рубрики журнала: «Замечательные современники», «Из российской истории», «Штрихи к портрету», «Судьба художника», «Поэзия», «Детектив», «Это интересно».

Для искушенных читателей будет интересна рубрика Юрия Осипова «Неизвестное об известном», где удивительным образом освещаются вроде бы давно известные факты о жизни великих литераторов. В №1/2016 вы найдете его статью «Всех живущих прижизненный друг» к 125-летию О.Мандельштама о жизненном и творческом пути поэта, в №2/2016 статья о Н.Лескове «Самый русский писатель» о том, за что писатель приобщен к сонму русских классиков, в №6/2016 – «Искушение М.Булгакова» автор рассуждает на тему писатель и государство, в №8/2016 статья «Одиночество и свобода В.Набокова» рассказывает о Набокове как явлении литературы и как о многогранной человеческой личности, в №9/2016 «Тихие песни И.Анненского» о главной теме его поэзии, в № 10/2016 вы найдете статью «Большое путешествие И.Гончарова» о том, как писатель все бросил и отправился в «кругосветку».

 

2

«Юность» – российский литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит с 1955 года.

Журнал был основан по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором.

До 1991 журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.

Редакция ставит себе задачу поиска новых литературных имен, и эти имена появлялись на страницах журнала.

«Юность» отличается от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Публикуемые произведения отличаются стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов.

Все новое и передовое обязательно появлялось в журнале. Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни, а в восьмидесятые годы — «митьков».

В «Юности» присутствовали также цветные вкладки, посвящённые живописи, где среди прочих выступали такие художники, как Алексей Леонов, Илья Глазунов, Михаил Шемякин и другие. Это то же стало его отличительной чертой. Сегодня в журнале есть фотографии, рисунки, графика. В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел «20-я комната», который быстро приобрёл большую популярность у читателей.

Активно развивается рубрика «100 книг, которые потрясли мир». Вот слова редактора, для чего она была создана: «Не только потому, что продолжаются споры вокруг предложения В.Путина о списке 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник школы. Не только потому, чтобы выяснить свои вкусы или чье-то безвкусие. И не только потому, что в мире существует всего 100 книг, которые почитать еще как стоит. Конечно, их гораздо больше. Но на эту сотню книг обратить внимание стоит – чтобы отблагодарить и время, и планету, которые породили великих писателей». Знакомит нас с сотней Елена Сазанович – писатель, драматург, сценарист, член Союза писателей России, лауреат литературных премий. Ее статьи в номерах за 2016 год: №4 – «И.А.Крылов Басни. Люди и звери», №5 – «М.А.Шолохов «Поднятая целина», №8 – «М.И.Цветаева «Одна из всех – за всех – против всех!», №10 – «Э.Г.Амадей Гофман «Золотой горшок: сказка из новых времен», №12 – «И.С.Тургенев «Отцы и дети».

 

3

«Москва» – российский литературный журнал. Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. С 1993 года он носит подзаголовок «Журнал русской культуры».

Редколлегия издания видит свое предназначение в распространении нравственной, духовной культуры, сохранении великих духовных традиций народа. Журнал публикует современную отечественную прозу, стихи, литературную критику, публицистику, культурологические материалы, статьи духовно-нравственного характера, материалы из литературного наследия православной России. В «Москве» впервые был опубликован ставший сегодня классикой роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», опубликован первый перевод на русский язык «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Благодаря инициативе журнала впервые после 1917 года стала доступна широкому читателю «История государства Российского» Н. Карамзина. Большой резонанс имели публикации в «Москве» произведений писателей русского зарубежья – И.А.Бунина, В.В.Набокова, И.С. Шмелёва.

Вот как написано о журнале на его сайте: «В основе журнальной политики – принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Мы стоим на позициях здорового консерватизма и традиционных отношений во всех сферах, и в устройстве политической системы государства, и в жизни семьи, и в воспитании личности. В недавние смутные годы журнал «Москва» стал своеобразной опорой для интеллигенции нашей страны, помог решить проблемы резкого духовного разлада между прошлым и будущим. И сегодня журнал успешно пытается формулировать идеологическую доктрину сегодняшнего дня, поддерживает русскую идею, осваивает традиции русской мысли, бережно хранит совершенство русского литературного языка. Тот, кто интересуется состоянием литературы, искусства, театра в России, не получит об этом полного представления без «Москвы» – журнала русской культуры».

Рубрики журнала: «Поэзия и проза», «Публицистика», «Московская тетрадь», «Домашняя церковь», «Русские судьбы». В рубрике «Культура» публикуются материалы, посвященные интересным или неизвестным фактам из жизни великих писателей и поэтов. Обратите внимание на следующие статьи:

Н.Калягин. Чтения о русской поэзии (поэты в царствование Николая I). – 2016. – №1,2. – С.184;

В.Сенча. Презумпция виновности или за что был расстрелян поэт Гумилев. – №3,4. С.214;

В.Юдин. Обо всем у него болела душа (о писателе В.Максимове). – №7. – С.189;

В.Киктенко. Венок Булгакову. – №9. – С.184;

А.Васькин. «Я познакомился с Пушкиным» (к 190-летию возвращения поэта из ссылки). – №10. – С.210;

А.Суворов. Миф о Достоевском. – №11. – С.185;

Д.Поляков. Булгаков против «Электротеатра» (к 50-летию первой публикации «Мастер и Маргарита». – №12. – С.205.

 

4

«Октябрь» – одно из старейших отечественных литературных изданий, которое знакомит читателей с лучшими произведениями писателей, поэтов, критиков, публицистов. Журнал возник как орган Московской ассоциации пролетарских писателей и издается c мая 1924года.

В свое время в журнале публиковались С.Есенин, В.Маяковский, М.Зощенко, А.Платонов, А.Гайдар, А.Твардовский, К.Паустовский, М.Пришвин. Многое из напечатанного в «Октябре» в 20-30-е годы и сейчас остаётся яркими страницами отечественной литературы: «Песнь о великом походе» Есенина, «Страна Муравия» Твардовского, «Школа» Гайдара, рассказы Платонова и произведения Зощенко. На страницах «Октября» в 40-е гг. увидели свет «Пётр Первый» Алексея Толстого, «Два капитана» Вениамина Каверина и «Сын полка» Валентина Катаева. С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И.Бехера, Л.Фейхтвангера, В.Бределя, Р.Роллана, А.Барбюса, Т.Драйзера, М.Андерсена-Нексе, Г.Манна.

Отражением идейной борьбы в обществе стала кампания, начатая против «Октября» в 1989 году в связи с публикацией романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», фрагмента из книги А. Синявского «Прогулки с Пушкиным», «Реквиема» Анны Ахматовой. Журнал был обвинён в непатриотических настроениях, предпринимались попытки отстранения от должности главного редактора журнала. Благодаря поддержке общественности – письмо в защиту журнала подписали Дмитрий Лихачёв, Андрей Сахаров, Олег Ефремов, Марк Захаров, Альфред Шнитке и другие деятели искусства и науки – «Октябрь» отстоял свои позиции и ещё до принятия первого Закона о печати поставил вопрос о независимости прессы. В результате журнал первым в стране вышел из-под ведомственного подчинения, зарегистрировался как независимое издание.

В 2000-х годах в журнале публикуются Анатолий Найман, Эдвард Радзинский, Михаил Рощин, Дмитрий Быков, Юнна Мориц, Михаил Веллер, Людмила Петрушевская, Светлана Алексиевич, Игорь Волгин, Сергей Юрский, Андрей Волос, Евгений и Валерий Поповы, Вячеслав Пьецух, Борис Хазанов, Олег Павлов, Олег Ермаков, Александр Иличевский, Роман Сенчин, Александр Карасёв, Дмитрий Новиков и другие.

Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.

Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества, все высоты и заблуждения российской истории.

Интересные статьи в журналах за 2016 год:

Щербинина Ю. Литература как аптека. Заметки о библиотерапии. – №2. – С.158;

Сурат И. О поэтах и верблюдах. О.Мальдельштам в глазах А.Тарковского. – №3. –С.161;

Дозторов О. Похвала Ходасевичу. – №5. – С.161;

Владимирский В. Российская фантастика и алхимия обновления. – №6. – С.163;

Абдуллаев Е. Поэзия и вокруг нее. – №9. – С.154;

Дискуссия о соотношении фантастики и реализма в детской литературе. – №10. – С.167.

Главный редактор журнала – И. Барметова.

 

В Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, в зале оперативной информации вы найдете подшивки литературно-художественных изданий за несколько лет. Когда я вижу, что читатели выбирают эти журналы, то невольно проникаюсь к ним уважением. Все-таки, это не простое чтение, не легкое. Оно заставляет задуматься, анализировать, «включать голову». И отрадно сознавать, что «толстые журналы» выжили, сохранили свои традиции и не утратили своих поклонников.

 

Наталья Меньщикова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска