Отдел социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина приглашает в путешествие по страницам журнала «Музыкальная жизнь». Журнал традиционно пользуется большой популярностью у читателей. Среди группы музыкальных изданий России «Музыкальная жизнь» является старейшим изданием. Журнал выходит с 1957 года и освещает актуальные вопросы исполнительства, истории музыки и разных жанров музыкально-сценического искусства, фестивали и конкурсы в России и в мире.

Рубрика «Персона» – одна из самых интересных. В майском номере журнала под этой рубрикой размещен материал Богдана Королька: «Светлана Захарова: все просто – либо зритель захочет увидеть спектакль еще раз, либо нет». Образ балерины Светланы Захаровой раскрывает высказывание Юрия Григоровича, балетмейстера, продюсера: «Образы, которые рождает Светлана на сцене, притягивают, как магнит, будоражат сознание и дарят невероятный спектр эмоций. Хочется возвращаться к ним вновь и вновь».

Привлечет внимание читателей материал Гузели Яруллиной «По ком звонит колокол». К 100-летию Александра Солженицына Большой театр поставил оперу Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича». Премьера прошла накануне юбилея писателя в декабре 2018 года.

На сцене Пермского академического Театра-Театра состоялась премьера мюзикла Евгения Загота «Винил». В основе мюзикла лежит конфликт между стилягами и добропорядочными гражданами Страны Советов. Этот во многом вторичный сюжет знаком широкому кругу зрителей по фильму-мюзиклу Валерия Тодоровского «Стиляги», который лег в основу спектакля. Об особенностях постановки читатель может узнать из статьи Ильи Губина.

«Гусь медведю не товарищ» – под таким заголовком опубликована критическая статья нескольких авторов, посвященная премьере оперы «Евгений Онегин» в Большом театре. Статья отсылает нас в XIX век, к 17 марта 1879 года. Именно тогда состоялась премьера силами студентов Московской консерватории под управлением Николая Рубинштейна. Интересно, что в Европе первое исполнение оперы, осуществленное в Праге, в 1888 году, вначале заканчивалось объятиями Татьяны и Онегина, прерываемыми внезапным появлением супруга Татьяны – Гремина. Такая развязка вызвала недовольство публики, поэтому композитору пришлось переделать финал.

Майский номер «Музыкальной жизни» отличается броскими, яркими заголовками. Например – «Манон» комнатной температуры» (о том, как композитор Джакомо Пуччини всю жизнь был связан с историей о Манон Леско, а Ла Скала продолжает знакомить публику с неизвестными страницами известных опер великого композитора).

Или такой заголовок: «Оффенбах может развеселить даже мизантропа». Это сказал Барри Коски, режиссер-постановщик «Орфея в аду». Премьера оперы состоится в Зальцбурге в августе этого года, но режиссер уже сейчас обдумывает план действий и делится некоторыми идеями с читателями «Музыкальной жизни».

Многообещающе призывает к прочтению заголовок «Ринальдо» без волшебника (о том, как в Московской филармонии прошло концертное исполнение оперы Генделя). Это одна из лучших опер композитора. Говорят, ее можно слушать три часа и не оторваться от изобразительного разнообразия красот.

«Гвоздем» майского номера «Музыкальной жизни» можно назвать обширный материал из цикла «истории» Екатерины Ключниковой «Эстет, дворянин и меланхолик» (к 215-летию со дня рождения М.И. Глинки). Статья привлекает малоизвестными фактами жизни и творчества М.И. Глинки. Не было другого такого композитора, чье имя вызывало бы одновременно столь противоречивые суждения – от крайней неприязни до обожания. «Глинка – гений, но ведь он был чистейшим дилетантом», – утверждал П.И. Чайковский в 1877 году. В этой цитате Чайковского, преклонявшегося перед именитым коллегой, отразилась ситуация, складывавшаяся вокруг Глинки еще при жизни и на протяжении всей истории русской музыки.

«Глинка стал зеркалом русской культуры, в которое вглядывались отечественные музыканты, пытаясь увидеть то, что было актуально для них, и то, отчего они хотели избавиться», – читаем мы у автора статьи. Материал содержит много противоречивых фактов, носит исследовательский характер. Прочитать его стоит уже только потому, чтобы за густой пеленой времени мы не потеряли истинного Глинку и не разучились слушать его музыку.

О выступлении в концертном зале имени П. И. Чайковского Российского национального молодежного симфонического оркестра читатель может узнать из статьи Анны Кербут «Лидеры музыкальной России».

О творчестве молодого модного композитора экспериментального жанра Кирилла Рихтера читателю предлагается узнать из материала Сергея Буланова «Договор со временем».

О фестивалях и их победителях, о новых проектах Дениса Мацуева, о победителях конкурса им. М.И. Глинки и о многом другом предлагает прочитать «Музыкальная жизнь».

Напоминаем, что журнал «Музыкальная жизнь» ждет своих читателей в отделе социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина по адресу: ул.Коммуны, 69. Тел. 264-75-19.

1

Валентина Тюрина

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска