Продолжим знакомство с культурно-историческим журналом Никиты Михалкова «Свой» за второе полугодие 2018 года.

1

Напоминаем постоянные рубрики журнала: «Слово издателя», «Символ веры», «Имена и даты», «Философ о философе», «Проверено временем», «Великие реалисты», «На семи холмах», «Стоп-кадр», «Трапезная». Познакомимся с содержанием основных рубрик.

2

Каждый номер журнала открывается «Словом издателя» Никиты Михалкова, где он затрагивает актуальные и больные темы современной России. Например, речь идет о загрязнении рек и озер, бесценных источниках дефицитной в масштабах планеты питьевой воды, о кладбищах когда-то процветавших фабрик и заводов, давно отживших свой срок кораблей. Наша земля продолжает покрываться гигантскими ядовитыми свалками, в мусоре утопают леса, а вековые сосны и кедры идут за границу. На страницах журнала Никита Сергеевич уже обращался к этой теме в преддверии Года экологии, говорил о необходимости специальных госпрограмм, о важности Большой Уборки; о том, что надо приобщить к делу талантливых артистов, популярных политиков. Наряду с проблемами, издатель делится с читателем и радостными событиями, такими, как открытие Крымского моста, размышлениями экранизации русской классики по мотивам произведений Чехова, Гончарова, а в преддверии календарных или православных праздников освещает этот вопрос с позиции сегодняшнего дня и призывает не подвергать сомнению и чтить наши победы, доблесть героев, святость праведников, добрые и честные помыслы людей, спасавших государство в периоды страшных войн и потрясений.

Рубрика «Символ веры» освещает историю и символы православных праздников. «Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора, и осень, ясная, как знаменье, к себе приковывает взоры», – писал Борис Пастернак об августовских торжествах. Речь шла о празднике, именуемом в народе Яблочным Спасом. В этот солнечный, радостный, любимый художниками, поэтами и монахами день православный люд вспоминает о чудесном фаворском сиянии и несет освещать спелые плоды нового урожая. Об этом двунадесятом празднике Преображения Господня статья Андрея Самохина «Фаворские яблоки» (№ 7-8, 2018). О нелегком жизненном пути святой равноапостольной царицы Елены повествует писатель-историк и публицист Валерий Шамбаров в статье «Евангелие от Елены» (№ 9, 2018), а о том, как Андрей Боголюбский установил великий праздник Покрова Святой Богородицы, автор рассказывает в статье «Под высоким покровительством» (№ 10, 2018).

Рубрика «Имена и даты» ежемесячно знакомит читателя с юбилейными датами политических деятелей и деятелей науки и культуры, писателей и поэтов, актеров и режиссеров, сценаристов и художников, а также с выходом в свет того или иного издания, принесшего славу своему автору, здесь же вспоминаем и знаменательные исторические даты в истории России. На страницах журнала отметили юбилей придворного историографа и как его еще называют «последнего летописца» и «первого историка России» Николая Карамзина, автора многотомной «Истории государства Российского», а также юбилеи писателей Владимира Короленко, Вячеслава Шишкова, поэтов Василия Лебедева-Кумача, Эдуарда Асадова, актера Михаила Пуговкина, драматурга Виктора Розова, критика, философа и публициста Николая Страхова, композитора Александра Бородина, Маршала Советского Союза выдающегося военачальника XX века Родиона Малиновского, чекиста Дмитрия Медведева, Героя Советского Союза летчика Виктора Талалихина. Отметили 75-летие учреждения ордена «Победа», 30-летие космического полета многоразового советского корабля «Буран». 120 лет исполнилось со дня открытия Московского Художественно-общедоступного театра и опубликования чеховского рассказа «Человек в футляре».

Выдающихся представителей русской философской мысли XX века условно можно разделить на две основные категории. В первую войдут те, кто посвятил жизнь строго научным исследованиям. Другие проявили особый интерес к литературно-художественному творчеству, искусству. Бориса Вышеславцева следует отнести ко второму, «артистическому» направлению. Много десятилетий спустя, уже пребывая на чужбине, он с любовью и грустью опишет в воспоминаниях «Тайна детства» патриархальный уклад старой Москвы. Основную роль в духовном становлении личности играет воображение – эту простую, но крайне важную вещь Борис Петрович подчеркнет, упомянув для примера художника Константина Коровина, с которым дружил долгие годы. Импрессионизм как художественный стиль был для них общим, подходил для выражения личных чувств и переживаний. Литературный талант проявился уже в рассказе «В Париже», опубликованном в журнале русской эмиграции «Современные записки». Среди трудов Бориса Вышеславцева «Русская стихия у Достоевского» (Берлин, 1923), «Этика преображенного эроса» (1931). Итоговой можно считать его книгу «Вечное в русской философии» (Нью-Йорк, 1955). Тут читателю важно выяснить, что вкладывал автор в понятие «вечное». Борис Петрович весь окружающий мир воспринимал творчески, разглядывал его с интересом художника. Его впору назвать не только «Рахманиновым русской философии», но и выдающимся философом-импрессионистом. Детству и творческой деятельности Б. Вышеславцева посвящена статья «Найти свое высокое Я» доктора философских наук Олега Ермишина в рубрике «Философ о философе» (№ 7-8, 2018). Продолжает рубрику доктор философских наук Юлия Мелих «Очарованный, оКАНТованный», так охарактеризован Сергей Гессен, имя которого в нашей культуре и русской истории связано с изданием журнала «Логос» (1910-1914). Работой над «Логосом» и полемикой с оппонентами деятельность Сергея Иосифовича не ограничивалась, она была разносторонней и плодотворной, охватывала обширные и вполне самостоятельные сферы: теорию познания, педагогику, философию права, исследования по социализму и либерализму, литературоведение. «Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного…», – писал Сергей Гессен в «Основах педагогики» (1923).

«Проверено временем» – как точно названа рубрика журнала «Свой», где собран материал о событиях и деятелях культуры, которые прошли через многие столетия испытания временем. «Будет бренчать гитара, будет крутиться пленка…» так Валерий Бурт назвал публикацию, посвященную 100-летнему юбилею Александра Галича. В молодые годы он был на распутье. Поступал – успешно – и в Литинститут, и в Студию Станиславского. Ни там, ни там дело обучения до конца не довел, однако художественное слово и сцена остались с ним навсегда. Александр Галич был широко известен по всей стране, его концерты собирали аншлаги, магнитофонные записи крутили повсюду. 60-е - время людей с гитарами, тех, кого позже станут именовать «бардами». Они вдохновенно рассказывали под музыку о собственных радостях и печалях, трудностях бытия и превратностях быта, смеялись и грустили, предавались воспоминаниям и заглядывали в будущее, исполняли гимны высоким устремлениям и ниспровергали нравы, обычаи, привычки советского «мещанства». Галич, Визбор, Окуджава – главная бардовская троица. Позже к ней добавился Высоцкий. В июне 1974-го Александр Галич отправился за границу. Покидал страну постаревшим и усталым. Собирался ли он возвращаться? И эту надежду запечатлел на бумаге:

Когда я вернусь – ты не смейся, – когда я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь земли,
По февральскому снегу,
По еле заметному следу к теплу и ночлегу,
И, вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь…

О нелегкой судьбе Галича читайте в октябрьском номере журнала «Свой» (№ 10, 2018).

2019 – год Театра. Вспомним о 120-летии открытия Московского Художественно- общедоступного театра, когда в тот далекий 1898 год состоялась премьера «Чайки» в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Спектакль определил судьбу не только русского, но и мирового сценического искусства. Первой постановкой театра стала трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Двумя днями ранее пьеса была показана в Петербурге, в Малом театре, и была довольно высоко оценена как зрителями, так и критиками. Образы, предложенные московскими постановщиками и актерами, заметно отличались от питерских – более верным прочтением литературной первоосновы и традиционалистским взглядом на отечественную историю. Великое сценическое произведение пережило три революции, две мировые войны, поменяло несколько поколений артистов, вошло в разряд легенд. Но именно «Чайку», появившуюся чуть позже, отцы-основатели считали началом своего театра. После ее московской премьеры Немирович-Данченко написал: «Новый театр родился!» И занавес МХТ навсегда увенчала белокрылая птица (№12, 2018).

«Великие реалисты» – так можно назвать великих художников, их полотнами мы восторгаемся до сих пор. И так называется рубрика, посвященная творчеству Алексея Венецианова («Цвет настроения летний» №7-8, 2018), мастерской театрально-декорационной живописи при Императорской Академии художеств («Смените декорацию» № 9, 2018). К 100-летию комсомола вспомним творчество художников советского времени, которые на своих полотнах, плакатах, спичечных коробках и марках запечатлели шефство над всеобучем, сопротивление фашистам, освоение целины, строительство Братской и Саяно-Шушенской ГЭС, БАМа… («Целину освоили, БАМ построили» № 10, 2018). Гением парадокса является Кузьма Петров-Водкин. При жизни его картины вызывали множество споров. Одни называли мастера новейшим декадентом, другие хвалили. Именно кураж и любознательность позволили сыну сапожника стать одним из ключевых отечественных художников XX века, совершить синтез традиций европейского Возрождения и русской иконописи. Мы всегда сразу узнаем художника по его полотнам, и Петров-Водкин не исключение. «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Портрет Анны Ахматовой», «Портрет В.И. Ленина», «Новоселье» – вот только небольшой, но узнаваемый перечень самых известных его работ («Красный конь полотно не испортил» № 11, 2018). В XX веке на долю русских художников выпало немало испытаний. После революционных событий многие уехали за границу, не приняв новый строй, и лишь единицам удалось завоевать любовь иностранной публики. Среди получивших признание – Леон Бакст, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Эрте (Роман Тыртов). Еще один любимчик отечественных и заграничных зрителей – Николай Богданов-Бельский, ныне, увы, почти забытый. «Картинами счастливого детства» можно назвать творчество живописца Николая Богданова-Бельского. Невероятная прижизненная популярность, а также стремительная карьера объяснялись не только талантом, но и удачей. О судьбе юного художника и сложном, но интересном жизненном пути повествует Ксения Воротынцева «Картины счастливого детства» (№12, 2018).

Рубрика журнала «На семи холмах» – это литературно-познавательное путешествие по паркам, усадьбам, музеям, связанным с именем знаменитых русских поэтов и писателей и все, что связано с градом на семи холмах. Нескучный сад нередко называют исторической частью Парка Горького. Определение более чем справедливое – парк недавно отпраздновал 90-летие. А Нескучное, как оно в те поры именовалось, стало излюбленным местом загородных прогулок московской публики почти три века тому назад («И только ветер в аллеях Нескучного…» №10, 2018). Москва – родина Пушкина. С его именем связано множество адресов. Пять лет назад на Старой Басманной появилось еще одно замечательное памятное место. Открылся Дом-музей Василия Львовича Пушкина, дяди и наставника великого поэта. Дядюшка тоже слыл стихотворцем, состоял в приятельских отношениях с Гаврилой Державиным, Василием Жуковским, Николаем Карамзиным. В гостях у Василия Львовича собиралось изысканное общество. Уютный и довольно богатый экспонатами музей, позволяет с глубиной окунуться в атмосферу гостеприимного дворянского дома той эпохи («Ай да Пушкин! Ай да Василий Львович!» № 9, 2018). В небольшом музее популярного столичного парка, когда-то названного в честь мастеров соколиной охоты, открылась своеобразная выставка «Дачные Сокольники: дома и знаменитые владельцы». Экспозиция рассказывает и показывает, отчего во второй половине XIX века москвичи облюбовали этот район для летнего отдыха, почему сюда съезжался весь цвет городского общества и как эти достойные граждане совмещали труд и развлечения, об этом повествует статья «На дачу, в глушь, в Сокольники» Ольги Марьяновской (№ 7-8, 2018). Одним из первых местных обитателей был московский генерал-губернатор граф Федор Ростопчин. Он владел усадьбой и домом, сгоревшим во время пожара 1812 года. На выставке можно узнать о выдающихся людях, живших и гостивших в Сокольниках. На стендах представлены фото, существующих по сей день и, увы, не сохранившихся зданий, портреты их хозяев, рассказы о нескольких поколениях купеческих семейств. О вкусах и пристрастиях тогдашних дачников дают некоторое представление антикварные вещи из частных коллекций: колоритные жестяные коробки из-под пастилы и соломки, из-под чая, предметы чайного сервиза, милые дамские безделушки, журналы и выкройки. Традиции благотворительной деятельности в Сокольниках – особая тема. Здесь не только отдыхали, но и активно участвовали в «делах милосердия». Предприниматель Павел фон Дервиз построил на свои деньги детскую клинику в честь Святого Владимира. На пожертвования Петра, Александра и Василия Бахрушиных была возведена больница, где лечили бесплатно. Купчиха Александра Четверикова оборудовала первый в Москве туберкулезный санаторий. И этот список благих дел русских дворян можно долго и долго продолжать. К 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева в Москве приурочили два знаменательных события: после реставрации вновь откроет двери для посетителей музей на Остоженке, прозванный москвичами «Домом Муму», а рядом, в Тургеневском сквере, будет установлен большой бронзовый монумент («Приходи на Муму посмотреть» № 11, 2018). В музее, помимо традиционных экспозиций, сотрудники работают по программам «Музей детям», «Московские страницы Муму», «Урок в музее». Для молодых посетителей проводятся познавательно-игровые экскурсии, акции «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Библионочь». История Дома-музея связана не только с Тургеневыми, их близкими и гостями, но и с множеством других выдающихся личностей. Среди них, будущий писатель Сергей Аксаков, драматург и директор Императорского московского театра Федор Кокошкин, композитор Алексей Верстовский, литератор Михаил Загоскин, граф Федор Толстой. Биографы предполагают, что бывал тут и святой праведник Иоанн Кронштадтский.

Актерам-юбилярам и экранизациям литературных произведений посвящена рубрика «Стоп-кадр». В заветном списке наших любимых актрис послевоенного периода Наталья Гундарева. Врожденное умение тонко чувствовать, остро реагировать и демонстрировать эти свойства зрителю развилось у нее в театре, а кино дало ей шанс показать собственную психологическую незаурядность. Гундарева мощная, притягательная, «народная», аристократичная. Помним ее по фильмам: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Однажды двадцать лет спустя», «Дульсинея Тобосская», «Одиноким предоставляется общежитие», «Петербургские тайны», «Сладкая женщина». В Театре имени Маяковского она стала примой на многие десятки лет («Не только сладкая женщина» №7-8, 2018). Алексей Баталов давно и прочно утвердился в общественном сознании как символ интеллигентности. Его киногерои наделены лучшими человеческими качествами, а образцовая уравновешенность и десятилетия спустя поражает зрителя. Фильмография актера: «Дорогой мой человек», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Большая семья», «Дама с собачкой», «Мать», «Возврата нет», «Три толстяка», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит». Алексей Баталов – артист, прекрасно сочетавший в своем творчестве трезвость ума и радость труда («Дело Баталова» № 11, 2018). В истории искусства немало корифеев, и к ним относится Ростислав Плятт. Человек, всецело преданный любимому делу, не считал нужным прятать неизбежные недостатки и трудности этапов роста. Впервые он выступил на публике в пятилетнем возрасте. Начало получилось экстравагантным. Находясь с отцом в цирке, мальчик проникся нежными чувствами к Рыжему клоуну, а Белого «уже тихо ненавидел», Переживания вылились в громкий вопль, обращенный к Рыжему: «Послушайте, вас обманывают!» Публика зашлась от хохота, отец же поступок одобрил. Актер ярко запомнился по роли Пастора Шлага в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». На первый взгляд, вариация недотепы-интеллигента, однако детальная разработка психических движений персонажа, безукоризненно точное распределение этих микроимпульсов на оси времени привели к созданию поистине великого образа. Об интересной судьбе и творческом становлении актера публикация Николая Ирина «Пастор, мы тебя знаем» (№12, 2018).

3

В России раньше, чем где бы то ни было, раздался обращенный к мастерам художественного слова призыв сочинять истории специально для кино. Модный литературный критик Корней Чуковский, обмолвился в 1908 году, что «кинематограф тоже есть песня, былина, сказка, причитание, заговор», довольно скоро пошел в своих рассуждениях еще дальше. Весной 1910-го в Ясную Поляну приезжал Леонид Андреев, который возбужденно рассказывал ее знаменитому насельнику о перспективах экранного искусства. Поведал и об инициативе Чуковского, звавшего приобщить к синематографу серьезных литераторов. Толстой первоначально отреагировал скептически. Но уход Льва Николаевича сначала из Ясной Поляны, а потом из жизни лишил нас счастливой возможности узнать, как создатель уникальной литературной вселенной собирался сотрудничать с еще не оформившимся в искусство развлекательным балаганом. Любопытно, что первым экранизированным сочинением Толстого стал роман «Воскресение». В золотой фонд национального киноискусства вошли «Анна Каренина», «Отец Сергий», «Казаки», «Кавказская повесть», «Два гусара», «Крейцерова соната», «Простая смерть». Возвышается над прочими грандиозная картина «Война и мир» Сергея Бондарчука, поразившая в 1960-е масштабом, внятностью, плотностью исторической ткани, пронзительным лиризмом. Мог ли скептически настроенный к синематографу Лев Николаевич вообразить, что через столетие его проза сначала вдохновит на художественное открытие режиссера, а потом заставит рукоплескать его находкам авторитетное интернациональное жюри? («Толстой напоказ» № 9, 2018).

4

Значение фильмов о буднях уголовного розыска, который отметил столетний юбилей, переоценить трудно. При этом кино про борьбу с криминалом имеет огромный жанровый потенциал: загадки преступлений, тайны характеров, аналитическое моделирование, апология мужества привлекают зрителей во всех странах и в любые времена. Вот небольшой перечень полюбившихся зрителю фильмов: «Берегись автомобиля», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Трактир на Пятницкой», «Зеленый фургон», «Рожденная революцией», «Бриллиантовая рука», «Место встречи изменить нельзя» («Из жизни инспекторов уголовного розыска» № 10, 2018).

«Трапезная» – самая «вкусная» рубрика журнала «Свой», где собраны лучшие рецепты приготовления блюд русской кухни, взятые из старинных кулинарных книг прошлых веков. Например, изданного в XIX веке «Альманаха гастрономов» Игнатия Радецкого. Это настоящие шедевры кулинарного искусства. В журнале рецепты блюд дополнены яркими фотографиями.

Есть в журнале рубрики «Свой среди чужих», «Родное слово», «Литфонд», «Званый гость», «Культурная эволюция», «Право и правда», «Достояние», «Арсенал», «Страна мастеров», и каждая по-своему освещает с интересом то или иное знаменательное событие из жизни страны, повествует об известных и малоизвестных личностях, внесших свой вклад в развитие науки, культуры и литературы. Например, в рубрике «Страна мастеров» идет речь о главном творце истории – великом авиаконструкторе Андрее Туполеве. Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из них пошли в серию. На этих машинах установлено 78 мировых рекордов и 30 исторических перелетов (№11, 2018). «Родное слово» освещает юбилейные даты поэтов и писателей. Июльский номер журнала посвящен 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Сегодня, когда о нем как о классике первой величины изданы сотни биографических книг, вряд ли есть резон перечислять вехи его биографии и творчества. Его творчество остается дорого многим. «Я – поэт. Этим и интересен», – справедливо утверждал он (№ 7-8, 2018). О том, как великий тренер Анатолий Тарасов – Легенда номер один, превратил хоккей в национальный вид спорта, читайте в рубрике «Наука побеждать» (№ 12, 2018). «Званый гость» журнала Захар Прилепин. Писатель несколько месяцев живет в Донецке. Он – замкомбата спецназа армии Донецкой народной республики, а «по совместительству» – глава благотворительного фонда, оказывающего финансовую поддержку жителям Донбасса. Поговорить с Захаром удалось в начале лета, когда он на пару дней приезжал в Москву – записать несколько авторских телевизионных программ («Наш фильм о Донбассе попал в лонг-лист «Оскара» №7-8, 2018).

Все номера журнала «Свой» с 2014 по 2018 гг. находятся в зале оперативной информации Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. Приглашаем к чтению популярных журналов. Откройте для себя малоизвестные страницы истории!

Читайте также:

«Свой» среди нас

 

Наташа Крылова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска