Жизнь и похождения Пьера-Огюстена Карона де Бомарше

1

285 лет со дня рождения
24 января 1732 – 18 мая 1799

 

«Бомарше влечет на сцену, раздевает донага и
терзает все, что еще почитается неприкосновенным»

А. С. Пушкин

 

Деловой человек, негоциант и прожектер, тайный королевский агент и деятельный поборник независимости Американских штатов, собеседник и советчик министров, издатель Вольтера, изобретатель и законник.

Всем этим занимался один человек. Ворочая миллионами, он писал пьесы, следил за их постановкой, отстаивал права драматургов, выполнял приватные поручения короля. Отбиваясь от противников, посягавших на его честь и состояние, сотрясал общество своими мемуарами. Будучи лишенным гражданских прав, составлял по поручению правительства проект реформы высшего судебного органа страны.

Пьер-Огюстен появился на свет в Париже, на улице Сен-Дени, в протестантской семье. Его отец был кальвинистом, принявшим католичество ради того, чтобы обосноваться в столице. Карон-отец, часовщик, рассчитывал, что сын тоже станет часовщиком. В 1753 году были, конечно, часы стенные и карманные, но точного времени они не показывали. Все часовщики Европы отчаянно искали, как добиться равномерного хода колесиков, вельможи и простолюдины жили, отмеряя время с точностью примерно до получаса. В часах, которые мы носим на запястье, есть «спуск» Бомарше, открытие, совершившее революцию в ремесле. В девятнадцать лет он изобрел «анкерный спуск» – нововведение настолько значительное, что его попытался присвоить королевский часовщик господин Лепот, которому и в голову не приходило, что безвестный юнец вступит с ним в борьбу, огласит его «бесчестный поступок» в «Курьер де Франс» и обратится в Академию наук с просьбой изучить документы, дабы признать его, Карона-сына, создателем анкерного спуска, а почтенного господина Лепота – вором.

Скандал приносит ему известность. Первым пожелал иметь часы с анкерным спуском и сделал на них заказ Людовик XV. Пьер-Огюстен, отнюдь не страдавший застенчивостью, не только вручил футляр с часами государю, он дал понять, что может сделать часы еще меньше и, главное, гораздо более плоские. С тех пор вкус ничуть не изменился: плоские часы и по сей день в моде. Король был так доволен, что пригласил Пьера-Огюстена к утреннему туалету и приказал ему продемонстрировать свои плоские часы присутствующим вельможам. Честь, редко выпадавшая ремесленнику и тотчас по достоинству оцененная Пьером-Огюстеном. Г-жа Помпадур пожелала иметь самые маленькие часы. Пьер-Огюстен принес ей перстень. Недовольство, потом восхищение – часы, оказывается, вмонтированы в оправу вместо камня! У него повадки фокусника. Стоит ему вынуть из кармана что-нибудь новенькое, и все изумленно ахают. Но не надо заблуждаться, эта магия – плод изнурительных рабочих дней и долгих ночных бдений в отцовской мастерской. И сколько неудач! Молодому часовщику понадобилось четыре года, чтоб создать анкерный спуск и стать первым в своем ремесле.

Среди его клиентов Людовик XV, это приводит часовщика в Лувр. Тут в нем обнаруживают неожиданные таланты. Дело в том, что Карон-отец был суров в часы работы, но после ужина в доме царило веселье. Пьер-Огюстен и пять его сестер играли на клавесине, виоле, скрипке, гитаре, арфе. Они сочиняли стихи и комические сценки, которые тут же сами и разыгрывали. Об этих дарованиях Пьера-Огюстена узнают дочери Людовика XV. Принцессы томятся скукой в своих луврских покоях, пусть Карон научит их играть на арфе, молодой часовщик в совершенстве владеет этим новомодным инструментом, он даже его усовершенствовал.

2

Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен Карон становится во дворце незаменимым человеком и пленяется придворной карьерой.

В 1755 году он покупает должность «контролера королевской трапезы»: в протокольном кортеже – из кухни к королевскому столу – Карон шествует при шпаге, меж дворецким и кравчим. Необременительные обязанности контролера королевской трапезы хотя и не дают дворянских прав, но дозволяют ношение шпаги.

Вскоре Карон присваивает себе имя, звучащее совсем по-дворянски: де Бомарше – по названию небольшого владения жены, леса Марше (bois Marcher).

А в 1761 году Бомарше покупает должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях, дающую ему дворянство. Придворная должность, дворянское звание открывали выгодные деловые возможности, а Бомарше своей выгоды никогда не упускал. Более того, проникновение во дворец было шагом к политической карьере, которая смолоду влекла Бомарше.

В 1764 году он едет в Испанию. В Мадриде впервые широко разворачиваются деловые таланты Бомарше: недавний часовщик и учитель музыки пытается получить у испанского правительства подряд на торговлю с Луизианой, предлагает взять на откуп все операции по снабжению колоний рабами, добивается патента на всю хлебную торговлю в Испании. Он, как равный беседует с послами и министрами. Дает советы правительству: как наладить сельское хозяйство, торговлю хлебом и экономику колоний. Правда, Бомарше не удается осуществить ни одного из грандиозных замыслов, и он уезжает на родину.

Важное влияние на духовную атмосферу Франции оказала революция 1776 г. в Америке, которая привела к созданию США. Франция, потерпев жестокое поражение в Семилетней войне (1756-1763), в результате которой она потеряла большие колониальные владения в Америке и Индии, искала возможности взять реванш в противостоянии с Англией. Именно с этой целью она решила поддержать борьбу за независимость английских колоний в Америке. Вклад Бомарше в организацию помощи восставшим американцам был официально высоко оценен конгрессом США.

Он пытается попробовать свои силы на новом поприще – в театре. Воздухом театра Пьер-Огюстен Карон дышит с юности. Он веселится вместе с другими парижанами на спектаклях ярмарочных – или, как их уже начинают называть в ту пору, «бульварных» – театров. Фривольный XVIIIвек переносит парады – балаганные фарсы – с базарных подмостков в дворцовые залы, где в полумраке лож знатные дамы позволяют себе наслаждаться традиционно вольными сюжетами, непристойными шуточками, смачными площадными остротами. Молодой Бомарше тоже сочиняет парады. Стремясь к полноте театральной иллюзии он мечтает, чтобы зритель забыл об актере и драматурге, чтобы он погрузился в происходящее на сцене, как в самое жизнь.

Высшим достижением драматургии Бомарше была его знаменитая трилогия: «Севильский цирюльник», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Преступная мать».

В 1782 году Людовик XVI прочитал рукопись созданной Бомарше комедии «Женитьба Фигаро». Вердикт короля был суров: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве». Король оказался провидцем, под давлением общественного мнения в 1784 году вынужден был разрешить театральную постановку, ну а затем и Бастилия была разрушена!

27 апреля 1784 года в «Комеди Франсез» состоялось представление «Женитьбы Фигаро». Спектакль стал одним из самых ярких явлений в истории французского театра. Перед началом спектакля у театра собралось свыше 4000 человек. Зал был переполнен, даже знатные господа, не находя свободного места, усаживались прямо на полу в проходах или на ступеньках. «Никогда еще в «Комеди Франсез» пьесу не встречали такими воплями восторга, зал откликался на каждую реплику и то и дело аплодировал во время действия, так что спектакль длился больше пяти часов. Такого триумфа никто не знал…».

Другая история была с «Севильским цирюльником»: провалившись в пятницу, в воскресенье «Цирюльник» одержал победу. «На премьере комедия была освистана, на втором спектакле имела невероятный успех». Всякий, кто хоть немного знаком с театром, представляет себе, чего стоило добиться такого чуда. Пришлось заставить актеров разучить новые роли, а рабочих сцены – сделать необходимые изменения в декорациях. Бомарше, который всегда умел добиться невозможного, тут превзошел самого себя, этот внешне легкий, почти непринужденный триумф был, как обычно, плодом напряженного труда.

Неудача последней части трилогии: «Преступная мать, или Второй Тартюф» – объяснялась тем, что, продолжая бороться за права и равноправие чувств, Бомарше нарушил сформулированный им самим принцип: «Ни высокой патетики, ни глубокой морали, ни истинного комизма в театре нельзя достичь без острых ситуаций, неизменно возникающих из социальных несоответствий в сюжете, к которому обращается автор».

Сам Бомарше очень любил «Преступную мать» ставя ее чуть не выше остальных своих творений.

На сюжеты комедий Бомарше написали музыку замечательные композиторы. Моцарт создал оперу «Женитьба Фигаро», Россини – «Севильский цирюльник».

3 4

Последние годы он был не у дел. В Париже, в кругу семьи, провел он три самых мирных года жизни, интересуясь политикой, покровительствуя изобретателям и пожиная плоды театральной славы.

 

Книги Пьера Бомарше ждут Вас во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы. Зарегистрированные читатели могут читать электронные книги бесплатно с любого устройства с сайта ЛитРес по ссылке: http://www.litres.ru/Пьер Бомарше/. Ознакомиться с условиями пользования можно здесь: http://chelib.ru/resources/lit-res.

 

Книги П. Бомарше в фондах ЦБС

5 6

Бомарше П. Безумный день, или Женитьба Фигаро: пьесы. – М., 2004.

АБ, ЮА, Ф1, Ф5, Ф8, Ф10, Ф11, Ф13, Ф14, Ф22, Ф26, Ф27,Ф28, Ф32

 

Бомарше П. Драматические произведения; Мемуары. – М., 1971.

АБ, ЮА, КХ, Ф8, Ф14, Ф26, Ф28

 

Бомарше П. Драматическая трилогия. – М., 1982.

АБ, КХ, Ф6, Ф14

 

Бомарше П. Избранные произведения: в 2-х т. – М., 1966.

АБ

 

Спектакль Бомарше смотреть онлайн

7 8

Безумный день, или Женитьба Фигаро

 

Сайты

Афоризмы и высказывания Бомарше

Биография Пьера Бомарше

Пьер Бомарше

Театр Бомарше

 

Н.Н. Маклакова

© 2016 - 2017 МКУК ЦБС города Челябинска