Все книги, рассмотренные в данном обзоре, можно отнести к жанру биографической литературы. Биография – это жанр жизнеописания, один из наиболее популярных литературных жанров 20 века. Как правило, личности, биографии которых создаются, – признанные и значимые для истории, культуры и всего человечества. И потому будут интересны многим.

 

1

Валерий Шубинский «Зодчий: жизнь Николая Гумилева»

Валерий Игоревич Шубинский – российский поэт и переводчик, критик, историк литературы.

«Я угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле…»

 (Н.Гумилев «Память») – один из эпиграфов к книге.

Это вторая книга В.Шубинского о Н.Гумилеве. Она представляет собой подробную документальную биографию Николая Гумилева, одного из самых ярких и интересных поэтов Серебряного века, человека удивительного и фантастического. «От него остались не только стихи, но и Легенда – образ поэта-воина, поэта-путешественника, конквистадора, заговорщика. Вся его сознательная жизнь – от первого африканского путешествия до гибели в застенках ЧК – выстраивается в эффектную и впечатляющую картину».….. «Я хочу, чтобы не только мои стихи, но и моя жизнь была произведением искусства», – говорил он незадолго до смерти Ирине Одоевцевой».

Жизнь Николая Гумилева раскрывается в контексте эпохи и страны: русская культура, реформы русского флота, появление общественных библиотек и учебных заведений, малоизвестные события Первой Мировой войны, абиссинские истории, Царское Село – родина русской поэзии. В исторический контекст вписана биография Гумилева-поэта и Гумилева-человека. Шубинский анализирует и исследует биографию очень детально, несмотря на то, что восстановить ее крайне сложно, так как для этого недостаточно первоисточников. Переписка с родителями погибла в пожаре, с Ахматовой – уничтожена Гумилевым и адресатом, дневников автор не вел. Сохранилась лишь многолетняя переписка Гумилева со своим учителем В.Брюсовым. В своем исследовании В.Шубинский использует многочисленные воспоминания современников: А.Блока, К.Бальмонта, И.Северянина, А.Ахматовой, В.Брюсова и других великих людей того времени, а также их письма и дневники. Так, основываясь на воспоминания Ирины Одоевцевой, автор представил описание детства поэта: «Мое детство было до крайности волшебным…. Я был действительно колдовским ребенком….»

Насыщенная и яркая жизнь Гумилева послужила поводом для того, чтобы биографы поэта уделяли слишком много внимания внешнему: его экзотическим путешествиям, романам, наградам, но в книге В.Шубинского он другой. «Тот Гумилев, о котором можно прочитать на этих страницах, – другой, гораздо более сложный: мастер, труженик, тайновидец, глубокий и тонкий, хотя и не лишенный слабостей, человек. Но если автор этой книги написал ее, то уж точно не для того, чтобы отнять у сотен тысяч людей их кумира».

И, конечно, в книге много самой поэзии. Автор пишет о том, как Гумилев создавал свои стихи, а также о творчестве других великих поэтов и творчестве забытых и редко вспоминаемых имен. В книге есть приложение «Из стихотворных откликов на смерть Гумилева». Книга содержит более 200 фотографий и иллюстраций, она очень качественно оформлена, ее приятно взять в руки, полистать.

Книга будет интересна всем, она написана очень подробно, просто, и в тоже время научным языком, взят обширный материал. И, главное, книга создавалась с большой любовью, о чем и пишет в самом конце Валерий Шубинский: «Автор настоящей книги надеется, что ему простят ее недостатки — потому что только искренняя любовь к поэту двигала его рукой».

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина и в библиотеке №22 им.Д.Н.Мамина-Сибиряка.

 

2

Павел Нерлер «Осип Мандельштам и его солагерники»

Павел Маркович Полян – российский географ-демограф, историк, писатель и литературовед. Литературоведческие труды и художественные произведения опубликованы главным образом под псевдонимом Павел Нерлер.

С одной стороны – исследователь творчества Осипа Мандельштама, основатель мандельштамовского общества Павел Нерлер, с другой стороны – историк.

«Я как бы на всех этих трех осях – география, история и филология – как-то существую в разное время, в разной степени, в разных пропорциях, быть может. Но я ни одну из этих осей не бросил ради другой и стараюсь их совместить, что не просто, но удается».

Павел Нерлер много лет занят изучением трагической судьбы поэта. Почему именно, Мандельштам? Этот вопрос очень часто задают автору, говоря, что о Мандельштаме очень часто спорят: слабый поэт, его ценили только в узких кругах, в то время, как Анна Ахматова из всех поэтов-современников «только к одному Мандельштаму относилась как к какому-то чуду поэтической первозданности, чуду, достойному восхищения». На все вопросы Павел Нерлер неизменно говорит: «С моей точки зрения, не менявшейся уже много десятилетий, он есть в 20 веке наибольшее поэтическое событие».

Первая глава книги «Между ссылкой и тюрьмой: последний свободный год» начинается так: «…16 мая 1937 года истекал трехлетний срок воронежской ссылки Мандельштама. Как-то оно будет дальше? Продлят ссылку или не продлят? Отпустят или не отпустят?...» Эта книга о последних 20 месяцах жизни Осипа Мандельштама, о периоде между его смертью и возвращением из воронежской ссылки, куда он попал за эпиграмму на Сталина:

«Как подковы куст за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина».

Прочитав эпиграмму, Б.Пастернак говорит: «Это самоубийство». С момента написания эпиграммы начинается путь поэта по ссылкам и лагерям.

Главными свидетелями жизни поэта в этот период были люди, его окружавшие. Поэт был не один, рядом были другие заключенные. Автор собрал свидетельства попутчиков по вагону и пересыльному лагерю о поэте, а также следственные, реабилитационные материалы и документы ГУЛАГА. Все, что касается последних дней поэта, собиралось автором по крупицам, абсолютно разная информация: весьма значимая и совсем небольшая, незначительная. Таким образом и сложилась история последних недель жизни поэта.

П.Нерлер был лично знаком с женой поэта Надеждой Яковлевной Мандельштам. Ее история поиска сведений о последних месяцах жизни поэта вошла в последнюю главу книги «Следопыты». «Мы не успели ничего сказать друг другу – нас оборвали на полуслове и нам не дали проститься», так говорит о моменте ареста Надежда Яковлевна.

Книга иллюстрирована, при этом использованы материалы государственных архивов: Российского военного, Центрального МВД, а также материалы Файерстоунской библиотеки Принстонского университета и семейные архивы. Имеются именной указатель и географический.

Все, кому интересна личность О.Мандельштама и эпоха, в которую он жил, спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеке №22 им.Д.Н.Мамина-Сибиряка и №32 им.М.Горького.

 

3

Захар Прилепин «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы»

Захар Прилепин не нуждается в представлении, он хорошо известен российскому читателю: писатель, журналист и телеведущий. Его новая книга «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы» состоит из одиннадцати биографий писателей и поэтов Золотого века – от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина. «В то время как русский литератор классических времен сплошь и рядом воевал, либо, если войны не случалось, служил по воинской части, будучи готовым в любой день и час использовать оружие».

Автор не просто знакомит читателя с военным образом и военным подвигом каждого из героев своей книги, но и насыщает жизнеописания многочисленными фактами о становлении личности каждого героя, создает яркие и живые психологические портреты. В книге много поэзии, образ каждого персонажа дополнен отрывками из поэтических произведений, автор проводит литературные параллели с современностью. Приведены подробные и интересные сведения о русских офицерах.

О Денисе Давыдове мы читаем: «Военные свои записки Давыдов писал так, как ни один русский генерал позже не умел. Более того, все романы о Давыдове на фоне его собственных записок беспощадно блекнут». А это о Державине: «На что надеялся Державин, с сотней казаков выходя против Пугачева, понять сложно; но в любом случае в мужестве поэту не откажешь». Все персонажи книги несомненно патриоты России, и эта мысль проходит через все повествование.

«… Я кровь пролью,
Утешной верою спокойный:
Я правда был слуга достойный,
Я пал за Родину мою!».

(Штабс-капитан Александр Бестужев-Марлинский)

Книга З.Прилепина – это не только история отдельных русских литераторов и офицеров, но и история России, культуры и литературы 19 века.

Книга вызвала неоднозначные отклики, кто-то счел ее пропагандистской и тенденциозной, некорректной, однако, многие отмечают хороший язык, интересные факты, интересную подачу материала. Думаю, что стоит прочитать книгу, чтобы иметь собственное мнение.

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№ 1, 8, 10, 11, 14, 22, 26, 31, 32.

 

4

Захар Прилепин «Понедельник эпохи: Леонид Леонов»

В 2009 году в серии «Жизнь знаменитых людей» уже выходила книга Захара Прилепина «Леонид Леонов. «Игра его была огромна». И вот, в 2014 в печать вышла новая книга, которая начинается вступлением автора: «Леонид Максимович Леонов – мир непомерный. Путешествовать в этом мире надлежит с богатым запасом сил, с долгой волей и спокойным сердцем. С пониманием того, что он полноправно граничит с иными мирами мировой культуры». Вниманию читателей Захар Прилепин предлагает свою версию биографии писателя, который играл заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем 60 лет.

Леонид Леонов прожил долгую и интереснейшую жизнь: белогвардейский офицер и рядовой красноармеец; купеческий сын и модный литератор, драматург, автор многочисленных романов, многократный лауреат, орденоносец и, наконец, человек, который смог в весьма почтенном возрасте – 95 лет, опубликовать свою главную книгу: роман «Пирамида», составляющий трехтомник. Вроде все ясно и понятно. Но Прилепин, следя за перипетиями жизни писателя, исследуя его творчество, делает неожиданные выводы: «…. ранняя его пронзительная проза не прочитана и даже не опубликована толком; «советские» романы его, страшно сказать, почти не поняты, хотя переизданы десятки раз на десятках языков; о «Пирамиде» и речь вести страшно: неизвестно с какого края к ней подступаться: те же, кто подступался, – зачастую видели лишь свой край, и то – насколько хватало зрения. Сама судьба Леонова амбивалентна: ее легко можно преподнести и как, несомненно успешную, и как безусловно трагическую».

Книга охватывает огромную эпоху: от Первой мировой войны до распада СССР. Отдельные главы книги посвящены дружбе Леонова с М.Горьким, знакомству писателя со Сталиным, истории романа «Русский лес» и судьбе его последнего гигантского романа «Пирамида». Сегодня это имя практически забыто, но Захар Прилепин очень благодарен Дмитрию Быкову, который предложил ему написать жизнеописание Леонида Леонова и который считает, что Леонов один из лучших «советских» писателей.

«Это был писатель редкого, небывалого еще в России типа – писатель без идеологии, с одной огромной и трагической дырой в душе, с твердым осознанием недостаточности человека как такового, непреодолимости его родового проклятия. Но как знать – не с этого ли осознания начнется новая литература, о которой все мы так мечтаем сегодня? И не Леонов ли станет одним из главных русских писателей XXI века, который, как он предрек, к середине своей станет веком сгущающейся катастрофичности? А главное – разве в леоновской тревоге и леоновском отчаянии не больше истинно-здешнего, корневого и подпочвенного, чем в сусальных песнопениях или военных трубах? Он ждет, времени у него много». (Д.Быков)

Возможно, прочитав биографию писателя, найдется немало желающих вспомнить или познакомиться с героями произведений Леонова.

«Читая Леонова, иногда будто бы скользишь по-над ясной водой, но иногда словно продираешься в тяжелом буреломе, под хруст веток, глядя вослед заходящему, оставляющему тебя в черном лесу солнцу. И только упрямый путник будет вознагражден выходом на чистую, открытую небесам почву, где струится холодный ключ, целебней которого нет».

В разделе от автора Захар Прилепин написал: «Как-то Леонид Леонов сказал, «что у каждого человека, помимо внешней, событийной, очевидной биографии, есть биография тайная и ненаписанная. Не без трепета мы берем на себя смелость совместить, сшить не самой ловкой иглой обе эти жизни воедино».

Спрашивайте книгу на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№ 8, 14, 22, 32.

 

5

Александр Генис «Обратный адрес: автопортрет»

Александр Генис – писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий. Александр Генис родился в Рязани, вырос в Риге. Окончил филологический факультет Латвийского университета. В 1977 году эмигрировал в США, живёт в Нью-Джерси. Более двадцати лет Александр Генис работает на Радио «Свобода», автор и ведущий телецикла «Письма из Америки». На протяжении многих лет публиковался в соавторстве с известным журналистом Петром Вайлем, работал в эмигрантской газете «Новый американец», которую издавал Сергей Довлатов. Александра Гениса считают летописцем трех десятилетий литературной эмиграции.

«Память моя капризна. Она вычеркивает годы и факты, но упрямо настаивает на мелочах, вроде дачного жасмина, который в Америке не умеет пахнуть. Она смешлива, как первоклассник. Она не сидит на месте, устает от среднего и плюет на важное. «Пиши о том, что колется», – теребила она, пока я не послушался».

Книга «Обратный адрес» – автобиографичная, она посвящена отцу. Автор вспоминает своих предков, родителей, пишет о своем детстве, юности и зрелости. То и дело меняются пункты нахождения.

Луганск: «… любимый город прабабушки, которая «не могла без него обойтись и каждое лето отправлялась восвояси, чтобы пожить по-человечески, а не так, как в Риге».

Рязань: «Я гордился тем, что родился в сермяжной Рязани. Компенсируя космополитические убеждения, она служила якорем, соединяющим меня с землей, которую я, основательно запутавшись с отечеством, осторожно считаю родиной моего языка».  

Крым: «Не отличая эллина от иудея, мы отдали дань Волошину в Коктебеле, патриотам – в Севастополе, грекам – в Херсонесе, Айвазовскому – в Феодосии, татарам – у Бахчисарайского фонтана, шампанскому – в Новом Свете».

А еще в богатой на события жизни автора были и Киев, и Париж, и Нью-Йорк, и вся Русская Америка. Жизнь автора богата и на яркие знакомства: Петр Вайль, Сергей Довлатов, Э.Лимонов, М.Шемякин, И.Бродский, А.Барышников… В книге есть место и литературе, а также много интересных мелочей и неизвестных историй об известных людях. В книге много фотографий. Александра Гениса отличает уникальный стиль: яркость, живость, лаконичность и много юмора.

Познакомиться с книгой можно на абонементе художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина, а также в библиотеках №№ 8, 14, 22, 32.

 

Елена Темникова

© 2016 - 2019 МКУК ЦБС города Челябинска