«Дороги, ведущие к искусству, полны терний,
но на них удается сорвать прекрасные цветы»

Ж. Санд

К библиотекарям Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина часто обращаются читатели, которые хотели бы научиться разбираться в изобразительном искусстве и не знают с чего начать. Открываем серию статей, в которых порекомендуем книги, которые помогут вам разобраться в этом вопросе.

Для начала предлагаем получить общее представление что же такое изобразительное искусство вообще. Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства – художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки – звук, для изобразительного искусства – цвет, для скульптуры – объем.

Цель искусства двойственна: для творца – это художественное самовыражение, для зрителя – наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро – с моралью.

Искусство – важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство – художественные образы.

Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Одним из главных направлений в искусстве являются изобразительное искусство, которое отличается наглядностью, образностью, художник в своем произведении показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит, рассказывая од увиденном, выражая свое мнение и чувство. Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Рекомендуем следующие книги для изучения искусства с разных сторон:

1

В.В. Ванслов. Что такое искусство, 1988. В книге рассказывается о том, что такое искусство, зачем оно нужно людям, каково его общественное значение и роль в формировании личности. Большое внимание уделено вопросам правды и красоты в искусстве. Автор подробно останавливается на различных видах искусства, рассматривает их классификацию, особенности, взаимодействие и синтез. Книга написана ярким языком, сочетает теоретическую глубину с доступностью изложения.

Л.С. Выготский. Психология искусства, 1998. Книга выдающегося советского психолога, который одним из первых предпринял попытку исследовать искусство с точки зрения психологии. В основу легли три литературных исследования: О Гамлете В.Шекспира, о баснях И.Крылова и новеллы. «Я изучал в них то, что составляет основу всего искусства, – природу и механизм эстетической реакции. Я опирался на общие элементы формы и материала, которые присущи всякому искусству», – отмечает автор.

А.Н. Быстрова. Мир культуры. Основы культурологии, 2002. Представлена попытка целостного рассмотрения культуры: теория и история культуры. Искусство рассматривается как явление культуры в целом. Особенность книги – обилие конкретных примеров, цитат из литературы, философских, научных источников.

И.Тэн. Философия искусства, 1996. С присущим автору литературным мастерством выдающийся французский философ и историк увлекательно рассказывает о сущности, особенностях и характере процесса создания произведений искусства. И.Тэн создал свою теорию, доказывающую, что художественное произведение не есть одинокое, особняком стоящее явление, а часть целого, часть всей деятельности художника, который работает в своем стиле, принадлежит своей стране и эпохе. В книге воссоздаются картины жизни и наиболее яркие события Древней Греции, Италии и Нидерландов в средние века и в эпоху Возрождения, для того чтобы проиллюстрировать, как они повлияли на развитие культуры.

Л.Н.Рахлина. Что вы знаете об искусстве? 210 вопросов по изобразительному искусству, 1968. Автор отвечает на популярные вопросы по теме. Тематика вопросов разнообразна, в книге представлены образы известных людей в искусстве, «биографии» картин и скульптур, основные этапы развития искусства, сообщаются малоизвестные факты из жизни художников и истории создания выдающихся картин. Издание дополнено множеством иллюстраций.

Основы теории художественной культуры, 2001. Данное издание вводит читателя в мир искусства, как важнейшую часть культуры человечества и помогает обрести навыки понимания художественных произведений. По нашей теме читателям будет интересно ознакомиться с главами, касающимися нравственно-эстетического смысла изучения художественной культуры, места изобразительного искусства в системе художественной культуры и перенять опыт культурологического исследования произведения искусства на примере одной из картин Рене Магритта.

2

Одним из подходов изучения изобразительного искусства является ознакомление с историческими периодами его развития. Принято вести хронологию от первобытного общества до 19 века, и она касается, в основном, истории западного общества. История искусства 20 века и стран Азии и России занимает отдельное место. Предлагаемые издания дают общедоступные знания по истории искусств от доисторических времен до 19 века, но каждое имеет свою особенность.

3

Книга Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств (1996) помимо высокого качества полиграфического исполнения содержит раздел, специально посвященный законам восприятия искусства, что окажет значительную помощь начинающим.

Труд К. Вёрмана История искусства всех времен и народов (в 3 томах, 2001) выделяется из среды других трудов подобного рода двумя особенностями: он написан от начала до конца одним автором, отличается единством замысла и исполнения. Автор излагает историю искусства на основании широко изученного материала, освещаемого со всех точек зрения.

Всемирная история искусств П.П.Гнедича, 1999. Впервые книга была издана в конце 19 века, и это была первая попытка дать на русском языке в живом и сжатом изложении картину общего хода развития искусств. Это не учебное пособие и не ученое сочинение, а книга для чтения, чем она и ценна.

Издание Э. Гомбрихта. История искусств (1998) стало настоящей классикой, потому что автор умеет рассказать об мире искусства без сложных терминов, что важно для тех, кто только начал знакомство с прекрасным. Стоит обратить внимание на книгу Краткая история искусств Н.А. Дмитриевой (1991), так как целый раздел книги посвящен формированию нового изобразительного языка в России в 18 веке.

Ж. Базен в книге История истории искусства от Вазари до наших дней (1986) описывает, как возникла и развивалась история искусств как наука. Вот его знаменитое высказывание: «История Искусства родилась из чувства гордыни флорентийцев, на основании осознания жителями этого города того, что их город – форпост нового мира, мира прогресса, который однажды получит название «Возрождение».

Когда вы освежили в памяти основные исторические периоды и смогли определить, какая эпоха вам наиболее интересна, можно начать ее изучать более углубленно. Наш фонд располагает обширным объемом книг по истории искусства отдельных стран, эпох.

Другим подходом в изучении изобразительного искусства является знакомство с направлениями в живописи – это поможет структурировать ваши знания. Вот самые интересные издания – большого формата, с богатыми иллюстрациями, изданные на хорошей бумаге.

Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. История стилей в искусстве, 2006. Пособие представляет собой систематизированный курс по истории стилей в зарубежном и русском искусстве от древнейших времен до наших дней.

М. Эстон. Ренессанс, 1987. Альбом во всей полноте воссоздает эпоху Ренессанса, ее непревзойденные открытия и достижения. Богатая справочная информация дает возможность читателю получить четкое представление об этом направлении.

4

Романтизм, 2002. Издание содержит необходимые биографические и искусствоведческие сведения о художниках романтического направления, их предшественников и некоторых последователей.

Д. Ревалд. История импрессионизма, 1999. С помощью богатого фактического материала – писем художников, свидетельств их современников, критических статей, газетной хроники и др. – воссоздается история зарождения и эволюция импрессионизма.

5

Д. Ревалд. Постимпрессионизм, 1996. Книга отличается сочетанием глубокого научного анализа с увлекательностью и эмоциональностью повествования.

6

А.К. Якимович. Реализмы двадцатого века, 2000. Описаны основные характеристики направления, его представители, примеры работ.

А. и О. Вирмо. Мэтры мирового сюрреализма, 1996. В формате компакт энциклопедии авторы собрали все сведения об этом направлении не только искусства, но и социального явления 20 века.

7

Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях, 1992. Альбом содержит сведения о более 300 картин, биографии художников, большой справочно-информационный материал. Этот подход наиболее интересный и информативный, позволяет сразу определить и запомнить имя художника, направление, в котором он творил и эпоху.

Приглашаем посетить зал искусств Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина и с помощью книг окунуться в волшебный мир прекрасного.

 Начните изучать изобразительное искусство, и ваша жизнь преобразится!

Ждем вас по адресу: ул.Коммуны, 69. Тел. 264-75-19.

 

Наталья Меньщикова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска