«Искусство без мысли, что человек без души»

В.Г. Белинский

Продолжаем разбираться в теме «как научиться понимать изобразительное искусство». В предыдущей публикации мы выделили 2 подхода: во-первых, изучить основные исторические этапы развития искусства в разных странах, а во-вторых, изучить направления и стили искусства.

Далее необходимо уметь правильно проводить анализ живописного произведения. Различают следующие основные виды элементов живописного произведения: цвет, свет и тени, композиция, перспектива.

Рекомендуем почитать следующие книги, которые помогут вам разобраться с этими понятиями и понять, на что нужно обращать внимание, когда рассматриваешь картину.

1

«Пространство картины: Сборник статей», 1989. Через все разделы сборника проходит узловая тема: пространство как основа образного строя произведения искусств, ядро его художественности. Именно в этом аспекте рассматриваются важнейшие вопросы истории отечественного и зарубежного искусства и советской живописи. Содержание сборника включает обзор выставок, творческие портреты современных художников, архивные материалы, исследования о великих мастерах прошлого.

2

У. Хогарт «Анализ красоты», 1987. Это не научный труд, а скорее пособие, адресованное тем, кто хотел бы узнать, что красиво, а что безобразно в искусстве. Книга по теории искусства, написанная выдающимся английским художником, тем она и интересна. Автор дает практические советы по композиции, о цвете, о сюжетах картин, основываясь на собственных творческих исканиях и опыте.

3

В. Визер «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве», 2007. В книге содержатся основные знания о цвете, его основных характеристиках, психофизиологическом и эмоциональном воздействии на человека. Рассматриваются способы передачи освещения, основные приемы работы с кистью, даются рекомендации по композиции и рисунку. Эта информация заинтересует не только профессиональных художников, но и ценителей изобразительного искусства, так как все это представлено на основе обзора и анализа произведений художников разных эпох.

4

Ю. Аксенов, М. Левидова «Цвет и линия», 1986. Книга в формате уроков рассказывает о живописи и рисунке, об умении видеть окружающий мир и воплощать его в живописных образах. Уникальность издания в том, что оно содержит практические задания. Автор хочет, чтобы читатели учились видеть окружающий мир глазами художника.

5

Е.В. Шорохов «Композиция», 1986. Композиция – один из важнейших элементов картины, от которого зависит общее восприятие картины. Книга включает в себя материалы по теории и истории композиции, высказывания выдающихся художников и теоретиков искусства, рассматривается сущность предмета композиции, композиционные особенности различных жанров изобразительного искусства.

6

Несмотря на то, что книга М.Н. Макаровой «Перспектива» является учебным пособием для студентов, она будет интересна всем, изучающим изобразительное искусство. Книга содержит теоретический материал, раскрывающий научные основы перспективы. Даны понятия о различных ее видах.

Хочется еще посоветовать несколько книг о жанрах ИЗО. В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила. Это портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, бытовой жанр, марина (морской вид). Обратите внимание на следующие издания:

7

К.Г. Богемская «Пейзаж. Страницы истории», 1992. Собранные в альбоме произведения живописи позволяют увидеть природу глазами людей минувших эпох. Искусствоведческий комментарий к этому альбому знакомит с проблемами и стилистической эволюцией пейзажного жанра.

8

А.Г. Верещагина в своей книге «Историческая картина в русском искусстве» ставит перед собой задачу осветить вопрос о положительном и отрицательном образе в бытовой и исторической живописи. Здесь подняты проблемы содержания жанра: образы, герои, форма и границы жанра, место его и роль в искусстве 60-х годов XIX века, о сущности творческого метода художников того времени. Картины бытового жанра не так популярны, как исторического, но этот жанр не менее интересен. Эти живописные произведения могут рассказать много интересного о быте и жизни людей, что в свою очередь дает возможность лучше узнать и понять историю своей страны.

9

Альбом И.И. Григорьян «Русская жанровая живопись» содержит примеры картин бытового жанра известных русских художников. Автор книги дает краткие, но очень емкие и содержательные описания картин.

10

Основополагающий труд по истории русской живописи – книга доктора искусствоведения А.А. Федорова-Давыдова «Русский пейзаж конца XIX-начала ХХ века». Книга посвящена известным мастерам русской пейзажной живописи. Автор детально анализирует основные тенденции развития жанра и прослеживает их конкретное воплощение в творчестве каждого художника.

Приглашаем в зал искусств отдела социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина за этими и многими другими книгами, освещающими заданную тему. Ждем вас по адресу: ул.Коммуны, 69. Тел. 264-75-19.

 

Наталья Меньщикова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска