МАРИНА ПАЛЕЙ

1

27 апреля 2011 года международный литературный конкурс «Русская Премия» наградил в Москве лауреатов по итогам 2010 года. «Русская Премия» входит в пятерку самых престижных российских литературных премий, единственная российская литературная премия, присуждаемая авторам литературных произведений, проживающим за пределами России, в любой стране мира, и пишущим по-русски. В номинации «крупная проза» победу одержала русская писательница из Нидерландов Марина Палей и ее роман-притча «Хор». Ее не слишком часто и не слишком много публикуют на родине. Многие считают Марину Палей самым экстравагантным из современных русских авторов. Ее произведения относят к литературе для эстетов, а ее работу со словом считают филигранной. В 1995 году в Роттердаме на Story International Festival, за особенное чувство языка Мариной Палей был получен титул Russische Stijlprinses (Русская принцесса стиля).

Марина Палей родилась в Ленинграде. В 1978 году окончила Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию им. И.И.Мечникова, работала врачом. В 1985-м году поступила на отделение критики в Литературный институт им. А.М.Горького, которое окончила с отличием в 1991-м году. С 1995 года живет в Нидерландах.

Известность ей принесла повесть «Евгеша и Аннушка», напечатанная в 1990-м году в «Знамени» №7. В 1991 году в Москве вышла ее первая книга – «Отделение пропащих», а журнал «Новый мир» №3 опубликовал повесть «Кабирия с Обводного канала». Проза Марины Палей переведена более чем на 13 языков мира. Сама она переводит поэзию с итальянского, нидерландского, новогреческого, английского и словенского языков, а также фламандскую прозу. Также пишет стихи. Является моделью, дизайнером и художником-постановщиком: соединяет исполнение своих текстов с музыкой и фотоизображениями.

Марина Палей является Финалистом премий «Букер», «Большая книга», им. И.П. Белкина (дважды). Лауреат «Русской премии» – 2011 (роман-притча «Хор»).

Книги, о которых пойдет речь, вышли в серии «Принцесса стиля».

2

Роман-притча «Хор», за который автору была присуждена «Русская премия», – это роман о любви и отчуждении мужчины и женщины. В 1945 году девушка из Полесья, угнанная на работу в Германию, соединяется с молодым голландцем Андерсом, очень впечатлительным и ранимым. Они создают семью, в которой рождаются четверо прекрасных детей. Андерс счастлив, он боготворит свою жену: всегда бодрую, жизнерадостную и невероятно красивую. Но после шести лет брака неожиданный поступок жены лишает Андерса покоя и, в конце концов, приводит к трагическому финалу. Андерс узнает, что его жена любит петь и не в одиночку, а в хоре. В течение долгих лет он пытается понять свою жену, анализирует свои состояния, обращается за советом, мысленно возвращается в свое детство, и наконец, пытается изменить свое восприятие, чтобы уничтожить непреодолимую стену между женой и собой. Он испробует все, с отчаянием сопротивляется сложившейся ситуации. «Он изо всех сил должен сопротивляться тому, что в свои тридцать девять лет стал панически бояться инсульта (и всего, что с ним связано), что хор, так или иначе, приведет его к третьему инфаркту – хорошо, если смертельному. Главным образом, он пытался сопротивляться своей пыточной мысли о том, что жена, несмотря на его никчемное здоровье, снова пошла в хор». После двух инфарктов, Андерс кончает жизнь самоубийством. Автор спрашивает своего героя: «А зачем любил, Андерс? Дурацкий вопрос – «зачем». Я имею ввиду: зачем впадать в зависимость от человека? От жалкого, сварганенного из самораспадающихся материалов, бренного человека? От этой слабой, капризной, полностью безвольной марионетки? …. Зачем ты так любил свою жену, Анди»?».

Книга интересна не только тем, что читатель является свидетелем трагических изменений, происходящих в душе главного героя, но и тем, что автор знакомит нас с европейской жизнью: тихой, размеренной, спокойной, а также с нравами голландцев, их обычаями и традициями, культурой.

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 31, 32.

3

Роман писательницы «Клеменс» вошел в шорт-лист «Большая премия» 2006 года. Этот роман тоже о любви, и один из главных героев романа не такой, как все: он болен аутизмом. Роман относят к гомоэротическим и даже проводят параллели с «Лолитой» Набокова. Главный герой – Майк, молодой петербургский переводчик, интеллигент и интеллектуал, еврей по национальности, в квартиру которого на правах квартиранта въезжает молодой немец Клеменс. К удивлению самого Майка, в нем внезапно вспыхивает любовь, обращенная к новому жильцу. Стараясь как можно чаще видеть Клеменса и понимая, что тот когда-то исчезнет из его жизни, он пытается хоть как-то задержать его: записывает его голос на магнитофон, начинает его фотографировать при каждом удобном случае, но ни одна из фотографий не получается: вместо них лишь сизая прозрачная дымка... А стремление Майка хоть как-то приблизиться к душе Клеменса тоже не приносит удовлетворения, ведь тот аутист и находится в рамках своей природной замкнутости. Все повествование словно окутано дымкой, за которой не видно того, к кому стремится Майк. Майк, так же, как и Андерс романе «Хор», одинок. В конце романа он просто исчезает, уходит в зазеркалье...

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 26, 32.

4

В серии «Принцесса стиля» вышла книга «День тополиного пуха» – это рассказы обоих периодов Марины Палей: «российского» и «зарубежного». В книгу включены три цикла рассказов, каждый из которых предваряет обращение писательницы к своим читателям. Цикл «День тополиного пуха» – это рассказы о советском здравоохранении, о больнице. Перед глазами читателей проходят истории судеб, многоликость которых не может не поражать. Автор пишет: «Название данного цикла выражает неотступное и мучительное для меня чувство беззащитности быстротекущей жизни, – а может, что-то еще, чего не знает автор».

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 8, 11, 12, 14, 17, 18, 22, 25, 26, 27, 28, 31, 32.

Цикл «Ошейник» о том, как люди, поставленные в разные обстоятельства, участвуют в замкнутом круге под названием жизнь, что чувствуют, ощущая себя внутри Колеса, от рождения и до смерти. Палей пишет: «Цикл «Ошейник» представляет собой коллекцию, где мною собраны разнообразные варианты человеческой несвободы».

Цикл «Бескабальное небо» о том, какие попытки делает человек, чтобы вырваться из этого Колеса.

Главное в прозе М.Палей – душа человека, отношения человека с человеком. Вот как она сама пишет об этом: «Мне интересны отношения на оси «человек – человек» (то есть души – с душой, в том числе, души – с собой). Еще в ее книгах много философских размышлений, житейских наблюдений, различных выводов и обобщений. Хочется перечитывать какие-то ее мысли и фразы. Прозу М.Палей надо читать вдумчиво, тогда можно получить большое удовольствие и найти что-то созвучное своей душе, а также понять и открыть для себя что-то новое.

 

МАРИНА СТЕПНОВА

5

Марина Степнова – лауреат премии «Большая книга» за 2012 год (третья премия), шорт-лист премий «Национальный Бестселлер», «Ясная Поляна», «Русский Букер. «Большая книга» – российская национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда после Нобелевской премии по литературе.

Марина Степнова – редактор, переводчик с румынского и писатель. Училась на филологическом факультете Кишиневского государственного университета, впоследствии перевелась в Литературный институт им. Горького, который окончила с отличием. Затем окончила аспирантуру Института мировой литературы им. Горького. Больше десяти лет работает в глянцевых журналах. Ее рассказы публиковались в «Знамени», «Новом мире» и «Звезде».

6

В 2006 году вышел ее первый роман «Хирург». Роман «Хирург» вошёл в список премии «Национальный бестселлер» в 2005 году. Этот роман сравнивают с «Парфюмером» П.Зюскинда.

«Хрипунову плевать было на людей. Хрипунов хотел стать Богом. Что нужно человеку, решившему стать Богом? Имя. Промысел. Деяние. Жертва. Все это было у Хрипунова. И он стал Богом. Он. Им. Стал». Главный герой – Аркадий Хрипунов, родился в шестидесятые годы в захолустном городишке Феремово: «За тысячелетие своего идиотского существования город умудрился отреагировать только на два события – татаро-монгольское иго и Великую Октябрьскую революцию». Перед читателем проходят сцены жизни Советского Союза, его развал, затем Москва – лихие 90-е. Главный герой родился в семье отца-пьяницы и матери, смирившейся с бедностью и серостью жизни и которая «биологически равнодушна» к сыну. Нерадужное детство, школа и пугающая тайна, которая есть только у Хрипунова: это сон, в котором Аркадий видит лицо – совершенное, лишенное каких-либо изъянов, оно надолго врезается в его память. Это сон «снился Хрипунову и в шесть лет, и в десять, и в тринадцать, и в тридцать пять, вызывая совершенно одинаковые, словно под копирку срисованные, чувства. Хрипунов просыпался от собственного вопля, насквозь мокрый от ужаса и физически невыносимого счастья».

В романе две сюжетные линии, жизнь главного героя и история Хасан ибн Саббаха, который в одиннадцатом веке основал в Древней Персии секту убийц-ассасинов и покорял мир силой. Как связаны эти два героя? Хассан ибн Сабахх – безжалостный убийца средневековья и Аркадий Хрипунов, ставший впоследствии гениальным пластическим хирургом, которого все боготворят. Связь между этими двумя сюжетами несомненно существует, а какая, узнаем только в конце романа. А пока столичный известный пластический хирург, одержимый своим даром и талантом мечтает сотворить прекрасное лицо, увиденное им во сне.

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 31, 32.

7

В 2011 году вышел роман «Женщины Лазаря», который Марина Степнова писала 5 лет. Роман «Женщины Лазаря» – это роман семейный, роман о любви. Повествование начинается с 20-х годов и до наших дней. На первый взгляд может показаться, что главным героем романа является гениальный ученый-физик Лазарь Линдт, но главное в книге – это жизнь женщин, которые так или иначе были с ним связаны. Эти женщины абсолютно разные: Маруся – дочь православного священника, та любовь, которую Линдт пронес через всю жизнь; Галина, которая ненавидела его всю жизнь и рассталась со своей ненавистью лишь когда Линдт умер. Третья женщина Лазаря – Лидочка, его внучка, такая же гениальная, как ее знаменитый дед. Главное в романе – любовь, очень разная и для каждого героя своя. Очень много внимания автор уделяет простым семейным ценностям: любви, преданности, теплоте отношений, уюту. Но книга интересна и историческими событиями: 1918 год, 1937, 1941, 90-ые годы и присутствием исторических персонажей: ученый Иоффе, академик Сахаров, Берия. Герой Чалдонов, муж Маруси, имеет прототип – это советский ученый Чаплыгин, а вот Лазарь Линдт – это вымышленный персонаж, такой собирательный герой советского ученого. Прочитав книгу, надолго остаешься под впечатлением жизни героев, их судеб.

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 32.

8

Роман «Безбожный переулок». Главный герой романа – Иван Огарев, его детство прошло в семье, где отец либо не замечает его, либо постоянно дрессирует: лупит и отчитывает, а мать с постоянным выражением вины и страдания на лице пытается угодить мужу, который давно ее не любит и живет на две семьи. Иван ненавидит отца и мечтает о том, чтобы тот поскорее умер, он замкнут, у него нет настоящих друзей, его не любят. Но Иван интеллектуал, он любит книги, пропадает в библиотеках: «Я мечтал читать. Просто читать? Да. Целыми днями. Всю жизнь. Хорошие книги. Сидеть у окна – и чтоб сад и солнце. И читать». Главный герой хочет построить свою жизнь вопреки всем и всему, но пока: школа, армия, медицинский институт, который он хочет бросить… Неожиданно в жизни Ивана все меняется: при прохождении службы в армии случается страшное, в душе происходит серьезный надлом. Огарев уже не тот, он понимает, что должен стать врачом и должен спасать людей. Он становится высококлассным специалистом, у него своя клиника, его ценят больные, коллеги, он женится на любящей и преданной женщине. Но жизнь меняется только тогда, когда он влюбляется в странную девушку Малю. «… - А о чем ты мечтала в детстве? - Маля не задумалась даже на секунду – жить. - В смысле? - Я всегда мечтала просто жить, понимаешь? Это же самое интересное. Жить». И для Огарева начинается новая, неожиданная, непривычная жизнь: «…и только теперь вдруг понял – как совершенно, абсолютно счастлив».

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№1, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 18, 20, 22, 23, 26, 31, 32.

Проза Степновой бывает очень жесткой и грубой, как в «Хирурге» и «Женщинах Лазаря». Все герои ее книг запоминаемы, каждый образ написан ярко и неповторимо. Из книг Степновой можно почерпнуть много интересного: исторические знания, медицинские и просто житейские.

 

Елена Темникова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска