В 2019 году любимый многими поколениями литературно-художественный журнал «Смена» отмечает свое 95-летие. В январе 1924 года вышел первый номер журнала. Пройдя практически сквозь столетие, журнал не утратил свою актуальность, и год от года становится самым популярным и востребованным среди литературно-художественных журналов.

Раскроем содержание постоянных рубрик: «Из российской истории», «Замечательные современники», «Неизвестное об известном», «Это интересно», «Шедевры» и недавно появившейся рубрики «Забытые усадьбы».

Рубрика «Из российской истории» посвящена выдающимся историческим деятелям, внесшим свой вклад в развитие государства. Автор рубрики Светлана Игоревна Бестужева-Лада – российский ученый, социолог, журналист, писатель, специалист в области социальной демографии и социальной психологии. Кандидат исторических наук, востоковед-арабист, автор свыше тысячи статей и очерков на научные и социально-нравственные темы, десяти книг беллетристического характера. Бестужева-Лада – Лауреат премии журнала «Смена» в 1999 году за цикл очерков «Личная жизнь», лауреат премии Союза журналистов России в 2002 году в номинации «Профессиональное мастерство», награждена Почетной грамотой Европейского Комитета по наградам и премиям при ООН за заслуги в развитии литературы и журналистики в 2005 году. Из номера в номер Светлана Игоревна в исторических очерках в увлекательной форме, основываясь на достоверных источниках, знакомит читателя с известными деятелями из различных областей знаний. Назовем только несколько имен: Борис Годунов, Юсуповы, Сергей Петрович Боткин, Николай Васильевич Склифосовский, Щорс.

«Непризнанный реформатор», так можно охарактеризовать Бориса Годунова. У современных людей едва ли вызовет затруднение ответ на вопрос, кто такой Борис Годунов. Как кто? Узурпатор и детоубийца, хитростью пробравшийся на трон, но продержавшийся на нем лишь семь лет. Литературный и драматический персонаж заслонил собой подлинного человека, о котором в результате оказались известны лишь эффектные выдумки деятелей искусства. Слабый голос историков никому не был интересен. Слишком одиозен этот царь, выбивается из ряда правивших до и после него. Не Рюрикович, в отличие от большинства своих недоброжелателей, зато прекрасно образованный, пытавшийся проводить политическую линию, которая на сто лет предварила реформы Петра I. Человек, в царствование которого Русь одержала немало громких военных побед. Так кто же он – Борис Федорович Годунов? Читайте исторический очерк «Борис Годунов. Непризнанный реформатор» (№ 12, 2018).

У каждой известной семьи – свои загадки и мифы. В полной мере это относится и к князьям Юсуповым – одному из самых богатых и знатных аристократических родов в России. Речь идет о так называемом «проклятье Юсуповых», якобы довлеющем над князьями на протяжении двух веков (XYIII-XIX) – вплоть до полного пресечения самого рода. «История рода Юсуповых» начинается с хана Ногайской Орды – Юсуфа-Мурзы. Двадцать лет потомок эмиров и ханов дружил с самим Иоанном Грозным, даже отослал к его двору своих сыновей. Иван такое поведение оценил: наследники Юсуфа не только были осыпаны деревнями и богатыми дарами, но и стали «навечно повелителями всех татар на земле Русской», обретя новую родину. Иль-Мурзе, например, царем Федором Иоанновичем был пожалован на берегах Волги под Ярославлем целый город Романов. Так появились Юсуповы князья, и история русских родов пополнилась еще одной славной страницей. Современные историки говорят, что у семьи наверняка была какая-то генетическая болезнь. Дело в том, что «родовое проклятие князей Юсуповых» начало себя проявлять далеко не сразу. По одному ребенку начало выживать только после Бориса Григорьевича (1696-1759). До тех пор каких-то сведений о малом числе выживших наследников нет, что позволяет предположить наследственное заболевание. Именно начиная с князя Бориса Григорьевича, у каждого главы рода Юсуповых был один-единственный сын, который доживал до зрелого возраста. Вследствие этого на протяжении двух веков род Юсуповых постоянно колебался на грани угасания (№ 4, 2017).

Сергей Петрович Боткин, еще один из плеяды великих русских врачей, выведших российскую медицину из почти средневекового состояния в одну наиболее развитую в мире. Сергей Петрович Боткин – выдающийся врач-терапевт, один из основоположников физиологического направления русской научной клинической медицины, крупный общественный деятель, надворный советник, лейб-медик императрицы Марии Александровны. Именно он впервые открыл и описал вирусный гепатит, иногда называемый «болезнью Боткина». Именно он создал первую бесплатную больницу, и его именем названа известная всем больница в Москве. Но все давалось не сразу и не просто… (№ 7, 2016).

В разговорах о болезнях или операциях часто встречаются эти расхожие фразы – «Склиф», у «Склифа», про «Склиф». И никто уже не задумывается, почему один из крупнейших медицинских центров Москвы так называется. А потому, что в 1923 году советское правительство за заслуги перед Отечеством присвоило имя Склифосовского Московскому институту скорой помощи, основанному на базе одной из старейших столичных больниц – Шереметевской. В ее стенах оказывалась помощь раненым во время Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой войны, Севастопольской кампании, Севастопольской кампании, русско-японской войны и в дни восстания рабочих в декабре 1905 года. Институт считается преемником развития постулатов Склифосовского в сфере военно-полевой хирургии и в подготовке хирургов широкого профиля. Он настолько известен и популярен среди россиян, что длинную фамилию Склифосовского сократили до домашнее-ласкового – «Склиф». Так кто же был тот человек, имя которого стало фактически нарицательным? «Светя другим, сгораю сам» так называется очерк о Николае Васильевиче Склифосовском – выдающемся хирурге «золотые руки» (№ 6, 2016).

Этот «народный герой» Гражданской войны возник из небытия почти через двадцать лет после гибели. Практически все подобные герои либо погибли на полях войны, как Василий Чапаев, либо были ликвидированы в ходе по команде большевицкого руководства. Смерть списывалась на врагов. Редкие персонажи дожили до 1937 года, подобно Блюхеру. Щорс был вычеркнут из официальной истории Гражданской войны сразу после гибели, но возвращен в нее в середине 1930-х годов. В 1935 году Александр Довженко получил от Сталина заказ на фильм «Щорс», в 1939 фильм был закончен. Сцены гибели Щорса в нем нет. Тогда же, в 1935 году и появилась «народная» песня о Щорсе, музыку к которой написал Матвей Блантер, а слова – Михаил Голодный. Через пару месяцев вся страна распевала эту песню. «Народного героя» создавали всем миром: с трудом нашли могилу, торжественно перезахоронили, выделили семье квартиру в Москве и всевозможные льготы, присваивали имя Щорса улицам и пароходам. А ведь если бы не прихоть Сталина, которому понравилась фамилия, то мы бы по сей день не знали, что был такой герой-командир в Красной армии (№ 8, 2015).

В рубрике «Замечательные современники» знакомимся с нашими современниками – представителями различных профессий, например, с дипломатом в публичной политике Константином Косачевым, широко известном как в среде профессиональных дипломатов и политиков, так и в массовой аудитории. Интервью с дипломатом затрагивает как сугубо профессиональную деятельность, так и семейную жизнь, занятия спортом. «Кто слаб духом, телом и не обладает прочными знаниями в самых разных областях, делать в публичной политике нечего», – делает вывод Константин Косачев (№ 8, 2017).

«Ни дня без доброго дела», – так можно сказать об известном писателе, академике Российской академии образования, председателе Российского Детского Фонда – Альберте Лиханове. Он 20 лет проработал в журнале «Смена», а из них тринадцать лет главным редактором. «Мы были дети войны. Это особое восприятие мира, мировоззрения, отношения к людям. В нас не было злобы, агрессии. Мы жили одной бедой с Отечеством», – вспоминает Альберт Анатольевич (№ 11, 2017).

Книга прозы «Росомаха» писателя Ивана Переверзина удостоилась престижной международной премии «Золотое перо России». Его девиз: «Красота спасет мир. Я в это верю!». Иван Переверзин, поэт, прозаик, публицист, общественный деятель и меценат, – личность невероятно многогранная. Одна за другой выходят в свет его прозаические книги и сборники стихов. Он возглавляет Международное сообщество писательских союзов, в которое входят представители 27 стран. Московский патриархат отметил благотворительную деятельность Ивана Переверзина золотой медалью «За добрые дела». Между тем, биография Ивана Ивановича очень сложная, и об этом интервью Татьяны Харламовой (№ 12, 2015).

Обратимся к искусству, а именно к творчеству известных актеров и художников. Неразгаданный Олег Борисов. При не слишком выигрышной внешности Борисов соединил в себе противоположные амплуа. Герой ярко окрашенного отрицательного обаяния и впечатляющий положительный герой. Герой-невротик и острохарактерный герой. Приспособленец, холодный интриган и вместе с тем – мечтатель, романтик. В жизни малообщительный, сторонившийся богемного веселья и светских развлечений, чуравшийся своей широкой популярности, раздражительный, самолюбивый и в то же время ранимый, сомневающийся, он был человеком-загадкой. Загадкой было и его тонкое актерское мастерство (№ 6, 2017).

Диапазон творчества Никаса Сафронова обширен: от психологических портретов и классического символизма до кубизма и экспериментов DreamVision. За свою профессиональную, общественную и благотворительную деятельность он отмечен государственными и общественными наградами: орденом Святого Константина Великого, орденом Святой Анны II степени, орденом Преподобного Серафима Саровского III степени и другими. В его портретной галерее много узнаваемых лиц – президенты различных стран, политики, предприниматели, звезды мировой величины, такие как Монтсеррат Кабалье, Клинт Иствуд, Мадонна, Дайана Росс, Роберт де Ниро. Такие личности интересны для художника не только по тому, что знамениты. Как правило, известность – результат упорной работы, стойкости, умения держать удар. Более 900 картин приобретено коллекционерами и западными галереями. Никас Сафронов убежден, что портреты обладают собственной энергией. Они могут быть талисманами для тех, кто на них изображен, оберегая их от внутренних разрушительных сил. Каким было детство, первые творения художника, советы для тех, кто хочет учиться живописи, отзывы о коллегах по ремеслу, о талантливых сыновьях вы узнаете из интервью – Никас Сафронов: «Я женат на искусстве» (№ 10, 2015).

В рубрике «Неизвестное об известном» вспомним литературных классиков с неизвестной стороны: «классик без ретуши» Иван Бунин, «вечный холостяк» Доктор Чехов, «забытый классик» Мамин-Сибиряк, «муза Серебряного века» Марина Цветаева, «дитя Шопенгауэра» Андрей Белый, «единственный поэт Сталинской России» Осип Мандельштам, «вечной тревожной загадкой» был Константин Бальмонт и «глашатай революции» Владимир Маяковский. Иван Бунин гордился своими предками, но особенно любил вспоминать о родстве с великим поэтом В. А. Жуковским. Талант его уподобляли «матовому серебру», язык – «ледяной бритве». Странной и удивительной была судьба этого человека. Первый лауреат Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы, он не закончил и полного курса гимназии. Потомок древнего дворянского рода – никогда не имел своего дома и знал лишь временные пристанища. В его жизни было немало женщин, но, обозревая в старости свой донжуанский список, он вспоминал не победы, а упущенные возможности и сожалел о них не больше, чем о ненаписанных книгах (№ 6, 2014).

О нем написано так много, что, кажется, и прибавить уже нечего. Книги и пьесы этого второго по популярности в мире после Шекспира русского драматурга Антона Павловича Чехова становятся нашими спутниками еще со школьной скамьи. Милый, добрый, застенчивый доктор Чехов – таким он переходит в наше сознание со страниц учебника. Но соответствует ли подобному расхожему представлению этот жизнерадостный красавец ростом 182 см, со смеющимися глазами и приятным баритоном? Подлинный Чехов совсем не похож на свой идеализированный образ и об этом повествует Юрий Осипов в очерке «Вечный холостяк» доктор Чехов (№ 1, 2018).

Были времена, когда в каждом «интеллигентном доме» на книжной полке обязательно стояло полное собрание сочинений Мамина-Сибиряка, а дети зачитывались его «Аленушкиными сказками». По своей сути творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка – явление, глубоко укорененное в русской культуре и в русской общественной жизни. Роман «Приваловские миллионы» не только натуралистично рассказывает о становлении буржуазии в России XIX столетия, но и создает ряд ярких образов «сибирских характеров» (№ 9, 2015).

Вместив в себя множество человеческих голосов разных стран и эпох, Цветаева всегда оставалась, подобно своей старшей современнице, боготворимой ею Анне Ахматовой. Чувствам Марина Ивановна отдавалась без остатка, не терпела пошлости, сделок с совестью. Разные судьбы этих двух поэтесс в чем-то все-таки схожи. Только Ахматова не решалась на ту степень «бесстрашной искренности», что присуща стихам и документальной прозе Цветаевой (№ 3, 2017).

В русской литературе не найти писателя более экспериментального, необычного и провидческого, чем Андрей Белый. Он удивлял в свое время и продолжает удивлять сегодня. Прозаик, поэт, филолог, философ, теоретик литературы и один из ведущих представителей русского символизма. Чудаковатый мистик, с юности и впоследствии убежденный теософ, Андрей Белый верил в предначертанную ему свыше судьбу. Этот странный человек, проникновенный творец, наивно-восторженный, любвеобильный, беззащитный, как ребенок, обладавший поистине энциклопедическим кладезем знаний, один из ярчайших представителей русского Серебряного века, вместе с Валерием Брюсовым и Александром Блоком, приветствовал революцию. Затем все же бежал в эмиграцию, но нашел в себе силы вернуться на родину и служил ей до смертного часа. О семье поэта, учебе, выборе и значении псевдонима, сложной судьбе в очерке «Андрей Белый. Навстречу огненным стрелам» (№ 10, 2018).

Громкая, поистине всемирная слава пришла к этому едва ли не самому удивительному и трагическому Мастеру отечественной поэзии прошлого века только спустя десятилетия после страшной смерти в Гулаге. Но и при короткой своей жизни бездомного скитальца, отрешенный от земной суеты, мало печатавшийся, Осип Мандельштам был в кругах творческой интеллигенции фигурой почти культовой. В середине 50-х годов на Западе выпустили большой однотомник стихов и прозы Мандельштама, полузапрещенного тогда в Советском Союзе. Мандельштам всю жизнь казался таинственно противоречивым даже друзьям и единомышленникам. В дневниках, письмах и воспоминаниях современников он нередко предстает нелепым чудаком, плохо воспитанным и не имеющим понятия об элементарных нормах поведения. А, между тем, будущий поэт родился в семье купца первой гильдии, вырос в Петербурге, окончил Тенишевское училище, эту «кузницу культурных кадров» начала 20-го столетия, учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете (№ 1, 2016).

Символист Константин Бальмонт был для своих современников «вечной тревожной загадкой». Его последователи объединялись в «бальмонтовские» кружки, подражали его литературному стилю и даже внешности. Свои стих ему посвящали многие современники – Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Игорь Северянин и Илья Эренбург. Он появился на свет через 42 года после восстания декабристов и всю жизнь жалел, что ему не довелось выйти с ними на Сенатскую площадь, поскольку считал себя бунтарем и революционером. Цифра «42» имела особый смысл в его жизни: в 42 года умерла мать поэта, в 42 он впервые совершил долгожданное путешествие по Египту, а вернувшись, издал сборник путевых очерков «Край Озириса» под названием «42 наставления отца сыну». С юных лет Бальмонт мечтал быть великим поэтом, таким, как Блок. Он постоянно говорил родным и друзьям о своей грядущей славе, надеясь на поддержку в трудную минуту. А те были уверены, что на фоне «нервного расстройства» у Кости развилась «болезнь стать известным». Журналист Юрий Осипов, с присущим ему азартом и мастерством захватывающе рассказывать о жизни и творчестве поэтов и писателей, повествует о судьбе Константина Дмитриевича в очерке «Константин Бальмонт. Будем как солнце!» (№ 11, 2018).

Один из крупнейших поэтов XX века, революционер в поэзии и новатор стиха, драматург, киносценарист, киноактер, художник-плакатист, редактор журнала – Владимир Маяковский. В одной из центральных своих поэм – «Во весь голос» Маяковский обещал «весомо, грубо, зримо» прийти стихом в наше светлое будущее, на которое возлагал сокровенные надежды, и верил, что не напрасно «себя смирял, становясь на горло собственной песне». Характер у него был тяжелый и мнительный, обиды долго не забывал, но при этом под нарочито грубой оболочкой скрывалась очень ранимая, одинокая душа. С открытой теплотой он относился только к старикам и собакам. Старикам всегда помогал материально. Маяковского также называли «глашатаем и певцом революции». Стихи он обыкновенно сочинял на ходу. Страницы биографии дополнены фотографиями поэта в очерке Юрия Осипова «Становясь на горло собственной песне…» (№ 8, 2018).

Рубрика журнала «Это интересно» раскрывает тайны многих известных личностей, среди них общественные деятели и мастера своего дела в той или иной отрасли науки, культуры, искусства, литературы. В далекие петровские времена, когда еще не было возможности тиражировать работы живописцев, это делали резчики деревянных форм. Их задачей было и репродуцирование, и популяризация великих живописцев и рисовальщиков. Называли таких граверов – формшнайдерами. История сохранила их имена: Никколо Больдрини и Доменико деле Греке, работавшие с Тицианом, Кристоф Йегер, копировавший работы под наблюдением самого Рубенса, Петер Флотнер, Тибиас Штиммер – это профессионалы. Они трудились во имя святого искусства. «Крестным отцом» русской гравюры по праву считают Петра I. Именно он для создания отечественной школы гравирования пригласил из Голландии в начале XVIII века талантливых художников – Адриана Шхонебека и Петера Пикарта, и вменил им в обязанность не только создавать оригинальные гравюры, но и обучать русских мастеров этой непростой профессии. С их школой и связывает история искусства имена лучших граверов Петровской эпохи – Алексея Федоровича и Ивана Федоровича Зубовых. Возрождение такого нужного для России искусства связывают с мастерскими и, прежде всего, с Гравировальной палатой Петербургской Академии наук, созданной в 1725 году. Первые гравюры были созданы уже в 1727 году, а в 30-е годы в стенах палаты стали выполнять не только заказы Академии наук, но и государственные. Способствовали этому лучшие отечественные мастера – граверы, такие как И. Соколов, А. Греков, Е. Виноградов, Е. Чемесов, создававшие блестящие гравюры, к числу которых относились портреты императорских особ и сановников, портреты академиков, научные иллюстрации, изображения различных военных баталий. Среди них особо следует выделить Евграфа Чемесова, который оставил яркий след в русском искусстве. «Подлинным гением в гравюре» называл его учитель, немецкий мастер Георг Фридрих Шмидт, и добавлял: «Этот мальчик делает мне честь!» О необычной судьбе Евграфа Чемесова читайте в очерке Виктора Ома «Великий мастер гравюры» (№ 6, 2018).

В Москве, в зале станции метро «Партизанская», стоит памятник – пожилой бородатый мужчина в шубе и в валенках вглядывается куда-то вдаль. Мало кто останавливается прочитать надпись на постаменте. А между тем, это памятник человеку, имя которого во время Отечественной войны знала вся страна. О нем писали книги, слагали стихи и песни – о «Советском Иване Сусанине», ставшем Героем Советского Союза в 84 года. Матвей пережил трех царей, войну и революцию, ничего не меняя в установленном порядке жизни. Ему было 74 года, когда власти выправили ему первые в жизни официальные документы, в которых значилось «Матвей Кузьмич Кузьмин». До той поры все звали его просто Кузьмичом, а когда возраст перевалил за седьмой десяток – дедом Кузьмичом. Когда началась Великая Отечественная война, Матвею Кузьмину было почти 83 года. Уже в августе 1941 года деревня, где жил дед Кузьмич, была оккупирован гитлеровцами. Многие соседи спешно эвакуировались, но Кузьмич с семейством предпочел остаться. Немецкие власти, узнав о крестьянине-единоличнике, который чурается общения с односельчанами, вызвали и предложили стать деревенским старостой. А когда перед немецким отрядом 1-й горнострелковой дивизии, была поставлена задача: скрытно пробраться в тыл к советским войскам, находившимся в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение. Для осуществления этой операции нужен был проводник из местных, и немцы вновь вспомнили о Матвее Кузьмине. Долго водил Кузьмин заклятых врагов по оврагам, кружил по кустарникам и перелескам. Вконец усталые, продрогшие, немцы неожиданно для себя очутились под пулеметным огнем. Советские пулеметчики, заранее предупрежденные внуком Кузьмича Васей, в упор расстреливали гитлеровцев. Поле покрылось трупами. Более 250 немецких солдат нашли себе смерть. Когда немецкий офицер увидел, что его отряд попался в ловушку, он застрелил старика. Героический подвиг славного советского патриота Матвея Кузьмича Кузьмина вспоминаем сегодня (№ 5, 2018).

Когда изучаешь биографию этой женщины, так и тянет заглянуть в конец, словно это увлекательнейшая книжка, и окончание которой не терпится узнать. Ее жизнь напоминает сказку в смысле необычности происходящего, в смысле чудес, которые то и дело случались с нашей героиней. Сама она объясняла все чудеса одним – Верой. После смерти ее причислили к лику блаженных. Но здесь как раз причисление к лику святых не выглядит неуместным. Речь идет о матери Терезе. Агнес Гонджа Бояджиу – таким трудновыговариваемым было ее имя при рождении – появилась на свет 26 августа 1910 года в городе Скопье – сейчас это территория Македонии. Когда Агнес впервые оказалась в Черногории, у иконы Пресвятой Девы Марии, она почувствовала что-то, что потом назвала «призывом к служению Богу». Однако ей было всего двенадцать, и пока рано было думать о том, чтобы становиться монахиней. В 1949 году Тереза получила гражданство Индии, а еще через год – разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия. К трем обычным монашеским обетам – нищеты, целомудрия и поста – в ордене Терезы был еще и четвертый – всеми силами служить бедным и страждущим, ничего не требуя взамен. У матери Терезы было много наград, вплоть до Нобелевской премии мира, но, ни гроша из этих премий она не потратила на себя – все ушло нищим, бездомным, больным (№7, 2017).

Для десятков миллионов читателей на всех континентах она всегда была и остается Агатой Кристи, писательницей, тиражи книг которой, по данным ЮНЕСКО, переведены на сто три языка. До первого брака эта женщина носила имя Агата Мэри Кларисса Миллер, после второго – стала леди Мэллоуэн. Многие обстоятельства ее жизни по сей день, покрыты флером тайны. И все-таки Валерия Быкова в очерке «Тайны Агаты Кристи» попыталась немного приподнять эту завесу (№ 5, 2017).

«Портретом Демидова» кисти Левицкого (№ 2, 2017), мелодией пейзажа Левитана (№ 4, 2016), «Неравным браком» Василия Пукирева (№ 4, 2014), «Палестинской серией» Василия Верещагина (№ 5, 2018), а также повествованием «Мой Глазунов» о многолетней дружбе писателя Ивана Переверзина и художника Ильи Глазунова (№ 11-12, 2018; № 1, 2019), представлена рубрика «Шедевры». Рубрика знакомит с известными полотнами великих художников, приоткрывает тайны и истории создания шедевров, а также повествует о судьбе их авторов.

Тайны и загадки исторических уголков России раскрывает журналист Дмитрий Зелов в рубрике «Забытые усадьбы». «Усадьба-невидимка», «Усадьба-призрак» – так окрестили старинную усадьбу на самой окраине российской столицы – Братцево. Мимо нее ежедневно проезжают тысячи, десятки тысяч людей. Проезжают – и в упор не видят! Даже не подозревают, сколько удивительных тайн связано с ней и окружающей ее местностью. Речь идет о загадках Сходненской чаши, о сокровищах Тушинского вора, о влиянии самого Братцево на славу и известность творческих людей. Например, имя пейзажиста Ивана Шишкина известно во всем мире, и любая из его работ стоит ныне целое состояние. Вот только мало кто знает, что слава самого известного русского художника началась… с Братцево. Еще одной загадкой Братцево является имя архитектора господского дома, выстроенного сразу после изгнания Наполеона из России в строгих канонах классицизма. Весьма вероятно, что зодчим выступил Андрей Воронихин, автор знаменитого Казанского собора в Петербурге. В середине 30-х годов прошлого века страна буквально бредила полярными летчиками и моряками. После тяжелых, многомесячных трудовых буден героям Страны Советов как воздух был нужен заслуженный отдых. И знаменитый полярный исследователь, руководитель и вдохновитель советских арктических экспедиций, начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт присмотрел усадьбу Братцево под базу отдыха для своих подопечных. В последние годы Братцево стало домом отдыха работников сцены, и красивые виды усадьбы и парка появились в целом ряде популярных советских и российских фильмов «Война и мир» Сергея Бондарчука, «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова, «Отцы и дети» Вячеслава Никифорова и многих других (№ 10, 2018).

На северо-восточной окраине столицы, расположен памятник русского каменного шатрового зодчества – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково. У каменной постройки того далекого времени интересная история, связанная со становлением русской государственности. Этот храм – памятник национального объединения России, одоления Смуты, зримое воплощение политических и культурных достижений России второй четверти XVII века. В Смутное время вотчина Дмитрия Пожарского Медведково была разорена и превратилась в пустошь. На территории этого разоренного селения народное ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина сделало последнюю остановку перед решающей битвой с поляками за Москву. Именно в Медведково русское воинство молилось о победе. После окончания Смутного времени спаситель Отечества Дмитрий Пожарский сделал Медведково своей главной подмосковной резиденцией. В память о тех событиях он поставил деревянную шатровую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. О дальнейшей судьбе этой старинной усадьбы вы узнаете из публикации Дмитрия Зелова «Жемчужина московской окраины» (№ 12, 2018).

Приглашаем вас в зал оперативной информации Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, вместе вспомнить славные страницы истории журнала «Смена» – издания, в котором органично соединяются молодость и зрелость.

1 2 3 4

Наташа Крылова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска