В 2019 году мы отмечаем юбилейные даты самых известных и прославленных деятелей литературы и искусства, среди них: писатели и поэты, художники и композиторы, актеры и режиссеры, их творчество и вклад в российскую и зарубежную культуру неоценим, а судьба порой даже трагична. Прошли столетия, а интерес к выдающимся личностям не угасает. Новые факты из их биографии широко освещены на страницах научно-популярных и литературно-художественных журналов.

Представляем ежемесячный иллюстрированный журнал «Клуб»: (Творчество. Общение. Интересы). Учредитель журнала: Международный союз общественных объединений работников культуры, туризма и спорта. Издается с апреля 1923 года. Познакомимся с постоянными рубриками «Портрет», «Мастер», «Русские композиторы», «Память», посвященными российским и зарубежным деятелям литературы и искусства.

1 2

Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кирилловна Окуневская (1914-2002) была красивой женщиной, обладающей удивительным талантом – очаровывать. Родилась будущая звезда советского кино и театра в марте далекого 1914 года. Ее отец – Кирилл Титович Окуневский – по происхождению небогатый дворянин, сделавший неплохую карьеру в качестве полицейского пристава. Революцию 1917 года Окуневский встретил с радостью и не покинул страну, хотя имел такую возможность. Однако когда начались репрессии, Кириллу Титовичу не раз довелось пожалеть о своем решении. Как дворянина Окуневского арестовывают несколько раз, его семья была переселена в коммуналку и лишена всяческих льгот. Родителям будущей актрисы даже пришлось оформить фиктивный развод, чтобы Таню приняли в нормальную школу и вернули семье продуктовые карточки. В конце тридцатых годов Кирилл Окуневский вместе со своей престарелой матерью был арестован. Больше они домой не вернулись. Позже выяснилось, что их обоих расстреляли. Татьяна окончила школу, стала учиться на вечерних курсах чертежников, а днем работать курьером в Народном комиссариате просвещения. Позже поступила в Московский архитектурный институт. Работать по специальности девушке так и не пришлось. А все потому, что однажды, когда она сидела на лавочке в парке, к ней подошли двое парней и предложили сниматься в кино. Так она попала на съемочную площадку. Первая роль в картине «Дела и люди» была крохотной, но именно эта маленькая роль помогла красавице окунуться в мир грез. Здесь Татьяна познакомилась с очаровательным молодым студентом по имени Дмитрий Варламов. Он так красиво ухаживал, что юная Татьяна влюбилась без памяти и в семнадцать с половиной лет вышла замуж. Однако семейная жизнь с Дмитрием Васильевичем Варламовым, будущим кинорежиссером, оказалась вовсе не сказкой, как мечтала актриса. Ее супруг вскоре переменился и теперь воспринимал юную супругу как удачное дополнение к быту. И рождение в 1932 году общей дочки Инги не помогло наладить отношения супругам. По совету родителей Татьяна забрала Ингу и ушла от мужа. Казалось, что биография молодой матери-одиночки теперь будет подобна историям жизни многих других женщин, но судьба неожиданно сделала актрисе подарок. Начинающий режиссер Михаил Ромм, готовившийся экранизировать новеллу Мопассана «Пышка», увидев ее, пригласил сыграть в этом проекте небольшую роль госпожи Карре-Ламадон. После «Пышки» артистка заинтересовала многих режиссеров и в следующем году, не имея специального актерского образования, получила главную роль Тони Жуковой в кинокомедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денечки». Несмотря на то, что картина была не очень выдающейся, Татьяна Окуневская после нее стала настоящей звездой. Ее осаждали поклонники, а режиссеры наперебой приглашали сниматься. Съемки в кино в эти годы актриса отлично совмещала с работой в Московском реалистическом театре, где она играла в постановках «Мать», «Железный поток», «Трактирщица», «Отелло» и других. Последний арест отца в 1937 году сильно отразился на судьбе девушки. Как дочь врага народа артистку моментально сняли со всех съемок и уволили из театра. О дальнейшей нелегкой судьбе актрисы театра «Ленком» с волевым и независимым характером, который не смогли сломить ни сталинские лагеря, ни жизненные тяготы и предательства, читайте публикацию Светланы Шаповаловой «Persona Nota: Татьяна Окуневская» к 105-летию со дня рождения (Клуб, 2019, № 6).

3 4

Казимир Северинович Малевич – самый выдающийся и ругаемый художник ХХ века. Основоположник супрематизма – одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. В 1934 году Каземиру Малевичу было пятьдесят пять. И, похоже, старость исподволь уже начала заявлять на него свои права. И тут вдруг на него, впервые в жизни, нахлынуло страстное желание семейного счастья. Того самого, от которого он так упорно бежал… Сколько было слез, скандалов, обидных слов. А ведь если разобраться, ни первая, ни вторая ни в чем не были виноваты. Они хотели того же, о чем сейчас мечтал он сам. Теперь эти желания казались ему такими простыми и естественными. Но тогда… Когда Казимир решился объявить родителям о своем намерении жениться на одной из дочерей курского врача Ивана Войцеховича Зглейца, эта новость само собой восторга ни у Северина Антоновича, ни у Людвиги Александровны не вызвала. Казику было чуть за двадцать, и жалованье чертежника в Управлении железной дороги никак не могло стать надежной материальной базой для будущей семьи. Ничего хорошего из этого брака не вышло. Обзаведясь женой, а вскоре и сыном, Казик ничуть не остепенился и по-прежнему продолжал свои воскресные пленэры. Все выходные напролет бродил по полям и лесам в поиске подходящей натуры, с такими же курскими канцеляристами, счетоводами и бухгалтерами, возомнившими себя живописцами. А молоденькая Казимира, метавшаяся между швейной машинкой и крошечным сыном Толиком, все чаще при возвращении мужа разражалась истерическими слезами, требуя поискать должность получше или хотя бы побольше времени проводить дома. А тут еще Казимир объявил, что принял решение оставить службу и ехать в Москву учиться живописи. Уехав в Москву, Малевич поначалу еще продолжал наведываться в Курск. Поработав летом в какой-нибудь конторе, оставлял немного денег домашним, а остальные забирал с собой, чтобы оплатить учебу в живописной школе Федора Рерберга и снять комнатенку в Лефортово, где полуголодные молодые художники создали нечто вроде коммуны. Выручали случайные заказы. Казя, так его называли близкие, сидел на даче в Кунцево и с утра до вечера малевал свои странные картины. Поначалу на них можно было различить людей, хоть с трудом и изуродованных до неузнаваемости: полотеров, садовников, банщиков. А потом они пропали. Вместо этого пошли какие-то квадраты, кубы и треугольники. Когда не хватало холста, Казик мог рисовать на чем угодно, хоть на полках от разломанной этажерки. Называл картины: «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Скандальная слава, новое искусство, во главе ГИНХУКа, расставание с большевиками, ОГПУ не дремлет, кризис веры, о дальнейшей судьбе К. Малевича, – так называются подзаголовки статьи Светланы Россинской «Трагедия жизни Казимира Малевича» к 140-летию со дня рождения российского художника-авангардиста (Клуб, 2019, № 3).

5 6

С начала ХХ века оперы великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского считаются признанными шедеврами мирового музыкального искусства. По сей день они исполняются в консерваториях и на сценах оперных театров разных стран мира. Современники называли композитора Шекспиром в музыке. Он служил в армии, но оставил военную службу, променяв блестящую офицерскую карьеру на нищенскую жизнь музыканта. Будучи дворянином по происхождению, всегда воспевал силу простого народа. Знал несколько иностранных языков – немецкий, французский, греческий и латынь. Очень хорошо пел. Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей. Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, числе которых был и отец композитора. Дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и отец Модеста, Петр Алексеевич. Из-за сомнительного происхождения военная карьера ему была недоступна, но он мечтал о ней для сына. Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Его родовым гнездом стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Под руководством матери он начал играть на фортепиано, имел богатую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог заснуть всю ночь от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. С переездом в 1849 году в Санкт-Петербург музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. После непродолжительной военной службы в 1858 году Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым, обучавшим его основам композиции. Окончательный состав «Могучей кучки» сформировался с приходом в нее Мусоргского. В кругу друзей его звали – Мусорянин. Композитор много работал, премьера первой оперы сделала его знаменитым, но другие работы не находили понимания даже у кучкистов. В группе произошел раскол. Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» – увидело свет, когда автору было всего 13 лет. В 17 лет он написал два скерцо. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Своим главным сочинением – «Борис Годунов» – Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он написал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. На свет появились «Иванова ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца». Свою вторую историческую оперу, народную музыкальную драму «Хованщина» Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова». В ее основе – реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы – и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями – любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью. Работа растянулась на долгие годы – болезни, депрессии, периоды запоев…Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка», которая осталась только в черновиках. Оперу закончил Цезарь Антонович Кюи, и ее постановка стала последней оперной премьерой Российской империи за 12 дней до революции. Модест Петрович был гением. Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. На всю жизнь он остался холостяком, даже у друзей не сохранилось свидетельств об амурных похождениях композитора. Из-за крайней нужды композитор возвращался на службу, служил в различных ведомствах, но здоровье его начало сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетались с пристрастием к алкоголю. В итоге он был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где скончался ранним утром 16 марта 1881 года. Права на издание своих произведений он завещал известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в ХХ веке композиторы стали широко использовать те же приемы. Сегодня Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор (Клуб, 2019, № 4).

7

Когда началась Первая мировая война, Кузьма Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» Полотно, которое задумывалось как бытовое, в процессе приобрело символическое содержание и стало для современников кому-то знаменем, кому-то предвестием катастрофы. Так что же скрывает красный чудо-конь? Что за юноша на нем изображен? Родился будущий художник 24 октября 1878, в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Отец с детства учил его своему ремеслу. Кузьме же хотелось чего-то необыкновенного. С благословения матери, Анны Пантелеевны, Кузьма познакомился с хвалынскими иконописцами. Пару лет у них проучился, да все зря. Не принимали его работ: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет». Отец тоже ругался: «Не хочешь быть сапожником – другим делом займись!» А какие дела в захолустном Хвалынске? Но Кузьме повезло. Ему вообще часто везло. Однажды в драке огромный мужик заехал Кузьме кулачищем прямо в лицо. Мальчишка упал на землю и почувствовал нечто странное: вместо боли – восторг. Он увидел, как земля закругляется по краям, ощутил планету как огромный живой шар и себя как часть этого шара. Тогда решил – наваждение. Теперь-то понимает: еще одна удача – озарение. Именно тогда он воочию увидел сферическую перспективу, о которой другие художники только робко толковали. Именно так и надо нарисовать небесный слой на новой картине – огромной круглой линией далекого горизонта. В мастерской он – бог, способный на холсте создать свою Вселенную. Надо, наконец, написать такое полотно, чтобы все поняли, что он – настоящий художник! Каково это – всю жизнь слышать, что ты неудачник! Приятели, с которыми Кузьма Петров-Водкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – Сарьян, Ларионов, Кузнецов, Машков, – уже достигли известности. А он, несмотря на то, что и его картины охотно берут на выставки – все еще «подающий надежды». Однажды Петров-Водкин зашел на выставку палехских икон, увидел юного Георгия Победоносца на резвом коне и понял: на полотне должен быть не гнедой, а алый конь – символ обновления всего сущего. И нагой отрок на нем – образ человечества, хрупкого, но гибкого, готового к переменам. Весной 1912 года художник начал работу над полотном «Купание красного коня». Речь идет о трех претендентах на роль прототипа всадника – это ученик художника Сергей Колмыков, двоюродный брат Александр Трофимов и Владимир Набоков. Но кто из трех мальчиков отображен на финальной версии картины, неизвестно. Художник мог вспоминать обо всех, создавая символический образ юного всадника. Петров-Водкин понял, что купание коня должно происходить не в какой-то тихой заводи, как ему поначалу казалось, а на планете Земля. Сегодня эксперты утверждают, что всадник на коне напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца – символ победы добра над злом. В то же время в облике наездника, внешне совсем не похожего на простого деревенского мальчишку, художник показал типичные утонченные черты петербургской богемы начала века, далекой от народа. Окрашивая коня в необычный цвет, художник снова использует традиции русской иконописи, где красный является символом величия жизни, а иногда означает жертву. Яркий розовый цвет берега ассоциируется с цветущими деревьями – образом райского сада. На картине не конкретное место у какого-то реального водоема, а пространство Вселенной. Синезеленые краски соединяют мир земной и мир небесный. Зеленый цвет – напоминание о цветущей, вечно продолжающейся жизни, а отраженное в водоеме синее небо – отсыл к помыслам о мире высшем. Петров-Водкин никогда не изображает мимолетного движения. Во всех его работах действие словно замедляется, фигуры приобретают ритуальную неподвижность. Кроме того, тела мальчиков лишены и намека на индивидуальность. Это юноши «вообще», во всей красоте пластического совершенства. Публика впервые увидела «Купание красного коня» в Москве в 1912 году на выставке объединения «Мир искусства». Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. Хвалили все. Сам корифей русской живописи Илья Репин, который раньше картины Петрова-Водкина называл не иначе, как «возмутительным безобразием неуча», а его самого «рабьей душой», долго стоял у полотна и вынес вердикт: «Талантище!» А Александр Бенуа восторженно прокомментировал: «Как все абсолютно новое, это образец гениальности!» В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Художник считал иначе. Об истории фамилии Петров-Водкин, как попал художник за границу, о приеме сферической перспективы и целой живописной системе, которую развил художник, читайте статью Светланы Шаповаловой «Озарения Кузьмы Петрова-Водкина», посвященные 140-летию со дня рождения русского художника (Клуб, 2019, № 1).

8

Для французского художника Поля Сезанна картины не были зафиксированными на полотне впечатлениями от природы, социальным комментарием, иллюстрированным рассказом или декоративным предметом. Они были выражением эмоций. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. Перенеся акцент в живописи с предмета изображения на сознание художника, Сезанн тем самым открыл путь, который в ХХ веке привел к созданию так называемого абстрактного искусства. Всякий, кто попадает на юг Франции, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано Сезанном. Белесые обнажения горных пород, резкие скосы сосновых лесов, душистые кустарники, прозрачное небо, крутые скаты холмов. Сезанн как никто другой сумел проникнуться духом своей земли, прославил ее формы и цвета, раскрыл те ее глубины, в которые ничьи глаза до него не проникали. В живописи Сезанн искал спасения. Но от чего? Почему, уверенный в своей гениальности, он тем не менее был вечно одержим страхом, что не найдет точных средств выражения? Почему твердил о неспособности «осуществить» собственное видение? Могучая творческая индивидуальность Сезанна постоянно соседствовала с необычайной неустойчивостью его натуры. Это очевидное расхождение художественного и личностного начал вводило в заблуждение всех, кто знал его, и до сих пор поражает тех, кто занимается изучением его жизни и творчества. Об этом читайте публикацию Светланы Шаповаловой «Упрямый художник Поль Сезанн», посвященную 180-летию со дня рождения художника-импрессиониста (Клуб, 2019, № 2).

9

Среди главных ценностей русской поэзии ХХ века историки литературы отводят видное место поэзии фронтового поколения. И особым светом сияет творчество Юлии Владимировны Друниной. Судьба, опаленная Великой Отечественной войной. Два ранения, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Война протянулась для Юлии на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей. Она могла тысячу раз погибнуть на той войне, на которой оказалось в 17 лет, а умерла по своей воле… Поэтесса ушла из жизни добровольно. Ушла исстрадавшейся и надломленной. Почему так случилось? Об этом идет повествование в публикации Светланы Россинской «Юлия Друнина: «Я порою себя ощущаю связной…» к 95-летию со дня рождения поэтессы-фронтовички (Клуб, 2019, № 5). А сейчас вспомним отрывки из ее стихотворений.

Я родом не из детства – из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю и счастье тишины,
И каждый новый день, что мною прожит.

Дивизия, в которую попала Юля, оказалась в кольце… Только 23 человека, и Юля в том числе, вырвались из окружения. Тридцать суток, тридцать дней и ночей они выходили к своим.

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ей шел двадцатый год, и казалось, все еще впереди. Но «странная, непонятная для других болезнь – фронтовая ностальгия» уже преследовала ее. И очень горько прозвучат потом строчки, написанные поэтессой уже после войны:

Могла ли я, простая санитарка,
Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?

В конце войны Юлия Друнина пришла в Литературный институт, как и многие другие, в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке, в шинели.

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью –
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Нелегкая судьба выпала на долю Юлии, но всю жизнь она была верна своей юности, а в творчестве – теме подвига и любви.

Приглашаем познакомиться с публикациями журнала «Клуб» в зал оперативной информации Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина. В зале хранится подписка с 2012 года. Вы откроете для себя неизвестные страницы из биографии известных людей.

 

Наташа Крылова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска